Содержание
-
Русский писатель
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852гг) Обобщение по комедии «Ревизор» Выполнил учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ С.Елабуга Чеченихина Т.В
-
Цели урока
- обобщение и систематизация знаний учащихся по пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор»,углубление и расширение знаний восьмиклассников о сатирическом произведении; формирование умений обдумывать и принимать решения; развитие навыка работы в творческой группе. -воспитание информационной культуры посредством использования компьютера на уроках; воспитание интереса к литературе. - создать условия для осмысления нравственных вопросов, затронутых в комедии.
-
История создания комедии и источник сюжета
Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачеве, его приняли по ошибке за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он подарил Гоголю.
-
Идейный замысел Гоголя
«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем» Н.В.Гоголь
-
САТИРА
Вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенства общественной жизни.
-
Словарная работа
Чиновники – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание, работающий на государство. Ревизор – должностное лицо, производящее ревизию. Ревизия – обследование чьей-нибудь деятельности для установления правильности и законности действий.
-
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский городничий Из письма Чмыхова: «ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки…» Земляника при разговоре с Хлестаковым: «Эка, бездельник, как расписывает! Дал же бог такой дар!» «Этакой свинье лезет всегда в рот счастье!» Один из купцов: «такие обиды чинит, что описать нельзя…совсем заморил, хоть в петлю полезай…ему всего мало…что ни попадёт, всё берёт…» Ляпкин-Тяпкин: «Вот уж кому пристало генеральство, как корове седло!» Из письма Хлестакова: «городничий глуп, как сивый мерин» О себе: «Нет другого помышления, кроме того, чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства» «а кто тебе помог сплутовать?..я тебе помог» «да, признаюсь…очень хочу быть генералом» «как я?..тридцать лет живу на службе…мошенников над мошенниками обманывал..трёх губернаторов обманул!»
-
Анна Андреевна жена городничего Марья Антоновна дочь городничего
-
Лестница славы и позор городничего.
Поздравления чиновников Мечты о Письмо Хл. Петербурге прочитано Монолог Предложение городничего. Хлестакова Немая сцена
-
Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин судья Городничий - судье: «У вас в передней, куда являются просители, сторожа завели гусей с гусёнками…кроме того, заседатель ваш…от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода, …в бога не веруете, в церковь не ходите…» Ляпкин-Тяпкин:«Я говорю всем открыто, что беру взятки. Но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело» Ляпкин-Тяпкин - Землянике: «Чего вам бояться? Колпаки чистые надел на больных, да концы в воду… я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле..»
-
Артемий Филиппович Земляника попечитель богоугодных заведений (руководитель больниц) Подлость, доносительство и коварство – лишь неполный перечень качеств этого человека Городничий - Землянике: «Сделайте, чтобы больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему» Земляника - Хлестакову: « Больные все, как мухи, выздоравливают» Земляника учит чиновников, как дать ревизору взятку: «Представиться нужно поодиночке, да между четырёх глаз и того…как там следует, чтобы и уши не слыхали. Вот как в обществе благоустроенном делается»
-
Христиан Иванович Гибнер уездный лекарь (главный врач) Земляника о Гибнере: «Насчёт врачевания мы с Христианом Ивановичем взяли меры: человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет… да и Христиан Иванович по-русски ни слова не знает…»
-
Лука Лукич Хлопов смотритель училищ Смирение и запуганность –вот главные его качества О себе: «Не приведи бог служить по учёной части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек» «Заговори со мною одним чином выше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завяз..»
-
Иван Кузьмич Шпекин почтмейстер (начальник почтовой конторы, ведал пересылкой почты и перевозкой пассажиров) С добродушной наивностью и без зазрения совести вскрывает и читает чужие письма: «Это я делаю из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете! Иное письмо с наслаждением прочтёшь..»
-
Пётр Иванович Бобчинский Пётр Иванович Добчинский городские помещики Они похожи, но не тождественны: Бобчинский проворнее, но Добчинский серьёзнее и солиднее. Именно его берёт Городничий с собой к Хлестакову, а Добчинский бежит «петушком за дрожками» В них есть постоянное соперничество: каждый спешит что-то узнать, открыть, поэтому, наверное, не возникло бы действие пьесы, не будь этих двух сплетников с тончайшими различиями их характеров Бобчинский о Хлестакове: «Он! И денег не платит, и не едет. Кому ж быть, как не ему?» Добчинский о своих ощущениях: «Когда вельможа говорит, чувствуешь страх»
-
Словарная работа:
Взяточничество – должностное преступление, заключающееся в получении взяток. Казнокрадство – обкрадывание казны. Самоуправство – произвол, нарушение законного порядка при ведении дел.
-
Иван Александрович Хлестаков чиновник низшего 14-ого класса из Петербурга Сделавшись виновником всеобщего обмана, он никого не обманывал, у него совсем нет реплик «в сторону», так как у него что на уме, то и на языке Для него не существует недоразумений, так как он совсем не умеет анализировать обстановку. Он—как вода, принимающая форму любого сосуда. У него необыкновенная приспособляемость Он с успехом сыграл роль ревизора, даже не поняв, что он её играет, начав догадываться лишь к середине четвёртого действия Гоголь: «Хлестаков, сам по себе, ничтожный человек…сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо.. в нём всё сюрприз и неожиданность»
-
Словарная работа
Мотовство – качество человека, не умеющего беречь сбережения. Транжир – человек, не умеющий беречь деньги, тратящий их налево и направо без надобности.
-
Осип слуга Хлестакова «…на деревне лучше: лежи весь век на полатях да ешь пироги» ( о жизни) «…не хочешь платить—изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнёшь, что тебя никакой дьявол не сыщет» ( о Петербурге) «добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка * простой ( *коллежский регистратор-чиновник самого низшего 14 класса)
-
Что такое хлестаковщина ?Это явление уже достояние истории или оно характерно и для нашего времени?
-
Эпиграф
На зеркало неча пенять, коли рожа крива
-
Н.Г. Чернышевский
Гоголь « первый представил нас нам в настоящем нашем виде… первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими».
-
-
Своя игра
-
Что же делает комедию комедией?
Задание. Какие комические приемы использовал Н.В.Гоголь, чтобы создать комическое содержание, выразить свой сатирический взгляд на жизнь провинциального городка, да и всей России 19 века? Поработаем с текстом комедии.
-
Приемы комического
Подмена - употребление одного вместо другого. Задание Найдите указанный прием во 2 действии (8 явл.), в 4 действии (9 явл.). Докажите свой выбор. К.А.Савицкий, 1901-1902
-
Давайте проверим Подмена- главный прием, на котором держится сюжет комедии, потому что Хлестакова приняли за того, кем он на самом деле не является. Хлестаков. А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем.(д.3 я.6) Осип.Да что завтра! Ей-богу, поедем, Иван Александрович! Оно хоть и большая честь вам, да все, знаете, лучше уехать скорее: ведь вас, право, за кого-то другого приняли... (д.4 я. 9)
-
Лексические искажения - «коверканье слов», употребление фразеологизмов в ином значении. Задание Найдите указанный прием в 1 действии (5 явл.), во 2 действии (1 явл.), в 3 действии (5явл.). Докажите свой выбор. Давайте проверим Аммос Федорович. Да вам чего бояться? Колпаки чистые надел на больных, да и концы в воду.(д.1я.3) Артемий Филиппович. Человек десять осталось, не больше; а прочие все выздоровели (…)все как мухи выздоравливают (д.3я.5)
-
Гипербола – преувеличение. Задание Найдите указанный прием в 3 действии (6 явл.). Докажите свой выбор. Давайте проверим Вся сцена вранья Хлестакова в 3 действии 6 явлении держится на гиперболе. Например, он говорит о себе: «С Пушкиным на дружеской ноге. Бывало, часто говорю ему: "Ну что, брат Пушкин?" - "Да так, брат, - отвечает, бывало, - так как-то все..." Большой оригинал."
-
Клоунада – остро динамическая комическая сценка, построенная на приёмах эксцентрики и буффонады, большую роль играют мимика и жесты. Задание Найдите указанный прием во 2 действии (8, 10явл.), в 4 действии (1явл.), в 5 действии (явление последнее- немая сцена). Докажите свой выбор. К.И.Савицкий,1901-1902
-
Давайте проверим Поведение Бобчинского и Бобчинского, их речь очень напоминает клоунаду.Например, подслушиваниеБобчинскогов трактире заканчивается падением. Написавши, отдает Добчинскому, который подходит к двери, но в это время дверь обрывается, и подслушивавший с другой стороны Бобчинский летит вместе с ней на сцену. Все издают восклицания. Бобчинский подымается. Хлестаков. Что? Не ушиблись ли вы где-нибудь? Бобчинский. Ничего, ничего-с, без всякого-с помешательства, только сверх носа небольшая нашлепка! Я забегу к Христиану Ивановичу: у него-с есть пластырь такой, так вот оно и пройдет.(д.2 я.10) Да и вся немая сцена строится на описании комичных жестов и поз.
-
Итак,
С помощью найденных нами в «Ревизоре» приемов Н.В.Гоголь создал комическое содержание, выразил свой сатирический взгляд на жизнь провинциального городка, да и всей России 19 века.
-
Назовите сцену
-
-
-
-
-
2. Назовите героя
-
-
-
-
-
Выберите правильный ответ:
«Немая сцена» в пьесе является: а) внешней развязкой; б) возвращением действия к началу; в) недоговоренностью: каждый зритель должен сделать свой вывод, что будет после немой сцены. В
-
Кто является положительным героем комедии: а) почтмейстер, б) Осип, в) смех, г) Марья Антоновна. В
-
Какое чувство объединяет героев в «немой сцене»: а) удивление, б) страх, в) злость. Б
-
Выберите правильный вариант ответа:
Укажите место действия в комедии «Ревизор» А. Миргород Б. Москва В. Уездный город Г. NN Г
-
Кто из действующих лиц комедии на протяжении всего действия не произносит ни одного слова? А. жена Городничего Б. Слесарша Пошлепкина В. смотритель училищ Г. уездный лекарь Гибнер Г
-
С чего начинается пьеса?
“Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятное известие. К нам едет ревизор!!!”
-
Вопрос: каково лексическое значение слова «инкогнито»? Ответ: тайно.
-
Вопрос: какие города называются в пьесе «Ревизор»? Ответ: Петербург, Саратов, N, Пенза.
-
Вопрос: по какому принципу (по Н.В.Гоголю) работают в больницах города N? Ответ: «Умрет, так умрет. Выздоровеет, так выздоровеет».
-
Вопрос: кто в немой сцене превратился в вопросительный знак? Ответ: почтмейстер Шпекин.
-
Домашнее задание
Подготовить сообщения на темы. 1.Купечество в комедии. 2.»Ревизор» на сцене и в кино. 3.Современники о комедии «Ревизор». 4.
-
Список используемых источников
Изображения: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ревизор_(комедия) http://rus-img2.com/revizor-gogol
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.