Содержание
-
Тема: Образ Емельяна Пугачёва.Историческая правда и художественный вымысел в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. А.С.Пушкин.
-
Цель:
Узнать историческую правду и особенности художественного вымысла.
-
Вопрос:
Соответствует ли образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» реальной исторической личности?
-
Историки о Пугачеве Е.
«Емелька Пугачёв, бесспорно, принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумить порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какою адской злобою может быть преисполнено его сердце».
-
«Имя страшного бунтовщика гремит еще в краях, где он свирепствовал.
Народ живо еще помнит кровавую пору, которую – так выразительно – прозвал он пугачевщиною». «История Пугачева»
-
Проблематика произведения «Капитанская дочка»
Милосердие и жестокость Тема народного бунта Тема чести и милосердия Народ и власть Образ Пугачева Честь и предательство
-
1765 год «Указ о праве помещиков отдавать крепостных крестьян на каторгу» 1767 год «Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков» Историческая правда
-
Год рождения:1742 Имя при рождении: Емельян Иванович Пугачёв Место рождения: станица Зимовейская Социальное положение: донской казак Род деятельности: Участник русско-турецкой войны (1768-1774); Предводитель Крестьянской войны (1773-1775). Участник семилетней войны (1756-1763); Подпись неграмотного Пугачёва
-
План наступления Пугачёва
-
Из обращения Е. Пугачёва к народу (1774 год) «Манифест»
-
Яицкий городок. Сентябрь 1773 года. На стороне восставших: 2500 человек 20 пушек
-
Историческая правда. Вывод:
Мужицкий царь Предводитель бунта Умный и отважный Жестокий Трагическая судьба
-
Художественный вымысел
Гениальный русский поэт Пушкин- историк--- это явление особенное. В повести «Капитанская дочка» Пушкин в художественной форме возвращается к событиям 1773-1775 г.г. Провел серьезное историческое исследование по тематике Пугачевского бунта. И в художественной форме донес до нас дух эпохи, характеры и чувства людей восемнадцатого века.
-
«Капитанская дочка». Глава 2. «Вожатый». «Ваше благородие! за ваше здоровье!» Художник С. Герасимов
-
-
-
Емельян Пугачёв
Жестокость – «Унять старую ведьму!» Беспощадность – «Вешать его!» Ум – «Они воры. При первой неудаче они свою шею выкупят моею головой.» Доброта – «Полно, Наумыч. Разве мало крови на твоей совести.» Отсутствие смирения – «Чем триста лет питаться падалью, лучше один раз напиться живой кровью» «Улица мне тесна, воли мне мало» Милосердие – «Казнить так казнить, миловать так миловать» «Я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, принуждён я был скрываться от своих недругов»
-
Художественный вымысел.Вывод:
Встреча и взаимоотношение с Гринёвым В Пугачёве «одолевает человек»: а) способен быть благородным б) способен проявить милость в) способен оценить честь и мужество противника.
-
Художественные средства
Они помогли донести художественный вымысел произведения о характере эпохи XVIII века. Речь Пугачева насыщена народными поговорками: «долг платежом красен», «утро вечера мудренее», «запоем и ворота запрем». Сказка старой калмычки об орле и вороне (она объясняет жизненную позицию героя-самозванца: не может человек орлиной натурой жить по законам ворона. С помощью эпиграфа к главе 7: «голова моя головушка, голова послуживая» и бурлацкой песни, где автор показывает трагическую предрешенную судьбу Пугачева.
-
Возникает вопрос:
Почему Пушкин изменил характер исторической личности в повести «Капитанская дочка»?
-
На наш взгляд, ответ в идее произведения:
Пушкин показывает, что добро жизнетворно. (все события романа убеждают нас в том, что в людях таится гораздо больше хорошего, светлого, доброго, чем кажется на первый взгляд). Это произведение надежда на неискоренимость добра в человеческой душе. «Человеческое отношение должно строиться не на насилии, а на милосердии».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.