Презентация на тему "Технология КРМ на уроках словесности" 10 класс

Презентация: Технология КРМ на уроках словесности
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по литературе на тему: "Технология КРМ на уроках словесности", адресованная учащимся старших классов. Автор рассказывает об особенностях критического мышления, предлагает поработать над текстом используя данный прием и многое другое.

Краткое содержание

  • Критическое мышление
  • Особенности организации
  • Таблица «тонких и «толстых» вопросов»
  • Технология развития критического мышления
  • Мозговая атака
  • Групповая дискуссия
  • Чтение с остановками и Вопросы Блума

Содержание

  • Презентация: Технология КРМ на уроках словесности
    Слайд 1

    технология КРМ на уроках словесности

    Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ с.Красный Яр» Плугатырева -Полях Ольга Николаевна

  • Слайд 2

    Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

    «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

  • Слайд 3
    • Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» относится к типу рамочных.
    • Модель данной технологии состоит из трех этапов: стадии
    • Вызова стадии
    • Смысловой стадии
    • Рефлексии стадии

    Особенности организации

  • Слайд 4

    В левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа, в правой колонке - требующие подробного, развернутого ответа.

    • «тонкие» Кто…..?Что……?Когда…..?Верно ли….?Было ли ….?Как звали….? И т.п.
    • «толстые» Дайте три объяснения, почему…Почему вы считаете….?В чем различие…?Что, если…..?Предположите, что будет, если….?Почему вы думаете….?Объясните, почему….

    Таблица «тонких и «толстых» вопросов.

  • Слайд 5

    Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

    Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

    1 шаг: До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

    2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

    3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

    Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

    Технология развития критического мышления

    Таблица «З-Х-У» («Знаю – Хочу знать – Узнал» )

  • Слайд 6

    Лекция учителя сопровождается работой учащихся, которые заполняют таблицу в тетрадях:Тема

    «Большой человек» (страницы жизни М.Зощенко)».План урока. 1. Сообщение темы урока.2. Учитель предлагает детям рассказать о том, что они знают о М.Зощенко. Результаты беседы фиксируются в таблице в графах «знаю», «источники информации».

  • Слайд 7

    1. n (ˊɪnsɜ:t) вста́вка, вкла́дыш; вкле́йка; тех. вту́лка

    2. v (ɪnˊsɜ:t)

    1) вставля́ть (in, into — во что-л.; between — ме́жду чем-л.);

    to insert a word вставля́ть сло́во;

    to insert a key in a lock вста́вить ключ в замо́к

    2) помеща́ть (в газете)

    3) вноси́ть исправле́ния, дополне́ния (в рукопись); наноси́ть (на карту)

    4) эл. включа́ть (в цепь)

    nsert

    Технология развития критического мышления

  • Слайд 8
    • 1 э т а п: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
    • V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
    • 2 э т а п: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
    • 3 э т а п: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
    • Прием осуществляется в несколько этапов.
    • 4 э т а п: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
    • Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.
  • Слайд 9

    Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.

    • 1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
    • 2 э т а п: Обмен информацией. Рекомендации к эффективному использованию:

    1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

    2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

    3. Оперативная запись высказанных предложений.

    Мозговая атака

  • Слайд 10

    Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

    А) уважение к различным точкам зрения ее участников;

    Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

    Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

    Технология развития критического мышления

    Групповая дискуссия

  • Слайд 11

    Условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.

    Подготовительная работа:

    1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: - Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); - Динамичный, событийный сюжет; - Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

    2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

    3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

    Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»

    Чтение с остановками и Вопросы Блума

  • Слайд 12

    Урок литературы в 11 классе И.А.Бунин «Роман горбуна»

    Беспощаден кто-то к человеку!

    И.Бунин

    Технология развития критического мышления

  • Слайд 13
    • Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело желание чего-то необычного, прекрасного?
    • Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании счастья.
    • А можно ли испытывать страх? Если да, то какой он?
    • Случалось ли вам обманываться в своих надеждах и ожиданиях?
    • Почему так происходит? Кто или что вершит судьбами людей?

    Стадия вызова

  • Слайд 14

    Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:  - Будьте в субботу пятого

    апреля в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, ваш гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...

    Стадия осмысления содержания РОМАН ГОРБУНА

  • Слайд 15

    - В чём необычность ситуации? - Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени? - Как вы

    думаете, кто написал письмо? - Автор письма пишет: «…Вы найдёте, быть может, во мне душу, родную Вам…» В чём может обнаружиться родство? - Когда и где должна состояться встреча? Почему там? - Чем настораживает письмо? - Предположите, как отреагирует горбун? - Какова проблема рассказа? Почему вы так думаете?

    Первая остановка

  • Слайд 16

    Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил

    к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг…

  • Слайд 17

    - Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации? - Попробуйте передать чувства героя через

    определения, или музыкальный аккорд, или букет цветов, или цветовую палитру. - Какие цвета будут доминировать? Почему? - Случаен ли выбор горбуна? - Что нового узнали о герое? - Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун? - Есть ли уверенность в счастливой развязке? - Какова же проблема рассказа? Если мнение изменилось, что повлияло на изменение? - А.П.Чехов сказал в одном из своих рассказов: «Ох, уж это вдруг». Предположите, что могло произойти дальше. Мнение обоснуйте.

    Вторая остановка

  • Слайд 18

    … оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами

    шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой,

    - горбунья.

    Беспощаден кто-то к человеку!

  • Слайд 19

    - Ожидали ли вы такого поворота событий? - Что произойдёт после этого? - Что означают последние

    слова?

  • Слайд 20

    Сочинение-рассуждение по данному тексту

    • Стадия рефлексии
    • Любовь – это озарение, разочарование, трагедия …
  • Слайд 21

    Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

    Последовательность действий проста и логична:

    1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.

    2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

    3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

    В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

    Кластеры

  • Слайд 22
  • Слайд 23

    Басни И.А.Крылова, об Отечественной войне 1812 года

    Начало столкновений с Наполеоном (призывали навести порядок в действиях против Наполеона)

    Послевоенная история (оценка деятельности Александра I)

    • «Кот и повар»
    • «Радел»
    • «Заяц на ловле»
    • «Лягушка и Юпитер»
    • «Чиж и ёж»
    • «Собачья дружба»
  • Слайд 24

    Суть предлагаемой формы состоит в особой организации лекции с применением активной учебной модели вызов – осмысление – рефлексия. Учитель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать учащихся к активному слушанию и критическому мышлению.

    Алгоритм действий (возможны варианты):

    1. Вызов. Подготовительная деятельность. Представление темы. Проблемный вопрос по содержанию лекции. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей).

    2. Анонс содержания первой части лекции. Задание для учащихся по ходу лекции один человек в паре кратко записывает новую информацию по проблемному вопросу, другой отмечает в первичных записях совпадения «+» и расхождения «-« услышанной в лекции информации со сделанным ранее прогнозом (аудированный вариант ИНСЕРТа)

    3. Осмысление. Учитель зачитывает первую часть лекции.

    4. Рефлексия. Предварительное подведение итогов.(Индивидуальное задание: выделение главного – письменный ответ. Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, обсуждение в паре, формулировка общего ответа, выступления от пар).

    5. Повторный вызов. Анонс содержания второй части лекции. Проблемный вопрос. (Работа в парах: обсуждение и запись имеющихся соображений для ответа, информационный прогноз, выступления от пар, фиксирование на доске высказанных идей). Задание для учащихся (аналогичное пункту - 2).

    6. Осмысление. Учитель зачитывает вторую часть лекции.

    7. Рефлексия. Подведение итогов. (Работа в парах: обсуждение прогноза с услышанным материалом, выступления от пар).

    8. Итоговая рефлексия. Задание классу: индивидуальная самостоятельная работа – письменный ответ на общий глобальный вопрос по материалу лекции. Форма – 10-минутное эссе.

    9. Работы сдаются учителю. (Используются как показатель усвоения учащимися содержания лекции, а также как материал для подготовки следующего занятия.

    Технология развития критического мышления «Продвинутая лекция»

  • Слайд 25

    Тема: «Своеобразие древнерусской литературы».

    План урока.

    1. Знакомство с темой урока и формой его проведения.

    2. Сообщение учителем плана лекции, который зафиксирован на доске.

    План лекции.

    • Что такое древнерусская литература? История возникновения и развития древнерусской литературы.
    • Основные особенности произведений Древней Руси.
    • Тематика произведений древнерусской литературы.
    • Ведущие жанры.
    • Древнерусские произведения и их авторы.

    3. Учитель сообщает, что первая часть лекции будет посвящена рассмотрению первого и второго вопросов и спрашивает ребят, что им известно по этому поводу. Результаты фронтальной беседы фиксируются на доске и в тетрадях подобным образом:

    Литература Древней РусиХ векСвязь с религиейДля церковных нуждЦерковно-славянский языкВ монастыряхРукописные книгиАвторы – монахи

    3. Чтение первой части лекции учителем.

  • Слайд 26
  • Слайд 27
  • Слайд 28
    • Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы. Целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии.
    • Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.
    • После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма).. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
    • 5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

    1) написать, что они узнали по новой теме;

    2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответ

    Эссе

  • Слайд 29
    • Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску.
    • Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте.
    • Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.
    • При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала. Предметная сфера не ограничена.

    Ключевые термины

  • Слайд 30

    Перепутанные логические цепочки

    • В а р и а н т «а»: Модификация приема «Ключевые термины». Дополнительным моментом является расположение на доске ключевых слов в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии «рефлексии» учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
    • В а р и а н т «б»: На отдельные листы выписываются 5-6 событий из текста. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с исходным текстом и определить: верны ли были их предположения. Форма способствует развитию внимания и логического мышления. Более применима при изучении информативно-содержательных текстов.
  • Слайд 31

    Логические цепочки

    Озаглавьте иллюстрации к роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»1. 2.

    1. С. Герасимов, 1968 г.
    2. Иллюстрация Владимира Сыскова
  • Слайд 32

    Гравюра А. Янова с оригинала М. Нестерова, 1882

    Иллюстрация Владимира Сыскова

  • Слайд 33

    Иллюстрация С.В.Герасимова , 1950 г.

    Иллюстрация Д. Шмаринов, 1974 г.

  • Слайд 34
    • Один из способов работы в парах. Используется на стадии «осмысления». Технология применения: Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

    Взаимоопрос

  • Слайд 35
    • Одним из приёмов РКМ является социо-игровое задание: Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). Основной задачей для выполняющих это социо-игровое является описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.

    Р А Ф Т

  • Слайд 36

    Спасибо за внимание

  • Слайд 37

    Использованная литература, Интернет – источники, рекомендуемая литература.

    1. Примеры методических приемов технологии развития критического мышления (материалы из книги Галактионовой Т.Г. От самопознания к самореализации: Персонал-технология образовательной деятельности. - СПб.: 2. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

    3. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. СПб : Альянс-Дельта совм. с изд-вом «Речь», 2003. – 192 с.

    4. Дэвид Клустер “Что такое критическое мышление?" ИД “Первое сентября", газета “Русский язык" №29/2002.

    5. С.В.Столбунова “Развитие критического мышления. Апробация технологии" ИД “Первое сентября", газета “Русский язык" №28/2003.

    6. Е.Е.Вишнякова “Не только о технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо" ИД “Первое сентября", газета “Русский язык" №15/2004. мышления на уроке», Москва «Просвещение», 2004

    7. Развитие критического мышления через чтение и письмо

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке