Содержание
-
Литературные направления, течения, имена Серебряный век русской поэзии
-
«Русский ренессанс»«Серебряный век»впервые термин употребил Н.Бердяев, выступая у Д.Мережковского Серебряный век – не научный термин, а метафора, обозначающая то, что происходило в искусстве на рубеже 19-20 веков. (В.М.Акимов) русский ренессанс серебряный век
-
Термин «золотой век» принадлежит В.Г.Белинскому (первая половина 19 века). Вершиной является «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, где Божий суд и человеческий побеждают зло, а русская жизнь воспринимается как домашний очаг. золотой век русской поэзии
-
«Был на свете самый чистый и светлый праздник! Он был воспоминанием о золотом веке, высшей точкой того чувства, которое теперь на исходе –чувство домашнего очага» А. Блок:
-
Что счастие? Короткий миг и тесный, Забвенье, сон и отдых от забот… Очнёшься – вновь безумный, неизвестный И за сердце хватающий полёт. А.Блок:
-
«В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединили чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё это происходило в довольно замкнутом кругу» Н.Бердяев:
-
1892 - лекция Д.Мережковского « О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» 1892 – сборник «Символы» 1917 – Октябрьская революция (1921 – гибель Н.Гумилёва, смерть А.Блока) границы серебряного века
-
Модернизм (фр. Moderne – новейший, современный)
отрицание социальных ценностей, реализма, создание поэтической культуры, содействующей духовному совершенству человека. Декаданс(лат. Dekadentia – упадок) -состояние безнадёжности, неприятие общественной жизни, стремление уйти в узколичный мир
-
«Серебряный век – это определённая система литературной жизни, изнутри организованная совокупностью явлений, обстоятельств; живая, меняющаяся, но устойчивая структура. Это не только время, но и отношение писателя к нему, которое осознаётся как целенаправленное воссоздание в своём творчестве образа мира и времени в тех формах, которые диктует эпоха» (В.М.Акимов)
-
Модернизм в живописиЛеонид Бакст: «Автопортрет» «Ужин» «Портрет Александра Бенуа» «Зинаида Гиппиус»
-
Пётр Кончаловский«Порт в Сиене»1912«Хлебы на зелёном» 1913
-
Давид Бурлюк:«Время», «Кубофутуристическая композиция»
-
Модернизм в архитектуре
-
Литературные направления
Символизм: выражение идей посредством символов; в поэзии – метафоричность, иносказательность, «поэзия намёков» Акмеизм: мужественный и ясный, твёрдый и непосрелственный взгляд на жизнь Футуризм (от лат. «будущее»): стихийное ощущение «неизбежности крушения старья», «словотворчество и словоновшество», смешение стилей и жанров
-
Программные документы
Символизма: Брюсов В. «Ключи тайн» К.Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии» Акмеизма: Н.Гумилёв «Наследие символизма и акмеизм» О.Мандельштам «Утро акмеизма» Футуризма: «Пощёчина общественному вкусу»/Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, А.Кручёных/ «Слово как таковое», «Садок судей»
-
Художественные особенности символизма
Критерий познания у символистов -внутренний духовный опыт Культ «впечатления» (импрессионизм) и формы Эстетические категории: - символ («символ – окно в бесконечность» /Ф.Сологуб) - музыка как 1)общефилософское понятие 2) «техническое» (звуковое и ритмическое сочетание фактуры стиха /»звукопись»)
-
Художественные особенности акмеизма
Эстетические категории: Память как сохранение культурных ценностей Жизнь с её нравственными ценностями В языке - ясность и простота, чёткость образов («слово самоценно»)
-
Художественные особенности футуризма
Устремлённость в будущее («будетляне») Отрицание «старого» искусства Смешение стилей и жанров Обновление языка, выражавшееся в создании новых слов, отрицании знаков препинания и т.д. («речетворцы»)
-
Поэту какого направления принадлежат стихи? Какое название вы дадите стихам?
Шорох в глуши камыша, Шелест - шуршанье вершин, Шум в свежей чаще лощин, Шёпот души заглуша, Шёпот, смущенье и дрожь, Ширью и тишью живёшь. Шумом в глуши камыша, Шелестом вешних вершин, Шорохом в чаще лощин. Ответ: Символизм, В.Брюсов «Шорох»
-
Мне мило отвлечённое: Им жизнь я создаю... Я всё уединённое, Неявное люблю. Я - Раб моих таинственных, Необычайных снов... Но для речей единственных Не знаю здешних слов... Ответ: Символизм, З.Гиппиус
-
Дверь полуоткрыта, Веют липы сладко... На столе забыты Хлыстик и перчатка. Радостно и ясно - Завтра будет утро, Эта жизнь прекрасна, Сердце, будь же мудро. Ответ: акмеизм, А.Ахматова
-
Згара-амба. Згара-амба. Згара-амба. Амб. Амб-згара-амба. Амб-згара-амба. Амб. Шар-шор-шур-шир. Щар-диск. Ламп-диск. Брось-диск. Иск-иск-иск-иск. Пень. Лень. День. Тень. Перевень. Перемень. Пок. Лок. Док. Ток. Перемок. Перескок. Рча-рча. Амс. Ответ: футуризм, В.Каменский «Жонглёр»
-
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом, По аллее олуненной Вы проходите морево... Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева, А дорожка песочная от листвы разузорена... Ответ: футуризм, И.Северянин
-
Имена
-
Д.Мережковский
Всю жизнь искать я буду страстно, И не найду, и не пойму, Зачем люблю Его напрасно, Зачем нет имени Ему.
-
Константин Бальмонт
Я – изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты – предтечи…
-
Иннокентий Анненский
Над высью пламенной Синая Любить туман её лучей, Молиться Ей, Её не зная… («Поэзия», 1904)
-
Фёдор Сологуб
Среди шатания и общей смуты, Чтобы внимание подростков поотвлечь И наложить на пагубные мысли путы, Понадобилась нам классическая речь
-
Зинаида Гиппиус
Однообразно и пустынно, Однообразием сильна, Проходит жизнь… и в жизни длинной Любовь одна, всегда одна. «Любовь – одна»1896
-
Валерий Брюсов
Мой дух не изнемог во мгле противоречий. Не обессилел ум в сцепленьях роковых. Я все мечты люблю, мне дороги все речи, И всем богам я посвящаю стих. «Я», 1899
-
Андрей Белый
Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой – Мать Россия, о родина злая, Кто же так пошутил над тобой? «Родина», 1908
-
Давид Бурлюк
Каждый молод молод молод В животе чертовский голод Так идите же за мной… За моей спиной Я бросаю гордый клич Этот краткий спич! «Оп.75», 1913
-
Игорь Северянин
Не пой толпе! Ни для кого не пой! Для песни пой, не размышляя – кстати ль! Пусть песнь твоя – мгновенья звук пустой,- Поверь, найдётся почитатель. «Поэту», 1907
-
Николай Гумилёв
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далёко, далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф. «Жираф», 1907
-
Велимир Хлебников
Вечер. Тени. Сени. Лени. Мы сидели, вечер пья. В каждом глазе – бег оленя, В каждом взоре – лёт копья. 1908
-
Осип Мандельштам
Я так же беден, как природа, И так же прост, как небеса, И призрачна моя свобода, Как птиц ночные голоса 1910
-
Поэтическая эмблема серебряного века – «Незнакомка» А.Блока
-
Своеобразный символ серебряного века
Имена
-
Тест по теме «Серебряный век»
1.Определите по характерным признакам литературное направление Авангардистское течение, сформировавшееся на принципах бунтарства, анархичности мировоззрения, отрицающее культурные традиции, делающее попытку создания искусства, устремлённого в будущее
-
2.Назовите течение начала 20 века, представители которого отвергали эстетику символизма и ратовали за «прекрасную ясность» в изображении жизни 3.Символ и музыка – основные эстетические категории…
-
4. Какое слово является индивидуально-авторским неологизмом? В смокинг вштопорен, Побрит, что надо, по гранд по опере гуляю грандом. Смотрю – в антракте- Красавка на красавице (В.Маяковский) А) вштопорен Б)грандом В) красавка
-
5. Какие эпитеты использовал Н.Гумилев в этом тексте? Город, как голос наяды, В призрачно-светлом былом, Кружев узорней аркады; Воды застыли стеклом… Лев на колонне, и ярко Львиные очи горят, Держит Евангелие Марка, Как серафимы, крылат. А) индивидуально-авторские Б) постоянные эпитеты
-
Автор презентации – Луговая В.В., учитель русского языка и литературы ГБОО ШИ № 576
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.