Содержание
-
Рассказ И.А.Бунина «Танька»
Урок – исследование в 9 классе Автор презентации: Горох Н.Г., учитель МОУ СОШ села Ключи Лысогорского района Саратовской области Готовимся к ГИА по литературе в новой форме
-
«Танька» - начало литературного пути И.А.Бунина
В 1893 году в журнале «Русское богатство» вышел в свет рассказ мало кому известного молодого литератора из провинции И.Бунина «Танька». Именно это произведение станет для будущего нобелевского лауреата точкой отсчета начала серьезной литературной деятельности, началом литературного пути.
-
Факты биографии
Премии: Пушкинская премия 1 степени за перевод «Песни Гайавате»Лонгфелло. Нобелевская премия 1933 года по литературе «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции классической прозы»
-
Слово литературоведам
Исследователи творчества И.Бунина считают, что первые его рассказы были во многом несовершенны, они называют их «лирическими очерками» в первую очередь из-за отсутствия сюжета. Так ли это? Можно ли назвать рассказ «Танька» бессюжетным? Определим элементы сюжета в рассказе.
-
Элементы сюжета в рассказе
Экспозиция – история продажи лошади. Завязка – уход Таньки из дома. Развитие действия – встреча Таньки с барином Павлом Антонычем. Кульминация – размышления Павла Антоныча о судьбе Таньки. Развязка – сон Таньки.
-
Но читая текст внимательно, мы видим, что автор графически разделяет рассказ на 4 отрывка, каждый из которых – законченный рассказ. Докажем это, выделив в каждом элементы сюжета. Например в первом отрывке: описание утра, продажа лошади, голод в семье, воспоминание о сытой жизни, уход отца на заработки.
-
Слово литературоведам
«Основной особенностью дарования Бунина является, как у Тургенева, необычайно яркая и мощная слитность дарования лирического с даром изобразительным и эпическим…» П.Б.Струве
-
Лирическое и эпическое в рассказе
Давайте проследим, как сочетаются в рассказе эпическое и лирическое начала. (описание жизни и быта крестьянской семьи, продажа лошади, диалог матери со странником – элементы эпического в произведении) (Автор неожиданно вводит нас в действие, мы сразу становимся свидетелями описываемых событий. И обрывается рассказ так же неожиданно, его финал открыт. Автор дает возможность читателю самому додумать образ Таньки, её будущее – лирическое начало в рассказе).
-
Слово литературоведам
«…Бунин избегал прямого выражения авторских мыслей и чувств, риторической назидательности…» Л.В.Крутикова Отыщем в тексте внутренний монолог Таньки. (Я сама уйду на пруд, не буду просить картох…) Другой способ выражения потаенных мыслей и чувств героев – несобственно прямая речь: «Вот теперь его племянницы во Флоренции…»
-
Прием контраста в рассказе
Еще дореволюционная критика отмечала такую особенность бунинской манеры, как мастерское использование контрастов. Контраст в рассказе «Танька» - это даже уже не прием, а принцип организации текста. Первые две части ( мир Марьи и Таньки, странника, Корнея) контрастируют с двумя последними (мир барина). В 1 и 3 описаны ссоры, во 2 и 4 – последствия ссор (продажа лошади – уход Таньки; ссора Павла и Егора – появление Таньки в доме барина).
-
Финал рассказа
Мать пела Таньке старинные песни, от которых ей хотелось плакать: «Песней говорила она дочери, что и у неё будут такие же зори, будет все, что проходит так скоро и надолго, надолго сменяется деревенским горем и заботою…» В 4 части барин играет Таньке на гитаре «Зореньку», представляет её деревенской красавицей, поющей: «По заре-заре играть хочется!» Каков смысл сна Таньки: что победит – рыдание матери или песня с её надеждой на лучшее?
-
Исследование текста
«Стремление к совершенству определяло и словесную магию бунинского искусства. Обостренность его взора, слуха, обоняния общеизвестны. Звук, свет, запахи, краски, формы, самый ритм жизни Бунин передавал так, что в восторг приводил самых искушенных любителей слова». Л.В.Крутикова Покажите на примере рассказа «Танька» «обостренность взора, слуха, обоняния» И.А.Бунина. Какие изобразительно-выразительные средства использует Бунин в этом рассказе?
-
Домашнее задание
Для учащихся, выбравших литературу для ГИА: Письменно сравните рассказ Бунина «Танька» с рассказами А.П.Чехова о детях: «Ванька», «Спать хочется». Что объединяет их? (5-8 предложений) Инд. зад. : За что Бунину в 1933 году присуждена Нобелевская премия. Как писатель распорядился этой премией? Остальные учащиеся: Вспомните ранее изученный рассказ Бунина «Лапти». Есть ли лирическое начало в этом рассказе?
-
Использованные материалы:
Немкина М.В. «О лирическом начале в рассказе Бунина «Танька» - сайт «Литература в школе» Черных О.Г. Практикум по литературе - Москва. «Вако» 2010 Дизайн презентации - интернет
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.