Презентация на тему "Урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму»"

Презентация: Урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
36 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму" рассказывает о истории создания рассказа русского писателя Ивана Тургенева "Муму", прототипе главного героя. Также приведены изобразительно-выразительные средства такие, как эпитет, сравнение, гипербола, также приведена самостоятельная работа.

Краткое содержание

  1. Иван Сергеевич Тургенев
  2. История создания рассказа
  3. Прототип образа главного героя
  4. Сюжет
  5. Правильные ответы
  6. Изобразительно-выразительные средства
  7. Самостоятельная работа

Содержание

  • Презентация: Урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
    Слайд 1

    Урок по рассказу И.С. Тургенева «Муму»

  • Слайд 2

    Иван Сергеевич Тургенев

    Иван Сергеевич Тургенев

  • Слайд 3

    Москва, ул. Остоженка, 37 - Дом Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя, где жили герои рассказа «Муму».

  • Слайд 4

    История создания рассказа

    В 1852 году умер Н.В. Гоголь. Этим трагическим событием И.С. Тургенев был сильно поражён, а также тем, что последовал запрет на любые упоминания о Гоголе в прессе. Однако в газете «Московские ведомости» Тургенев сумел напечатать некролог, за что был наказан: взят под арест и отправлен под присмотр на родину. Находясь под арестом, Иван Сергеевич продолжал работать и написал повесть «Муму».

  • Слайд 5

    Прототип (от греч. прообраз) –реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.

  • Слайд 6
    • Варвара Петровна Тургенева
    • Барыня из рассказа И.С. Тургенева «Муму»
  • Слайд 7

    Прототип образа главного героя

    Прототипом образа Герасима явился немой дворник Андрей, который жил у Варвары Петровны Лутовиновой, матери писателя. Это был «красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал 10 пудов. Обиды, которые терпел Герасим от своей барыни, почти полностью повторяют обиды, нанесённые реальному дворнику Андрею. Андрей, в отличие от Герасима, служил барыне до конца жизни, был верен ей и после того, как погибла собачка.

  • Слайд 8
    • Дворник Герасим
    • Крепостной крестьянин матери писателя
  • Слайд 9

    Сюжет (от фран. предмет) –ряд событий, происходящих в художественном произведении.

  • Слайд 10
  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Правильные ответы:

    1. Нет (жил в деревне)
    2. Да
    3. Нет (Капитон Климов)
    4. Да
    5. Нет (провожал Татьяну)
    6. Нет (вернулся в деревню)
    7. Нет (один год)
    8. Да
    9. Нет (были дети), которые жили в другом городе)
    10. Нет (неистомная работа – работа без устали)
  • Слайд 13

    Викторина по произведению И.С. Тургенева «Муму»

  • Слайд 14

    «...самым замечательным лицом был...»И.С. Тургенев

    • О ком сказал писатель?
  • Слайд 15

    Почему писатель дал своему герою имя Герасим?

    Герасим – «значительный», т.е. большой по величине, размерам; важный по значению; имеющий вес, влияние.

  • Слайд 16

    Какого роста Герасим?

    • «... двенадцати вершков роста»
    • Вершок – старинная мера длины, равная 4,4 сантиметра.
    • Аршин – старинная мера длины, равная 0,711 метру.
    • 2 аршина + 12 вершков= 195,5 см
  • Слайд 17
    • Какую роль выполнял Герасим в доме барыни?
    1. содержал двор в чистоте (дворник)
    2. охранял дом (сторож)
    • Как он трудился?
    1. «в полчаса у него всё было готово»
    2. «усердно исполнял свои обязанности»
    3. «работал без устали»
    • Где жил Герасим?
    1. имел отдельное жильё (каморка)
  • Слайд 18
    • Почему барыня взяла Герасима в свой московский дом?
    1. «считался самым исправным тягловым мужиком»
    2. «славный он был мужик»
    3. «работал за четверых»
    • Как относились к нему другие слуги?
    1. «они его побаивались»
  • Слайд 19

    Почему И.С. Тургенев сделал своего героя немым?

    Поработаем с учебником:

    • с. 244 – высказывание литературоведа Ю. Селезнёва

    (литературовед – учёный, занимающихся изучением литературных произведений).

  • Слайд 20

    Почему Герасим согласился с требованием барыни и утопил Муму, которую очень любил?

  • Слайд 21
    • Как относиться к Герасиму И.С. Тургенев?

    «..самым замечательным лицом был дворник Герасим...»

    • Как своё отношение к герою писатель выражает?

    ИВС - средства художественной выразительности (сравнения, гиперболы, эпитеты)

  • Слайд 22

    Изобразительно-выразительные средства

    • Эпитет – художественное определение, подчёркивающее необычные свойства предмета.
    • Сравнение – изображение одного предмета с помощью сопоставления с другим.
    • Гипербола – сильное преувеличение
  • Слайд 23

    Самостоятельная работа:

    • найдите примеры ИВС в описании Герасима.
Посмотреть все слайды

Конспект

Разработчик: Цепелева С.Н.,учитель русского языка и литературы МОУ
СОШ № 3 г. Камышлова.

Цель: формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве В.К. Кюхельбекера

Задачи:

  1. познакомить с лицейским периодом жизни поэта;
  2. развивать умения воспринимать звучащую речь и определять влияние жизненных событий на творчество писателя;
  3. воспитывать чувство гордости за славное имя поэта Кюхельбекера.

Сегодня на занятии мы познакомимся с одним из друзей Пушкина по Царскосельскому лицею Вильгельмом Карловичем Кюхельбекером, узнаем о лицейской периоде жизни поэта и его творчестве.

Сообщения учащихся.

1 сообщение.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер - писатель и декабрист воспитывался в Царскосельском Лицее с Пушкиным, Дельвигом, Корфом и др., успел хорошо в науках и отличался необыкновенным добродушием, безмерным тщеславием, необузданным воображением, которое он называл поэзией, раздражительностью, которую можно было употреблять в дурную и хорошую стороны. Он был худощав, долговяз, неуклюж, говорил протяжно с немецким акцентом...

Однако, не смотря ни на что, Кюхельбекер зарекомендовал себя как отличный ученик. До нас дошло много воспоминаний о странностях Вильгельма, однако эрудиция, знание языков, оригинальность суждений завоевали ему уважение товарищей. Среди интересов лицеиста - история и философия, восточные языки и фольклор и, конечно, поэзия - немецкая, английская, французская - и драматургия, а стремление и умение отстаивать собственный взгляд на поэзию не могли не вызывать уважение товарищей. При выпуске из Лицея Кюхельбекер получил третью серебряную медаль и отличный аттестат.

В дальнейшем Кюхельбекер служил недолго в министерстве иностранных дел; преподавал русский и латинский языки в Педагогическом институте. В 1820 г. читал в Париже публичные лекции о русской литературе, которые должен был прекратить по требованию русского посольства. В 1821 - 1822 годах служил при Ермолове на Кавказе, где познакомился с Грибоедовым . 1823 - 1824 годы провел в Москве, давая уроки и занимаясь литературой (издал вместе с князем В.Ф. Одоевским сборник "Мнемозина", (1824). Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, "охмелел в чужом пиру", как выразился Пушкин. На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича, бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержанием в крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, Кюхельбекер в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин. Умер в Тобольске.

2 сообщение.

Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Кюхельбекер был очень любим и уважаем. В его стихах было много мысли и чувства, но много и приторности.

Страшно обидчивый, взрывающийся, как порох, он к тому же был предметом постоянных насмешек товарищей. Пушкин отозвался о нем: "человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд".

Пушкин любил Кюхельбекера, но жестоко над ним издевался. (видео)

Пушкин принял вызов. Оба выстрелили, но пистолеты были заряжены клюквою, и дело кончилось ничем...

Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму,
Узнал слепоты нерассветную тьму,
И совести грозной узнал укоризны,
И жаль мне невольницы милой отчизны.
Заключительное слово учителя.

Несмотря на все преграды судьбы Кюхельбекера, сегодня мы вспоминаем его как замечательного лицеиста, поэта и писателя, чьими произведениями наполнена кладовая классической литературы. Сегодня мы познакомились только с одним из друзей А.С. Пушкина, на следующем уроке мы узнаем об остальных друзьях - лицеистах.

Разработчик: Цепелева С.Н.,учитель русского языка и литературы МОУ
СОШ № 3 г. Камышлова.

Цель: формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве В.К. Кюхельбекера

Задачи:

  1. познакомить с лицейским периодом жизни поэта;
  2. развивать умения воспринимать звучащую речь и определять влияние жизненных событий на творчество писателя;
  3. воспитывать чувство гордости за славное имя поэта Кюхельбекера.

Сегодня на занятии мы познакомимся с одним из друзей Пушкина по Царскосельскому лицею Вильгельмом Карловичем Кюхельбекером, узнаем о лицейской периоде жизни поэта и его творчестве.

Сообщения учащихся.

1 сообщение.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер - писатель и декабрист воспитывался в Царскосельском Лицее с Пушкиным, Дельвигом, Корфом и др., успел хорошо в науках и отличался необыкновенным добродушием, безмерным тщеславием, необузданным воображением, которое он называл поэзией, раздражительностью, которую можно было употреблять в дурную и хорошую стороны. Он был худощав, долговяз, неуклюж, говорил протяжно с немецким акцентом...

Однако, не смотря ни на что, Кюхельбекер зарекомендовал себя как отличный ученик. До нас дошло много воспоминаний о странностях Вильгельма, однако эрудиция, знание языков, оригинальность суждений завоевали ему уважение товарищей. Среди интересов лицеиста - история и философия, восточные языки и фольклор и, конечно, поэзия - немецкая, английская, французская - и драматургия, а стремление и умение отстаивать собственный взгляд на поэзию не могли не вызывать уважение товарищей. При выпуске из Лицея Кюхельбекер получил третью серебряную медаль и отличный аттестат.

В дальнейшем Кюхельбекер служил недолго в министерстве иностранных дел; преподавал русский и латинский языки в Педагогическом институте. В 1820 г. читал в Париже публичные лекции о русской литературе, которые должен был прекратить по требованию русского посольства. В 1821 - 1822 годах служил при Ермолове на Кавказе, где познакомился с Грибоедовым . 1823 - 1824 годы провел в Москве, давая уроки и занимаясь литературой (издал вместе с князем В.Ф. Одоевским сборник "Мнемозина", (1824). Радикальное настроение сблизило Кюхельбекера с некоторыми участниками Северного Общества, но членом его Кюхельбекер не был и в дело 14 декабря замешался случайно, "охмелел в чужом пиру", как выразился Пушкин. На Сенатской площади он покушался на жизнь великого князя Михаила Павловича, бежал из Петербурга, был схвачен в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной 15-летним содержанием в крепости и после того ссылкой на поселение. Проведя девять лет в крепостях Европейской России, Кюхельбекер в 1835 г. был отправлен на жительство в Баргузин. Умер в Тобольске.

2 сообщение.

Неуравновешенный, чувствительный, вечно восторженный, Кюхельбекер был образцом романтика в жизни и в литературе. Кюхельбекер был очень любим и уважаем. В его стихах было много мысли и чувства, но много и приторности.

Страшно обидчивый, взрывающийся, как порох, он к тому же был предметом постоянных насмешек товарищей. Пушкин отозвался о нем: "человек дельный с пером в руках, хоть и сумасброд".

Пушкин любил Кюхельбекера, но жестоко над ним издевался. (видео)

Пушкин принял вызов. Оба выстрелили, но пистолеты были заряжены клюквою, и дело кончилось ничем...

Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму,
Узнал слепоты нерассветную тьму,
И совести грозной узнал укоризны,
И жаль мне невольницы милой отчизны.
Заключительное слово учителя.

Несмотря на все преграды судьбы Кюхельбекера, сегодня мы вспоминаем его как замечательного лицеиста, поэта и писателя, чьими произведениями наполнена кладовая классической литературы. Сегодня мы познакомились только с одним из друзей А.С. Пушкина, на следующем уроке мы узнаем об остальных друзьях - лицеистах.

Скачать конспект

Сообщить об ошибке