Содержание
-
Итоговое сочинение 2016 – 2017
-
Поручение Президента «Обеспечить начиная с 2014/2015 учебного года учет результатов итогового сочинения в выпускных классах общеобразовательных организаций, наряду с результатами единого государственного экзамена, при приеме в образовательные организации высшего образования».
-
Итоговое сочинение как форма допуска к ГИА проводится 7 декабря 2016 года – основной день. 1 февраля 2017 года – пересдача. 3 мая 2017 года – пересдача. В школе сочинение оценивается - зачет/незачет. При поступлении в вузы сочинение рассматривается в ряду индивидуальных достижений учащихся и оценивается до 10 баллов.
-
Порядок проведения итогового сочинения Используются единые бланки для написания сочинения. Проверка сочинений осуществляется экспертами, входящими в состав комиссий образовательных организаций, с правом привлечения независимых экспертов. Во время проведения итогового сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику). На рабочем столе обучающегося помимо регистрационного бланка и бланков записи, находятся: ручка (гелевая, капиллярная или перьевая с чернилами черного цвета); документ, удостоверяющий личность; при необходимости лекарства и питание; орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации. Во время проведения итогового сочинения запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
-
Литературоцентричность выпускного сочинения Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использование примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
-
Безусловные критерии оценки итогового сочинения(содержание, структура, стиль)
Соответствие заданной теме. Глубина и полнота ее раскрытия. Логичность в изложении мыслей. Стилевое единство. Грамотность.
-
К проверке допускаются итоговые сочинения, соответствующие следующим требованиям: Требование № 1. «Объем итогового сочинения» Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такие итоговые сочинения не проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями оценивания). Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника. Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такие итоговые сочинения не проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями оценивания).
-
Критерии оценивания итогового сочинения в школе
Сочинение оценивается по 5 критериям. Для получения «зачета» необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. На работу отводится 3 часа 55 минут.
-
Критерий № 1 (основной) «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
-
Критерий № 2 (основной) «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
-
Критерий № 3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
-
Критерий № 4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
-
Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотностьвыпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
-
Критерии оценивания итогового сочинения в вузе
Сочинение оценивается по 10 критериям с учетом его объема. Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов. При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
-
К 1. Соответствие теме Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. 2 балла. Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. 1 балл. Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. 0 балл.
-
К 2. Аргументация. Привлечение литературного материала Выпускник при раскрытии темы строит рассуждение на основе не менее 1 произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.). 2 балла. Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу произведения; и/или ограничивается его простым пересказом; и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. 1 балл. Сочинение написано без привлечения литературных произведений, или они лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок. 0 баллов.
-
К 3. Композиция Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. 2 балла. Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается. 1 балл. Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна. 0 баллов.
-
К 4. Качество речи Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. 2 балла. Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 1 балл. Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. 0 баллов.
-
К 5. Оригинальность сочинения Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. 1 балл. Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. 0 балл.
-
К 6. Речевые нормы Допущено не более 2 речевых ошибок. 2 балла. Допущены 3-4 речевые ошибки. 1 балл. Допущены 5 и более речевых ошибок. 0 баллов. К 7. Орфографические нормы Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. 3 балла. Допущены 2-3 орфографические ошибки. 2 балла. Допущены 4-5 орфографических ошибок. 1 балл. Допущено более 5 орфографических ошибок. 0 балл.
-
К 8. Пунктуационные нормы Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. 3 балла. Допущены 2-3 пунктуационные ошибки. 2 балла. Допущены 4-5 пунктуационных ошибок. 1 балл. Допущено более 5 пунктуационных ошибок. 0 баллов. К 9. Грамматические нормы Допущено не более 2 грамматических ошибок. 2 балла Допущены 3-4 грамматические ошибки. 1 балл. Допущено 5 и более грамматических ошибок. 0 баллов. К 10. Фактическая точность в фоновом материале Фактические ошибки отсутствуют. 1 балл. Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более). 0 баллов. МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ – 20 баллов.
-
Вопросы и ответы Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения? Литературный материал берется из отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика. В каких случаях за сочинение может быть выставлен "зачет"? Для получения «зачета» необходимо иметь положительный результат по критериям №1 (соответствие теме) и №2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке); выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно. В каком жанре нужно писать итоговое сочинение? Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания. Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса? Формулировки тем могут быть цитатными и в форме проблемного вопроса.
-
Темы 2015 г. Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху? Как связаны понятия «дом» и «отечество»? Что такое «любовь к жизни»? На пути к благородной цели все ли средства хороши? Почему некоторые книги люди перечитывают?
-
Инструкция для учащихся Выберите 1 из предложенных тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
-
-
Можно ли будет списать? Заслоном станет проверка на антиплагиат. Сочинение должно быть оригинальным. Если оно списано из какого-либо источника, включая Интернет, то за него ставится «незачет».
-
«Если выпускник школы не может грамотно выразить свою мысль или хотя бы пересказать чужую, то аттестат какой зрелости он получает?». Н.Д. Солженицына
-
Сочинение проверяет широту кругозора, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
-
Темы сочинений разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых тематических направлений, сформулированных Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений (по одной теме от каждого тематического направления).
-
Этапы подготовки к итоговому сочинению Проработка каждого тематического направления. Чтение литературных произведений по списку. Освоение технологической модели сочинения. Написание сочинений, их анализ и коррекция.
-
Тематические направления (блоки) 2016 – 2017 года
Разум и чувство. Честь и бесчестие. Победа и поражение. Опыт и ошибки. Дружба и вражда.
-
"Мы предлагаем максимально широкие направления для тем сочинений, которые сформулированы как ключевые слова или метафоры. Эти метафоры и концепты обрастут конкретными темами“. Н.Д.Солженицына. «Концепты появляются в глубокой древности и прослеживаются через взгляды мыслителей, писателей и рядовых носителей языка вплоть до наших дней». В.А.Маслова
-
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Отношения между членами каждой пары разнообразны. Это не только антонимы («волна и камень, стихи и проза, лед и пламень»). Антитеза служит стимулом для возникновения электрического разряда мысли. Этим она отличается от проблемного вопроса и от темы-понятия, строящейся вокруг одного смыслового центра.
-
«Разум и чувство» Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
-
Разум и чувство Разум или чувство Разум VS чувство (в смысле взаимообратимости)
-
РАЗУМ. 1. Способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. 2. Ум, интеллект, умственное развитие. Ни ума, ни разума у кого-н. (совсем глуп; разг.). ЧУ́ВСТВО. 1. Способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия. Внешние чувства (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Органы чувств. Ч. боли. Шестое ч. (чутьё, интуиция). 2. Состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать окружающее. Лишиться чувств (упасть в обморок, впасть в бессознательное состояние). Привести, прийти в ч. Без чувств кто-н. (без сознания). 3. Эмоция, переживание. Ч. радости. Ч. огорчения. 4. Осознанное отношение к чему-н. Ч. собственного достоинства (самоуважение). Ч. юмора (способность видеть и понимать смешное). Ч. долга. Ч. ответственности. Ч. нового. 5. То же, что любовь.
-
-
-
Разум и чувства друг друга дополняют. Разум принимает решение на основе данных, предоставляемых чувствами, и его решение может находится как в русле того, что ему подсказывают чувства, так и противоречить тому, к чему чувства подталкивают. Это может быть частичное согласие, или явное противоречие и конфликт: когда чувства говорят "Хочу!", а разум говорит "Нужно". Исход конфликта зависит как от силы разбушевавшихся чувств, так и от силы разума. Если разум слаб, а чувства сильны, разум согласится с тем, что диктуют ему чувства. Однако сила чувств определяет не все. Многое зависит и от силы разума и уровня развития личности. Чем он ниже, тем чаще вопрос решается на уровне чувств. Чем выше - тем чаще идет обращение к разуму. У сильной личности конфликты разума и чувств сведены к минимуму. Содружество разума и чувств возможно и необходимо, при этом важно не столько их равноправие, а иерархия: хорошо воспитанные чувства дают энергию и тонкую информацию о своем и чужом состоянии, а разум помогает принять ответственные решения.
-
Примерные темы Раздумье о разуме и чувстве. Как разум и чувство влияют на устремления и поступки человека? Разум и чувство: гармония или противоборство?. Тема разума и чувства в литературе (на примере одного произведения по выбору). Герои литературных произведений перед выбором между велением разума и подсказкой чувства.
-
Примерные темы Почему важно контролировать свои чувства? Что значит «шестое чувство»? Что происходит, когда «ум с сердцем не в ладу»? Что лучше предостережет от ошибок: чувство или разум? Бывает ли любовь разумной?
-
Список произведений
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Н.М Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. А.Н. Островский. Гроза. Бесприданница. И.С. Тургенев. Ася. Хорь и Калиныч. Отцы и дети. Н.С. Лесков. Леди Макбет Мценского уезда. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Л.Н. Толстой. Война и мир. Ф.И. Тютчев. О, как убийственно мы любим… И.А. Бунин. Легкое дыхание. А.И. Куприн. Гранатовый браслет. Е. Замятин. Мы. М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.
-
гнездо – дом – семья – Россия Д.И. Фонвизин. Недоросль. Н.М. Карамзин. Бедная Лиза А.С.Пушкин. Евгений Онегин. В.А. Жуковский. Лесной царь. . А.С. Пушкин. Евгений Онегин. М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. И.С. Тургенев. Хорь и Калиныч. Л.Н. Толстой. Война и мир. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. М. Булгаков. Собачье сердце. И.С. Тургенев. Отцы и дети.
-
Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном
-
Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо 3.
«Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость же непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости».
-
Цитаты
Разум обретает ценность лишь тогда, когда он служит любви. Сент-Экзюпери Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла. Фирдоуси ...Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. В. Г. Белинский Разум — счастливый дар человека и его проклятие. Эрих Фромм Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя. Х.Джубран Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. М.М.Пришвин Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти. Шамфор
-
Все мы плывем по волнам океана; разум служит нам компасом, а страсти – ветром гонящим нас. А. Поп Без известной умственной культуры не может быть и утонченных чувств. А. Франс Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце. Шиллер Ф. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. А. де Сент-Экзюпери Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет. Мольер
-
Страсти в человеке постоянно бодрствуют, высматривая себе добычу, рассудок же спит, пока его не разбудят. Гердер Лучшее средство для спокойствия сердца – работа ума. Левис Страсть - опьянение ума. Саути Где ум работает, там сердце отдыхает. Буффлер Не становись богат умом настолько, чтобы ты стал беден душой. Людвиг Сердце может прибавить ума, но ум не может прибавить сердца. А. Франс Разум ищет, а сердце находит. Жорж Санд У сердца есть свой разум, который нашему разуму неизвестен. Паскаль
-
«Сила чувства – красноречие сердца, а убедительность – красноречие ума, и если красноречие ума соединится с красноречием сердца, то нет сил им противостоять». Кошанский Н.Ф.
-
«Честь и бесчестие» В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
-
Честь, авторитет, уважение, достоинство человека, которое признается окружающими. Бесчестие. Всякое действие, противное чести (наносить бесчестье, стыд, срам, позор, поношение, поругание). Отсутствие чести; позорное поведение и позорность поступка. Пословицы. Смерть лучше бесчестья. Бесчестье хуже (тяжелее) смерти. Бесчестный, в ком или в чем нет чести, честности, правды. Бесчестный человек готов на бесчестное дело.
-
Примерные темы Что значит быть верным правилам чести? Что значит идти дорогой чести? Возможен ли компромисс с совестью? Быть или не быть?.. «Береги честь смолоду…» Что такое честь и бесчестие? Честь истинная и мнимая.
-
Цитаты
Кто теряет честь, сверх того уже ничего потерять не может. Публилий Сир Торгуя честью, не разбогатеешь. Ф.М.Достоевский Честь может быть потеряна только однажды. Э.М. Капиев Честь нельзя отнять, её можно потерять. А.П.Чехов Честная смерть лучше бесчестной жизни. Тацит Честь дороже жизни. Ф. Шиллер Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем. «Пока сердца для чести живы…»
-
Произведения
Д.И. Фонвизин. Недоросль. К.Ф. Рылеев. Иван Сусанин. А.С. Грибоедов. Горе от ума. А.С. Пушкин. Капитанская дочка. М. Ю. Лермонтов. Песнь про царя Ивана Васильевича… Н.В. Гоголь. Тарас Бульба. Л.Н. Толстой. Война и мир. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Идиот.
-
А.И. Куприн. Поединок. М.И. Булгаков. Белая гвардия. Мастер и Маргарита». В. Каверин. Два капитана. М.А. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон. В. Быков .Сотников. Д.С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. В. Дудинцев. Белые одежды. В.Г. Распутин. Живи и помни. Дочь Ивана, мать Ивана.
-
Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасномПисьмо 10. ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ
«Представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце. «Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т.д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много. Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души».
-
Победа и поражение
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами. В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
-
Примерные темы
Размышление о победе и поражении в истории. Победа и поражение в любви. Победа и поражение в борьбе отцов и детей. Борьба с самим собой: победа или поражение?. Победа VSпоражение. Можно ли преодолеть самого себя? «Победителей не судят…» Когда поражение оборачивается победой?
-
Цитаты
«Величайшая победа — победа над самим собой». Цицерон Выигрыш с проигрышем в одних санях ездят. Русская пословица. Хочешь побеждать, умей проигрывать. Поражение и победа одинаковы на вкус. У поражения - вкус слез. У победы - вкус пота. Ольга Муравьева.
-
Список произведений
Слово о полку Игореве. А.С. Грибоедов. Горе от ума. М.Ю. Лермонтов. Бородино. Л.Н. Толстой. Война и мир. М.А. Шолохов. Судьба человека. Б. Васильев. А зори здесь тихие.
-
А.С. Пушкин и В.А. Жуковский Пушкин считал себя учеником Жуковского. В 1820 году он прочитал учителю свою поэму «Руслан и Людмила». Она настолько понравилась Жуковскому, что он подарил молодому поэту свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».
-
«Опыт и ошибки» В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
-
Опыт. Основанное на практике познание действительности; в широком смысле — единство умений и знаний. Ошибки. Свойство ошибки в том, что ее принимают за истину. Именно этим ошибка отличается от лжи (мы можем понять, что нам лгут, но не в состоянии понять, что сами ошибаемся). Поэтому ошибка всегда бывает невольной. Ошибка — это ложная идея, принимаемая за истинную. Люди ошибаются по незнанию или от бессилия. Ошибка не является противоположностью знания: всякое знание частично и незакончено. Следовательно, ошибка — неизбежный элемент мышления и труда.
-
Примерные темы Ценность жизненного опыта для человека и общества. Размышление о взаимосвязи жизненного опыта и ошибок. Такие разные ошибки…. Можно ли жить, не ошибаясь? «… опыт, сын ошибок трудных…» (А.С.Пушкин) Как вы понимаете высказывание “Жизнь прожить - не поле перейти”? Можно ли заменить жизненный опыт читательским?
-
Цитаты
«Мудрость есть дочь опыта». Леонардо да Винчи «Опыт — полезный подарок, которым никогда не пользуются». Ж. Ренар Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика. Т. Карлейль Опыт — это сумма совершенных ошибок. Франсуаза Саган Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки. Лоуренс Питер
-
Список произведений
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Капитанская дочка. М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. Л.Н. Толстой. Война и мир. Анна Каренина. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Н.С. Лесков. Очарованный странник. М.А. Шолохов. Тихий Дон. М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Собачье сердце.
-
Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо восемнадцатоеИскусство ошибаться
«Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее. И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае».
-
«Дружба и вражда» Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними. Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
-
Дружба. Разновидность отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. По преданию, Пифагор словом «дружба» обозначил принцип единения в мире всех со всеми. По Аристотелю, друг представляет для друга ценность сам по себе; друзья «наслаждаются взаимным общением», они делят друг с другом горе и радости. Друзей отличает единомыслие, которое проявляется также в поступках. Цицерон описывает дружбу как совершенные и нравственно-прекрасные отношения. В философской мысли последующих времен сохраняется противопоставление дружбы как безусловно бескорыстных отношений отношениям эгоистическим, характерным для вражды.
-
Примерные темы Ценность человеческой дружбы. Возможно ли взаимопонимание между людьми? Почему люди и народы враждуют?. Дружба VS вражда. Друзья – враги.
-
Произведения
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. И.С. Тургенев. Отцы и дети. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Л.Н. Толстой. Война и мир.
-
-
Ключевые произведения русской классической литературы – «энциклопедии жизни»
Евгений Онегин. Капитанская дочка. Герой нашего времени. Отцы и дети. Преступление и наказание. Война и мир. Тихий Дон. Мастер и Маргарита.
-
Энциклопедия литературных произведений. – М.: Вагриус, 1998. Скубачевская Л. А. ЕГЭ. Литература. – М.: 2014. Бугров Б.С. Русская литература XIX–XX веков. Учебное пособие для поступающих в вузы. – в 2-х т. – М.: МГУ, 2013. Русская литература начала XX века. Хрестоматия. (составитель Н.А. Трифонов). М. : Просвещение, 1987. Цуркан В.В. Антология художественных концептов русской литературы XX века. М., 2013. http://sochinenie11.ru/ http://neznaika.pro/video/
-
Комплекс речемыслительных умений, необходимых для написания сочинения умение понять тему, осмыслить и раскрыть ее суть; • умение подчинить свое сочинение определенной мысли; • умение собирать нужную информацию из различных источников, включая жизненный опыт; • умение систематизировать материал, составлять план и излагать мысли в соответствии с ним; • умение использовать средства языка в соответствии с нормами; • умение составлять, совершенствовать, редактировать текст.
-
Система эффективных приемов написания сочинения Логическая трансформация темы, составление плана, написание отдельных частей сочинения, многоаспектный анализ готовых сочинений, развитие навыка рецензирования своей и чужой работы, редактирование текста.
-
Работа над сочинением начинается с «изобретения содержания»: понимания темы, определения ее объема и границ, отбора и систематизации необходимого материала.
-
Основа сочинения-рассуждения – это чётко сформулированная, понятная и обоснованная с разных позиций главная мысль.
-
Логическая трансформация темы Тема-понятие => тема-вопрос => тема-суждение (тезис). Формула сочинения-рассуждения Рассуждение = Тезис + Доказательства.
-
Расположение (композиция сочинения)
Вступление: историческое, аналитическое, биографическое, сравнительное, публицистическое и др. Основная часть расписывается по формуле рассуждения. Заключение: вывод (обобщение аргументов); заключение-следствие (новаямысль).
-
Структура сочинения
У сочинения должна быть рамка. Это зачин и концовка, которые могут быть оформлены в виде цитаты. В данном случае это готовые элементы сочинения. Основная часть также пишется по определенной риторической модели.
-
Памятка длянаписания итогового сочинения Для введения: определить значение каждого ключевого слова в формулировке темы – это поможет остаться в ее рамках. Используя прием логической трансформации темы, определить «царствующую мысль» – тезис, который должен красной нитью проходить через все сочинение. Для основной части: подобрать примеры-доказательства тезиса; приводя их, ссылаться на позицию автора произведения, а не пересказывать его содержание. Для заключения: в этой части сочинения в лаконичной форме обобщается сказанное и ставится «яркая завершающая точка» (можно использовать цитату). Композиция: в сочинении нужно продумать последовательность расположения всех его частей, сделать «мостики» – переходы от одной части сочинения к другой, чтобы обеспечить связность изложения. Написав сочинение, проверить, соответствуют ли вступление и заключение друг другу, раскрыта ли тема в основной части. Качество речи: в сочинении следует использовать средства и приемы, способствующие выразительности (тропы и фигуры речи). Грамотность: внимательно перечитать сочинение, исправить ошибки, переписать черновик.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.