Презентация на тему "«Уж небо осенью дышало»" 3 класс

Презентация: «Уж небо осенью дышало»
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.5
9 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Уж небо осенью дышало" представляет словарную работу, аллитерацию, упражнения для дыхания. Пушкин — русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети 19 века.

Краткое содержание

  1. Александр Сергеевич Пушкин
  2. Словарная работа
  3. Аллитерация
  4. Упражнения для дыхания
  5. Рефлексия

Содержание

  • Презентация: «Уж небо осенью дышало»
    Слайд 1

    «Уж небо осенью дышало…»

    Урок литературного чтения 3 класс.

  • Слайд 2
  • Слайд 3

    Александр Сергеевич Пушкин 1799 - 1837

  • Слайд 4
  • Слайд 5
  • Слайд 6

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА

    • сень
    • караван
    • обнажалась
    1. освобождалась от покровов (листвы)
    2. покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь
    3. группа следующих друг за другом объектов
  • Слайд 7

    «Уж небо осенью дышало..»

  • Слайд 8

    Почему поэт называет лесной покров таинственным?

  • Слайд 9

    Аллитерация

    • ЛеСовтаинСтвенная Сень
    • С пеЧальным Шумом
    • обнаЖалась
  • Слайд 10

    РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ

    РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ

  • Слайд 11

    Упражнения для дыхания:

    а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    РЕФЛЕКСИЯ

  • Слайд 14
  • Слайд 15

    Спасибо за работу!

Посмотреть все слайды

Конспект

Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Цели урока:

  1. познакомить с некоторыми страницами биографии великого поэта;
  2. пробудить интерес к творчеству поэта;
  3. раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;
  4. развивать навыки выразительного чтения;
  5. развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;
  6. воспитывать любовь к природе.

Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, осенние пейзажи, аудиозапись фрагмента из цикла «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку .

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Урок литературный,
А мы народ культурный.
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем
Наши знанья пополнять.

II. Сообщение темы и целей урока.

Звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Слайд 2.

Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошёл прекрасный наш поэт.
Он – гений, в этом спору нет.

  1. Какому гениальному поэту посвящены эти строчки?

Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину.

Слайд 3.

  1. Рассмотрите его портрет? Каким вы представляете себе поэта?
  2. Что можете сказать о его внутренних качествах?

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Сегодня на уроке мы будем читать отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», будем учиться читать стихотворение выразительно.

III. Работа с новым произведением.

Подготовка к восприятию произведения.

Слайд 4.

-какое время года больше всего любил А. С. Пушкин. Прочитайте слово по кругу, двигаясь по часовой стрелке, всё время пропуская 2 буквы.

  • Ь О
  • А Ь ЯО К
  • З СО
  • Н Т Р
  • Л
  • Ф Е

Слайд 5.

А. С. Пушкин… Не раз, и в прозе, и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновение, особое состояние, «блаженное расположение духа…». Осень…Она неуловимо меняется. То это «унылая пора» по словам Пушкина. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Но мы знаем осень и другой: роскошную, разноцветную, богатую на дары.

Какую осень изобразил Пушкин в отрывке из романа «Уж небо осенью дышало…» мы узнаем, послушав это стихотворение.

Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» в исполнении профессионального артиста.

Проверка первичного восприятия произведения.

  1. Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?
  2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?
  3. Созвучно ли оно с вашим настроением?

Словарная работа.

Слайд 6.

При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение.

  • караван покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь группа следующих друг за другом объектов

Чтение произведения учащимися и анализ.

Слайд 7, 8

- Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят:дышал…? ( о человеке)
- Чему приписывает поэт это действие ? ( небу) Как называется это изобразительное средство языка?
- Как вы себе представляете это осеннее небо?( пасмурные холодные дни , моросящий дождь)

Прочитайте строки, в которых Пушкин изобразил леc.

  1. Почему поэт называет его покров таинственным? (зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну)
  2. Почему он говорит ,что деревья «с печальным шумом обнажались»?( что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом)

- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)
- Каким словом поэт определяет осень? (Скучная пора)
- Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)
- Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)
- Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)
- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)
- Как ещё называют ноябрь? (предзимник)
- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?

Физминутка « Фонарики»

Наблюдение над аллитерацией слайд 9

Чтобы лучше представить картину осени поэт воспользовался ещё одним приёмом – это аллитерация (слово напечатано на доске (звуковые повторы согласных звуков), которые помогают создать звуковой образ (на доске напечатаны строки из стихотворения).

  • ЛеСов таинСтвенная Сень
  • С пеЧальным Шумом обнаЖалась

- Произнесём эти слова так, чтобы можно было услышать шуршание падающих листьев.
- Какие звуки создают такое ощущение? (С―Ч―Ш―Ж.)
- Какое по настроению это стихотворение ?
- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо)

6. Работа над выразительностью

Работа с таблицами слайд10

При чтении очень важно делать паузы в нужном месте и мы должны с вами составить рисунок или партитуру стихотворения. Приготовьте свои таблицы-помощницы для выразительного чтения.

Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. В данном стихотворении красной строки нет. Необходимы паузы при знаках препинания:

- там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;
- точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;
- вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.

1. ПАУЗЫ

№ п/п

Знаки препинания

Счёт

Обозначение

1

,

Раз

I

2

. ― :

Раз, два

II

3

? !

Раз, два, три

III

4

Красная строка

Раз, два, три, четыре

IIII

5

После прочтения заглавия

Раз, два, три, четыре, пять

IIIII

- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.

- Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом. Расстановка логического ударения и пауз.

Упражнения для дыхания: слайд11

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

(Выразительное чтение детей, обсуждение выступлений).

Чтение за диктором слайд 12

7. Обобщение.

IV. Подведение итогов.

Слайд .

- Какие чувства затронул в вас урок? Что понравилось?
- Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется.

Y. Рефлексия. Слайд 13

- У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;

если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.

- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.

И хочется закончить наш урок словами: слайд 14

У природы нет плохой погоды Каждая погода благодать, Дождь ли снег, Любое время года Надо благодарно принимать.

YI. Итог урока. Спасибо за работу.

Тема урока: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Цели урока:

  1. познакомить с некоторыми страницами биографии великого поэта;
  2. пробудить интерес к творчеству поэта;
  3. раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;
  4. развивать навыки выразительного чтения;
  5. развивать эмоциональный и духовный мир учащихся;
  6. воспитывать любовь к природе.

Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, выставка книг, осенние пейзажи, аудиозапись фрагмента из цикла «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский, мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация к уроку .

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Урок литературный,
А мы народ культурный.
На уроке не лениться,
Всем работать, отвечать,
Ну, а мы сегодня будем
Наши знанья пополнять.

II. Сообщение темы и целей урока.

Звучит аудиозапись из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Слайд 2.

Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошёл прекрасный наш поэт.
Он – гений, в этом спору нет.

  1. Какому гениальному поэту посвящены эти строчки?

Молодцы, ребята, что догадались. Эти строки посвящены замечательному русскому поэту А. С. Пушкину.

Слайд 3.

  1. Рассмотрите его портрет? Каким вы представляете себе поэта?
  2. Что можете сказать о его внутренних качествах?

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его называли «солнцем русской поэзии». Сегодня на уроке мы будем читать отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», будем учиться читать стихотворение выразительно.

III. Работа с новым произведением.

Подготовка к восприятию произведения.

Слайд 4.

-какое время года больше всего любил А. С. Пушкин. Прочитайте слово по кругу, двигаясь по часовой стрелке, всё время пропуская 2 буквы.

  • Ь О
  • А Ь ЯО К
  • З СО
  • Н Т Р
  • Л
  • Ф Е

Слайд 5.

А. С. Пушкин… Не раз, и в прозе, и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило вдохновение, особое состояние, «блаженное расположение духа…». Осень…Она неуловимо меняется. То это «унылая пора» по словам Пушкина. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Но мы знаем осень и другой: роскошную, разноцветную, богатую на дары.

Какую осень изобразил Пушкин в отрывке из романа «Уж небо осенью дышало…» мы узнаем, послушав это стихотворение.

Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» в исполнении профессионального артиста.

Проверка первичного восприятия произведения.

  1. Какой изобразил осень Пушкин в своём произведении?
  2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему вы так считаете?
  3. Созвучно ли оно с вашим настроением?

Словарная работа.

Слайд 6.

При чтении стихотворения нам встретились трудные слова. Давайте объясним их значение. Для этого соедините стрелочкой слово и его значение.

  • караван покров, то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь группа следующих друг за другом объектов

Чтение произведения учащимися и анализ.

Слайд 7, 8

- Прочитайте первую строку? О ком обычно говорят:дышал…? ( о человеке)
- Чему приписывает поэт это действие ? ( небу) Как называется это изобразительное средство языка?
- Как вы себе представляете это осеннее небо?( пасмурные холодные дни , моросящий дождь)

Прочитайте строки, в которых Пушкин изобразил леc.

  1. Почему поэт называет его покров таинственным? (зеленый покров и делает лес тёмным, как бы хранящий некую тайну)
  2. Почему он говорит ,что деревья «с печальным шумом обнажались»?( что деревьям как бы жаль расставаться со своим нарядом)

- Как вы думаете, о чём кричат гуси, покидая родные края? ( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)
- Каким словом поэт определяет осень? (Скучная пора)
- Почему ноябрь – пора скучная? (Потому что «реже солнышко блистает», «короче становится день», улетают птицы.)
- Почему так спокойно говорит автор о приближении скучной поры? (Это неизбежно. Так всегда бывает в ноябре.)
- Найдите метафору в этих строчках. (стоял ноябрь)
- Замените это выражение близкими по смыслу словами. (скоро наступит)
- Как ещё называют ноябрь? (предзимник)
- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?

Физминутка « Фонарики»

Наблюдение над аллитерацией слайд 9

Чтобы лучше представить картину осени поэт воспользовался ещё одним приёмом – это аллитерация (слово напечатано на доске (звуковые повторы согласных звуков), которые помогают создать звуковой образ (на доске напечатаны строки из стихотворения).

  • ЛеСов таинСтвенная Сень
  • С пеЧальным Шумом обнаЖалась

- Произнесём эти слова так, чтобы можно было услышать шуршание падающих листьев.
- Какие звуки создают такое ощущение? (С―Ч―Ш―Ж.)
- Какое по настроению это стихотворение ?
- Как будем читать стихотворение – быстро или медленно, неторопливо? (Неторопливо)

6. Работа над выразительностью

Работа с таблицами слайд10

При чтении очень важно делать паузы в нужном месте и мы должны с вами составить рисунок или партитуру стихотворения. Приготовьте свои таблицы-помощницы для выразительного чтения.

Паузы бывают разной длительности. Самая большая пауза – после объявления названия стихотворения. Объявив название, надо сосчитать про себя до пяти. В данном случае названием будет являться первая строка стихотворения. Если в тексте есть красная строка, то про себя надо считать до четырёх. В данном стихотворении красной строки нет. Необходимы паузы при знаках препинания:

- там, где запятая, пауза на счёт РАЗ;
- точка, тире, двоеточие – на счёт РАЗ, ДВА;
- вопросительный и восклицательный знаки требуют паузы на счёт РАЗ, ДВА, ТРИ.

1. ПАУЗЫ

№ п/п

Знаки препинания

Счёт

Обозначение

1

,

Раз

I

2

. ― :

Раз, два

II

3

? !

Раз, два, три

III

4

Красная строка

Раз, два, три, четыре

IIII

5

После прочтения заглавия

Раз, два, три, четыре, пять

IIIII

- При чтении голосом выделяют наиболее значимое слово.

- Возьмите в руки простой карандаш, работаем с текстом. Расстановка логического ударения и пауз.

Упражнения для дыхания: слайд11

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

(Выразительное чтение детей, обсуждение выступлений).

Чтение за диктором слайд 12

7. Обобщение.

IV. Подведение итогов.

Слайд .

- Какие чувства затронул в вас урок? Что понравилось?
- Каждый, кто прочитал сегодня стихи Пушкина, стал счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. На последующих уроках мы с ними познакомимся. Имя Пушкина никогда не забудется.

Y. Рефлексия. Слайд 13

- У вас у каждого на партах разноцветные осенние листья. Оцените свою работу на уроке: если вы активно участвовали в работе на уроке, делились с ребятами своими суждениями и овладели всей информацией, возьмите зелёный листочек; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите жёлтый листочек;

если вы не разобрались в этом поэтическом произведении, возьмите красный листочек.

- Я очень рада, что наш листопад состоит из зелёных и жёлтых листьев. Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.

И хочется закончить наш урок словами: слайд 14

У природы нет плохой погоды Каждая погода благодать, Дождь ли снег, Любое время года Надо благодарно принимать.

YI. Итог урока. Спасибо за работу.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке