Содержание
-
Урок литературы в 8 классе
-
«Без любви к Родине нет поэта»(Е.А. Евтушенко)
-
Вопросы
Что такое любовь к Родине? Это привычка, предрассудок, необходимость? Есть ли в нашей стране, в нашем городе, районе, доме что-то такое, что вам особенно дорого, что является лично для вас олицетворением понятия «родина»?
-
Родина
1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. 2. перен. Место возникновения чего-нибудь. Толковый словарь русского языка Ушакова Отечество, отчизна, родная сторона (сторонка), родной край, родное пепелище, колыбель. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под ред. Н. Абрамова
-
Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов создавать произведения о своем Отечестве? Что означает слово «ностальгия»? Можно ли испытывать ностальгию, не покидая родины? Отчего возникает ностальгия?
-
Ностальгия
НОСТАЛЬГИЯ, -и, ж. (книжн.). Тоска по родине, а также вообще тоска по прошлому. || прил. ностальгический, -ая, -ое. Ностальгические нотки. (Словарь С.И.Ожегова)
-
Тема урока
«Что такое любовь к родине?»
-
?????
Что мы можем узнать на нашем уроке? (из чего складывается это понятие)- Чему мы можем научиться?- А надо ли нам это? Почему именно сейчас нам это надо?
-
Проблемная ситуация
Есть две точки зрения: по мнению Белого и Желтого Клоунов первая:любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; вторая - родина там, где сытно, дешево и удобно. Какую точку зрения будете отстаивать вы?
-
Идут белые снеги, как по нитке скользя… Жить и жить бы на свете, да, наверно, нельзя. Быть бессмертным не в силе, Но надежда моя: Если будет Россия, значит, буду и я. Е.А.Евтушенко р.1933 «Идут белые снеги…» (1965г.)
-
А любил я Россию всею кровью, хребтом – Её реки в разливе и когда подо льдом, Дух её пятистенок, дух её сосняков, Её Пушкина, Стеньку и её стариков
-
Идут снеги большие, аж до боли светлы, и мои и чужие заметая следы.
-
– О чём это стихотворение? - Определите тему и главную мысль стихотворения В какой форме нам представлено? Какое настроение передаёт стихотворение? Одинаковое ли оно в начале стихотворения и в конце? – Какие образы-ассоциации возникают при чтении стихотворения?
-
Объяснить значение образа «белые снеги» Какие выразительные средства использует поэт? Какое признание делает поэт в кульминационных строчках? Вывод: Что для Евтушенко любовь к Родине?О чем заставляет задуматься поэт? И.Грабарь «Белая зима»
-
«Стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь» Александр Блок (1880-1921) Тихое, долгое, красное зарево Каждую ночь над становьем твоим… Что же маячишь ты, сонное марево? Вольным играешься духом моим? 28 февраля 1910г.
-
А.А. Блок«Русь моя, жизнь моя,вместе ль нам маяться?..»(1910г.)
Анализ стихотворения
-
Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться? Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма? Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться… Вольному сердцу на что твоя тьма?
-
1 строфа
Почему, думая о России, он представляет ее себе через подобные образы? И.Левитан «Владимирка» Чувствует ли лирический герой свою связь с родиной? Найти ключевые слова. Какая мысль не дает покоя лирическому герою?
-
Соколов, лебедей в степь распустила ты – кинулась из степи чёрная мгла
-
За море Чёрное, за море Белое В чёрные ночи и в белые дни Дико глядится лицо онемелое, Очи татарские мечут огни…
-
2 – 4 строфы
Объяснить значение неизвестных слов. Чудь и Меря – древние славянские племена, населявшие северные области России. Гати – настилы из ветвей для перехода через Грады – города; Царьградские святыни – христианские памятники Царьграда, т.е Константинополя, столицы Византийской империи; Соколы и лебеди – это и птицы, и олицетворение русского воинства.
-
Что притягивает поэта и лирического героя в облике Руси? Почему страна для него не Россия, а Русь? В какие тайны он старается проникнуть, какие загадки разгадать?
-
5 строфа
Объясните смысл последней строфы стихотворения, её образный строй Б.Кустодиев «Большевик»
-
«Тихое, долгое, красное зарево / Каждую ночь над становьем твоим…» – это вечный, трагический, обагренный кровью и озаренный дрожащим пламенем путь Руси в истории. Две последние строки возвращают нас к основной мысли поэта: «вольный дух» (в первой строфе «вольное сердце» лирического героя) – игрушка этого древнего, таинственного, странного мира, этого «сонного марева». А значит, воля лирического героя, его свобода от Руси – лишь призрак. Да и захочет ли он этой свободы?
-
Вывод
Что для Блока любовь к родине? Бубнов Александр Павлович. Утро на Куликовом поле. 1943-1947
-
Ф. И. Тютчев (1803-1873) Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. 28 ноября 1866г. Ф. И. Тютчев (1803-1873)
-
Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
Объясните смысл стихотворения. Определите тему и главную мысль стихотворения Вывод: Что для Тютчева любовь к Родине? Из чего вырастает огромная человеческая любовь к родине? В чём вы видите её истоки?
-
Приведём мысли в порядок
Какое общее чувство объединяет стихотворения, прочитанные на уроке?
-
СИНКВЕЙН О РОДИНЕ
1-я строка (одно слово) – существительное, главная тема, мысль. 2-я строка (два слова) – прилагательные, качества первого слова. 3-я строка (три слова) – глаголы, действия первого слова. 4-я строка – суждение из 4-х слов по теме первого слова, мысль. 5-я строка (одно слово)- существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.
-
Рефлексия
Удалось ли вам доказать свою точку зрения? Что нового узнали? Чему научились на уроке? Как поработали? Оцените себя.
-
Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос «Что для меня любовь к родине?» Выразительное чтение наизусть стихотворения А.А.Блока «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» или С. А.Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» Северноесияние
-
Литература
1. Бунеев Р.Н.., Бунеева Е.В. «Литература. «Дом без стен». Учебник-хрестоматия для 8 класса». 2. Барова Е.С. «Уроки литературы в 8-м классе по учебнику-хрестоматии «Дом без стен». Методические рекомендации для учителя».
-
Интернет-ресурсы
http://www.photosight.ru/photos/ http://www.artsait.ru/art/b/bubnov/art1.php http://tr.rkrp-rpk.ru/?250 http://www.rusk.ru/st.php?idar=113142 http://fio.novgorod.ru/projects/project1845/kartina.htm http://www.zgrad.net/4/4/89097.html И др.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.