Содержание
-
Тема «Демона» в искусстве
Цель: проследить развитие данной темы в искусстве. Выполнили: Морозова Татьяна, ученица 9 В класса, Рыбалкин Илья, ученик 9 Б класса. Учитель Юрченко Т. Н. МОУ «Гимназии №1» МО «Ахтубинский район» 2010-2011 уч. г.
-
Словарь
Эсхил – древнегреческий драматург (около 525-456 гг. до н.э.), автор великой трагедии «Прометей Прикованный». Ираклий Андроников(15.09.1908-13.06.1990) – доктор филологических наук, учёный-литературовед, искусствовед. Известен как исследователь творчества М. Ю. Лермонтова. Символизм – направление в искусстве на рубеже 19-20 вв. в основе концепции лежит мысль о существовании за миром видимых вещей другого мира настоящей реальности, которую наш мир смутно отражает.
-
Путешествуя по Кавказу, Андроников искал те места, которые описывал Лермонтов в своих произведениях и изображал на картинах. От местных жителей он слышит древнюю легенду: близ реки Арагвы есть пещера, в которой прикован мятежный дух Амирани, обидевший Бога. Бог за это его наказал. Не может порвать цепи, потому стонет Амирани. Андроников предположил, что эту легенду услышали аргонавты, когда путешествовали в Колхиду (Грузию). Так возник древнегреческий миф о Прометее (сейчас на этом месте поставлен памятник герою мифа).
-
Этот миф лёг в основу драмы древнегреческого поэта Эсхила «Прометей Прикованный». Титан Прометей борется с богами. Он научил людей различным ремёслам, искусствам, подарил огонь. В наказание он был прикован к одной из скал Кавказа. Чтоб продлить его муки, стал прилетать орёл и клевать его печень, вновь выраставшую за ночь. «…То горный дух, Прикованный к пещере, стонет!» - пишет Лермонтов в поэме «Демон». Эсхил наполнил этот миф страстным и живым содержанием. Трагедия заканчивается тем, что Зевс низвергает скалу вместе с Прометеем в Преисподнюю.
-
Мы видим, что тема отверженного Демона, поссорившегося с богами, но не понятого и людьми, появилась тогда, когда возникло искусство. Падший Ангел становится Демоном, и в мире начинается противостояние Добра и Зла, которые имеют один источник. Лермонтовский Демон - язвительный и прекрасный дух разрушения: Собранье зол его стихия. Носясь меж дымных облаков, Он любит бури роковые, И пену рек, и шум дубров. (Из стихотворения «Мой демон»).
-
Рисунок М. Ю. Лермонтова к поэме «Демон»
Изучая окрестности реки Арагвы, Андроников видит на вершине горы развалины часовни. Местные жители рассказали легенду, что здесь надо было молиться, чтобы не погибнуть в бою. Видимо, Лермонтов слышал и эту легенду. Жених Тамары из поэмы «Демон», спеша на брачный пир, пренебрёг обычаем предков, не помолился в часовне – и убит в ночной схватке. Так Демон устраняет соперника. Эти места близ реки Арагвы описал Лермонтов в «Демоне». В замке на вершине горы живёт красавица Тамара. Сюда прилетает Демон навевать сны на её «шелковые ресницы».
-
Известен рисунок Лермонтова, где изображён этот замок – так называемый монастырь Всех Святых, который сейчас разрушен. На склоне каменной горы, Над Койшаурскою долиной Ещё стоят до сей поры Зубцы развалины старинной.
-
Известно, что Лермонтов был постоянно неудовлетворён своей поэмой о Демоне, переписывал её заново. Существует девять редакций поэмы. Удивительно, но художник Врубель, написавший на сюжет поэмы Лермонтова множество картин, тоже работал над этой темой всю жизнь. Удивительна связь и судеб, и творчества этих великих художников. Мы чувствуем их глубокое духовное родство, ведь после Врубеля иллюстрировать «Демона» никто больше не решился.
-
Бывают в жизни «странные сближенья». Судьбы художников связаны невидимыми нитями. В 1856 году в Германии вышло первое издание поэмы «Демон» Лермонтова, и в этом же году в Омске родился М. Врубель, будущий художник, жизнь которого сложилась так, будто к его колыбели прилетал лермонтовский Демон, избравший новорождённого своим новым пророком. Трагические жизненные пути Лермонтова и Врубеля перекликались в образах их искусства, творческих муках и озарениях. В историческом отношении примечателен тот факт, что «Демон» Лермонтова в эпоху дворянско-революционного романтизма был символом политического бунта против самодержавия и крепостничества, а в начале следующего века, на рубеже первой русской революции, «Демон» Врубеля явился героем идейно-эстетического бунта против мелочности и будничности серого мещанского, существования.
-
«Демон» Лермонтова – это символ мятежного начала, страдающий Ангел, но он «царь познания и свободы». У Врубеля он не царственен – в нём больше тоски и тревоги. Врубелевского Демона терзают неразрешимые вопросы о смысле бытия. Фантастический мир, окружающий его, словно окаменел. Демон далёк от отчаяния и полон веры в мощь своих крыльев.
-
В картине «Демон сидящий» мастер поставил перед собой сложную задачу – изобразить средствами живописи то неуловимое, что называется «душой». Герой молод, но печален. В глубоком раздумье Демон бессильно обхватил руками колени. За ним простирается причудливый пейзаж: огневое небо с лиловыми тучами, фантастические цветы… Окружённый скалами, горящими, как самоцветы, Демон кажется слитым с ними, он словно вырастает из скал и властвует над миром. Верхний край холста «срезан», что подчёркивает скованность героя.
-
Демон, невидимый, наблюдает за Тамарой. В окружении подруг она танцует: вот-вот должен приехать жених, готовится свадьба. Они поют – и бубен свой Берёт невеста молодая. И вот она , одной рукой Кружа его над головой, То вдруг помчится легче птицы, То остановится, глядит – И влажный взор её блестит Из-под завистливой ресницы…
-
Затем Врубель создаёт ряд иллюстраций к поэме «Демон». Рисунок «Тамара и Демон» рассказывает нам о любви героя к земной девушке. «Немой души его пустыню», И вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты! Но запретная любовь пугает девушку, её душа в смятении.
-
Смертельный яд его лобзанья Мгновенно в грудь её проник. Мучительный, ужасный крик Ночное возмутил молчанье. В нём было всё: любовь, страданье, Упрёк с последнею мольбой И безнадежное прощанье – Прощанье с жизнью молодой. Не суждено влюблённому Демону обрести земное счастье. Тамара умирает, и он снова одинок и безутешен. «Демон и Ангел с душой Тамары».
-
Богоборчество - и жажда искушения, поиски возвышенной любви и горечь разочарования в своих лучших стремлениях – это не только сущность Демона, но это и основные мотивы эпохи. Вслед за иллюстрациями к поэме «Демон» была создана картина «Демон летящий». Художник видит полёт Демона, охваченного тоской, пониманием своего вечного одиночества. Надежды, борьба, стремления – всё напрасно. Он никогда не соединится с этим прекрасным миром, а Бога –Отца он покинул. Перед нами уже повзрослевший и возмужавший Демон, который разочаровался во всех своих мечтах. На его лице выражение глубокой печали. Стремительна сила его, но полёт бесцелен.
-
Величие духа и бессилие тела – основное трагическое противоречие картины «Демон поверженный». Демон потерпел крушение, но не сломлен в своём духе. В его глазах есть что-то гордое. В каждом изгибе сломанного тела, в каждой складке величественных и неприступных гор слышатся отзвуки только что прогремевшей битвы.
-
Демон лежит на плаще, который прикреплён драгоценными камнями к его спине. Природа, окружающая его, сурова. Заломленные над головой руки вместе с искажённым лицом образуют психологический образ композиции картины. «Демон поверженный» захватывает не столько живописью, сколько зримым воплощением трагедии самого художника: в это время у Врубеля начинают проявляться психические расстройства.
-
В творчестве Врубеля мы находим гармонию живописного синтеза. Художник создал новый язык искусства, сочетающего в себе музыку, живопись и поэзию. Не случайно образ Демона, созданный Лермонтовым и Врубелем, обретает музыкальное воплощение. Гениальный русский композитор Антон Рубинштейн создаёт фантастическую оперу «Демон». Премьера оперы состоялась в Петербурге, в Мариинском театре, 13 января 1875 года. Затем 22 октября 1879 года была осуществлена постановка в Большом театре в Москве. Ярко и проникновенно воссоздаёт Рубинштейн колорит Кавказа, что подчёркивают прекрасные восточные танцы. Характеры героев даны в развитии.
-
Певцы, исполняющие роль Ариозо – Демона, передавали человечность его страданий, лирическое начало души Демона. Новая страница в сценическую историю Демона вписана Фёдором Шаляпиным. Эта премьера состоялась в канун революции 1905 года. Отсюда главные мотивы – богоборчество, гордый вызов небу, революционная стихия восстания – определяют характер шаляпинского исполнения.
-
Во внешнем облике Демона артист исходил из картин и рисунков Врубеля. А. Тихонов пишет: «Смоляные до плеч волосы, сумасшедший излом бровей и облачная ткань одежд закрепляет его сходство с Демоном Врубеля… Он готов сразиться с небесами и ждёт достойного противника». До Шаляпина мотив пробуждения в Демоне любви трактовался на сцене как победа добра и человечности. Шаляпин же понимал образ по-другому. Отказ от борьбы во имя любви – это поражение Демона. Остаться бунтарём - или смириться, любовью заслужить прощенье? Демон отрекается от бунта ради любимой. В его руках, протянутых к небу, - мольба, надежда, смирение. Но всё же Демон Шаляпина не был поверженным, сломленным. Путь его к добру сложен и мучителен. Нежность и любовь к Тамаре, звучащие в голосе певца, потрясали зал. Зрители разделились на два лагеря: тех, кто приветствовал революционные идеи спектакля, и тех, кто был консерватором.
-
Фёдор Шаляпин.A. Рубинштейн "Не плачь, дитя..." Ария Демона из оперы "Демон"(Первый романс Демона)..
-
Одно из направлений современного искусства – жанр фэнтези. Художники подчёркивают одиночество заблудшей души, бесконечность мироздания.
-
Часто в картинах появляются трагические мотивы запретной любви мистического героя к земной красавице. Средства живописи позволяют в ярких фантастических образах увидеть известный сюжет.
-
Конечно, художники этого жанра часто увлекаются излишней декоративностью. В их картинах нет той правды жизни, искренности, что была в работах старых мастеров, но пластика образов, новые возможности графики и живописи говорят нам о том, что искусство находится на пороге новых открытий.
-
Использованная литература.
1. М. Ю. Лермонтов. Стихотворения. Поэмы. изд.«Художественная литература», Ленинград, 1988 г. 2. И. Андроников. «Я хочу рассказать вам…», изд. «Советский писатель», Москва, 1965 г. 3. П.Суздалев «Врубель и Лермонтов», изд. «Изобразительное искусство», Москва, 1991 г. 4. «100 великих имён», №52, «Михаил Врубель», 2011 г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.