Содержание
-
Литературные течения начала 20в.
«Это был предвоенный предгибельный расцвет символизма, импрессионизма – немало до революции было «измов» в литературе, и сама литература кипела. (…) Лишь немногие чувствовали, что кипение это предсмертное. Думал ли кто о грядущем убожестве «соц.реализма», не знаю.» Борис Зайцев
-
Откуда взялся термин «серебряный век русской литературы»?
Н.А.Оцуп, соратник Н.С.Гумилева, ввел в 1933г. в парижском журнале «Числа» термин «золотой век» по отношению к эпохе А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого (т.е. 19 столетие). Последовавшие за ним три десятилетия (конец 19-начало 20 в.) именовал «серебряным веком». Сходство эпох в «чувстве особенной, трагической ответственности за общую судьбу».
-
В.С.Соловьев (1853-1900)
Болезненная реакция на социальную борьбу, на призывы к насилию, породила неорелигиозные искания эпохи. Этот философ считал, что воссоединение человека с Богом возможно достичь силою прозрения через религию, или через искусство, или через совершенную земную любовь. Эта мысль была очень популярна среди поэтов начала 20 века.
-
Основные вехи серебряного века:
1892г. - Доклад Д.Мережковского «О новых течениях современной русской литературы». 1921г. - Смерть А.Блока, расстрел Н.Гумилева
-
Русский модернизм
Символизм Футуризм «Символ – (от англ. «futurе» - окно в бесконечность» будущее) Ф.Сологуб Акмеизм «прекрасная ясность»
-
Башня Вячеслава Иванова
"И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл…" Анна Ахматова
-
Символизм
В основании символизма философия Платона, его мысль о существовании идеального мира, только отблеск которого доходит до нас. Отсюда у поэтов тоска по нездешнему, мистицизм и вера в то, что познать мир можно только через символ. Д.Мережковский Их органом стал В.Брюсов журнал «Весы», К.Бальмонт знаменитым местом Ф.Сологуб встреч – «Башня» Вяч. З.Гиппиус Иванова (квартира в А.Белый угловом здании в центре А.Блок Петербурга). Вяч.Иванов
-
Валерий Брюсов
-
Ф.Сологуб
Я - бог таинственного мира,Весь мир в одних моих мечтах.Не сотворю себе кумираНи на земле, ни в небесах.Моей божественной природыЯ не открою никому.Тружусь как раб, а для свободыЗову я ночь, покой и тьму.
-
Дмитрий МережковскийиЗинаида Гиппиус
…Полуувядших лилий ароматМои мечтанья легкие туманит.Мне лилии о смерти говорят,О времени, когда меня не станет.
-
Задание:
Найдите в Хрестоматии, часть1 стихотворение Д.Мережковского «И хочу, но не в силах любить я людей…». В каких строчках звучит тоска поэта по нездешнему? Почему поэт чувствует себя чужим среди людей? А где ему хорошо? Как поэт оценивает это свое состояние души?
-
К.Бальмонт
-
Константин Бальмонт
Я обещаю вам сады,Где поселитесь вы навеки,Где свежесть утренней звезды.Где спят нешепчущие реки.Я призываю вас в страну,Где нет печали, ни заката,Я посвящу вас в тишину,Откуда к бурям нет возврата.Я покажу вам то, одно,Что никогда вам не изменит,Как камень, канувший на дно,Верховных волн собой не вспенит.Идите все на зов звезды,Глядите, я горю пред вами.Я обещаю вам садыС неомраченными цветами. Найдите стихотворение К.Бальмонта «Безглагольность». Какая строчка повторяется дважды? Почему? Почему стихотворение так названо? Какие строчки этого стихотворения созвучны мыслям Д.Мережковского?
-
А.Белый А.Блок
-
Акмеизм
Так назвала свое направление группа поэтов, входящих в литератур- ное объединение «Цех поэтов», которое возглавлял Николай Гумилев. Они считали, что поэтическому ремеслу можно научить любого человека, как и всякому другому ремеслу. В «Цехе» молодые поэты учились владеть своим вдохновением, достигать полнозвучного образа, строить поэму так, чтобы она «не разваливалась». Они читали свои стихи, разбирали их. Н.Гумилев О.Мандельштам А.Ахматова М.Зенкевич В.Нарбут Их органом стал журнал «Аполлон».
-
Признаки акмеизма:
Высокий уровень культуры, образованность (широкое использование в своих стихах французских слов, латыни, библейских образов). Особо почтительное отношение к наследию А.С.Пушкина, как к образцу ясной и мудрой поэзии. Стремление к пушкинской лаконичности. (Например, излюбленный размер А.Ахматовой – 12 строчек) Все образы и символы должны быть понятны читателю. Через пристальное внимание к деталям постигать глубину мысли. (Например, строчки стихотворения А.Ахматовой «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки» стали знаменитыми, потому что в этом простом движении передана крайняя растерянность и смятенность женской души)
-
Зачем притворяешься ты То ветром, то камнем, то птицей? Зачем улыбаешься ты Мне с неба внезапной зарницей? Не мучь меня больше, не тронь! Пусти меня к вещим заботам… Шатается пьяный огонь по высохшим, серым болотам. И Муза в дырявом платке Протяжно поет и уныло. В жестокой и юной тоске Ее чудотворная сила. А.Ахматова. 1915г.
-
Георгий Иванов. Синий вечер, тихий ветерИ (целуя руки эти)В небе розовом до края -Догорая, умирая...В небе розовом до мукиПлыли птицы или звезды,И (целуя эти руки)Было рано или поздно -В небе розовом до края,Тихо кануть в сумрак томный,Ничего, как жизнь, не зная,Ничего, как смерть, не помня.
-
Осип Мандельштам лучший поэт XX века, по мнению Ахматовой, "заложник вечности". Прочтите в Хрестоматии, часть1, стихотворение О.Мандельштама «Мне холодно…» Какие неожиданные образы-сравнения встречаются при описании города? За ними – отношение поэта к Петербургу. Каково же оно?
-
Задание:
Прочтите в Хрестоматии, часть1 стихотворение О.Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Поэт читает «Иллиаду» Гомера, а там на полутора страницах перечисляются названия кораблей – что в этом увидел поэт? Что почувствовал в этих словах? Почему история завоевания Трои позволяет сделать автору вывод: «Все движется любовью»? Любовью к кому движется даже море? Как понять две последние строчки?
-
Футуризм
Сначала эти поэты назвали себя «будетляне» - они стремились сделать свою жизнь самим и стать законодателями для жизни других. Они выпустили сборник «Пощечина общественному вкусу», в котором утверждали: «Только мы – лицо нашего времени». Предлагали: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. с Парохода Современности». Устанавливали свои права на придумыва- ние новых слов, отрицали грамматику и правописание. Их девиз: «Долой старье!» в прямом и переносном смыслах. И.Северянин В.Маяковский В.Хлебников Д.Бурлюк Н.Бурлюк В.Каменский
-
Задание:
Прочтите в Хрестоматии, часть1, отрывок из трактата футуристов «Пощечина общественному вкусу». Почему у этого трактата такое странное название? Приведите примеры, подтверждающие вашу мысль.
-
Страница из книги В.Хлебникова «Разин»
-
Задание:
Найдите и прочитайте стихи В.Хлебникова «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы» и др. Почему ТАК мог написать только поэт-футурист? Какие новые слова придумал поэт? 3. Футуристы большое значение придавали форме стихотворения, его звучанию в ущерб смысла. Найдите среди стихотворений В.Маяковского написанные «лесенкой». Как меняется логическое ударение в строчке?
-
И.Северянин
…Мы живем, словно в сне неразгаданном,На одной из известных планет.Много есть, чего вовсе не надо нам,А того, что нам хочется - нет... …Как хороши, как свежи будут розы Моей страной мне брошенные в гроб! король поэтов
-
И.Анненский
Мать - Мария Е. Кузьмина-Караваева
-
А. Вертинский
Наши встречи минуты, наши встречи случайны,Но я жду их, люблю их, а ты?Я другим не скажу нашей маленькой тайны,Нашей тайны про встречи, мечты.Разве можно глазам запретить улыбнуться?Разве стыдно, другую любя,Подойти и пройти, лишь глазами коснуться,Лишь глазами коснуться тебя...Кто же выдумал все эти "надо", "не надо",Надо только запомнить, сберечьИ влюбленную ненависть каждого взглядаИ пожатье презрительных плеч.Ведь расчерчены дни, лишь минуты бескрайни,Ведь живут так недолго цветы.Наши встречи - мгновенья, наши встречи случайны, Но я жду их, люблю их, а ты?..
-
Б.Пастернак М.Цветаева
-
Максимилиан Волошин, или просто Макс. Его дом в Коктебеле стал приютом для многих поэтов Серебряного века...
"На дне преисподней"Памяти А. Блока и Н. Гумилева С каждым днем все диче и все глушеМертвенная цепенеет ночь. Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит:Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь. Темен жребий русского поэта:Неисповедимый рок ведет Пушкина под дуло пистолета,Достоевского на эшафот. Может быть, такой же жребий выну,Горькая детоубийца, - Русь! И на дне твоих подвалов сгину,Иль в кровавой луже поскользнусь, Но твоей Голгофы не покину,От твоих могил не отрекусь.Доконает голод или злоба,Но судьбы не изберу иной: Умирать, так умирать с тобой И с тобой, как Лазарь, встать из гроба! 1922
-
Подведем итог.
Какой период русской литературы назван серебряным веком? Что объединяло всех поэтов этого периода? К какому направлению относились эти поэты? Назовите их имена.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.