Содержание
-
Технология эффективного чтения
К заседанию МО учителей русского языка и литературы ГБОУ Школа №281
-
Характеристика навыка работы с текстом
Ученик довольствуется планом работы над текстом, предложенным учителем, механически выполняет задания, ожидая от учителя пошаговой помощи и нуждаясь в постоянном руководстве; является заложником учительского контроля и отметки; бездумно и заученно копирует образцы и примеры анализа текста, задаваемые педагогом; работает сам по себе; редко в явной форме демонстрирует свою работу другим людям; растрачивает силы и время на бессистемные поиски в тексте нужной информации; смотрит на чтение как на обременительную повинность.
-
Авторы метода: О. А. Кузнецов, Л. Н. Хромов, О. А. Андреев, М. А. Зиганов, Ю. К. Пугач, Е. В. Васильева, В. А. Бородина, Г. Я. Солганик, Л. М. Веккер
Метод эффективного чтения основан на внедрении в процесс чтения текста программы умственных действий и операций в процессе чтения текста, позволяющей экономить силы и время, помогающей быстрее и качественнее усваивать информацию, а также дольше её сохранять.
-
Обучение приёмам работы по алгоритму эффективного чтения целесообразно построить следующим образом:
Изучение дифференциального алгоритма чтения Изучение семи блоков интегрального алгоритма чтения Изучение зрительного образа интегрального алгоритма чтения Обучение составлению графической схемы алгоритма эффективного чтения Отработка на текстах разных типов умения составлять графическую схему алгоритма эффективного чтения Систематические замеры качества чтения Отслеживание динамики результатов этих замеров
-
Дифференциальный алгоритм чтения
Приём выделения смысловых опорных пунктов представляет собой процесс фильтрации и сжатия текста без потери основы С помощью дифференциального алгоритма чтения можно разбивать каждый самостоятельный фрагмент текста на логические отдельные элементы: 1. Опорные слова 2. Опорная сеть 3. Значение (смысл, доминанта)
-
Опорные слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают предмет, признак предмета, состояние или действие. Опорными они называются потому, что они служат опорой конкретного текста.
Опорная сеть состоит из комбинаций опорных слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание текста.
-
Мешочек со смысломЗолотая рыбка, пойманная опорной сетью
В каждом параграфе, В каждом рассказе, В сказке и песне, даже во фразе- Ты только вдумайся, только всмотрись- Откроется самая главная мысль. Она не всегда открывается сразу. Строчка за строчкой, Фраза за фразой- Ты только вдумайся, только всмотрись- Откроется самая главная мысль. С. Бондаренко
-
План работы по изучению понятий «опорное слово» и «опорная сеть»:
1. Ознакомление с понятием «опорное слово» и «опорная сеть». 2. Коллективное составление опорной сети из опорных слов. 3. Анализ правильного образца опорной сети. 4. Дополнение опорной сети нужными словами. 5. Продолжение опорной сети по готовому началу. 6. Анализ неправильного образца опорной сети, устранение ошибок. 7. Сравнение различных вариантов опорной сети к одному тексту, выявление лучшего. 8. Исследование готовой сети на её соответствие готовому тексту. 9. Полностью самостоятельное составление каждым учеником опорной сети к тексту.
-
Интегральный алгоритм чтения
Если дифференцированный алгоритм чтения создаёт своеобразный количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации, то основное назначение интегрального алгоритма – обработка значимой информации, её сортировка и хранение.
-
Семь блоков интегрального алгоритма чтения
Наименование Автор Герои События Новизна (чего раньше не знал и узнал только что) Непонятное (неизвестные слова и понятия) Идея (что самое главное)
-
Дополнительные понятия алгоритма
Универсальная схема для работы с текстами разных типов Опорное слово Опорная сеть Портретные слова Оценочные слова Слова эмоционального состояния героя Метафорные слова Сравнение Мешочек со смыслом
-
Этапы работы над схемой интегрального алгоритма
Построение схемы или её фрагмента. Дополнение имеющейся схемы. Исправление ложной схемы. Оценивание схемы. Выбор лучшего варианта схемы из нескольких.
-
Выводы и итоги
1. Сущность метода основан на внедрении в процесс чтения текста программы умственных действий и операций в процессе чтения текста и восприятия устной речи, позволяющей экономить силы и время, помогающей быстрее и качественнее усваивать информацию, а так же дольше её сохранять.
-
Область применения метода
Повышение продуктивности чтения. Запоминание. Подготовка к пересказу. Подготовка к изложению.
-
Содержание метода
Преимущества составления схем при использовании алгоритма эффективного чтения: Организованность мышления. Выделение и визуализация воспринимаемой информации. Фиксирование и использование полученной и сохранённой информации. Гибкость, мобильность схемы, лёгкое воспроизведение её в памяти.
-
Сформированные у учащихся навыки эффективного чтения:
Помогут справиться с информационным взрывом. Гарантируют максимальное возмещение затрат времени и усилий, вложенных в чтение. Помогут обрести новые качества в организации внимания, памяти для дальнейшей успешной работы. Активизируют познавательную деятельность, обеспечат учебную самостоятельность.
-
Использование на уроках работы по алгоритму эффективного чтения позволит учителю:
Реализовать на практике деятельностный подход в обучении. Реализовать приоритет диалого – дискуссионных форм организации занятий и создать условия для поисково – преобразующей деятельности учащихся при работе с текстом. Сделать одной из основных целей урока создание условий для проявления и расширения индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика.
-
Литература
1. Андреев О. А., Хромов Л. Н. Техника быстрого чтения. – Минск: 1997 2. Королёва Г. В. Технология эффективного чтения. – Ростов н\Д : Феникс, 2009. - 307 с. 3. Плешаков А. А. Природоведение: учебник для 4 кл. четырёхлетней нач. школы. М.: Просвещение. 4. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В., Ладыженская Т. М., Детская риторика в рассказах и рисунках: учебник для 4 кл. – М.: Баллас. 5. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2001, 160 с. 6. Соболева А. Е. Чтение с увлечением. – М.: Эксмо, 2009, 128 с. 7. Большой энциклопедический словарь. – М.: «Большая Российская энциклопедия». 2000. - 1456 с. 8. ФГОС
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.