Содержание
-
Презентация учителя русского языка и литературы МОУ ГООШ г.Калязин Тверская область Морозовой И.В.
-
Первое путешествие в страну Поэзию
-
Такая страна существует!
-
Незнайка в стране Поэзии
-
Можно ли научиться писать стихи?
-
Что такое стихи? Чем отличаются стихи от прозы?
-
Стихи – это особый тип художественной речи, строго ритмически организованный Ритм и рифма – главные признаки стихотворения
-
Ритм – это чередование ударных и безударных слогов, пауз
-
Кто автор этих строк?
Недаром злится зима, Её пора прошла. Весна стучится в окно и гонит со двора…
-
Фёдор Иванович Тютчев
«Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора».
-
_ _, _ _, _ _, _ _ _, _ _, _ _, _ _, _ _, _ _, _ _ _, _ _, _ _, Обозначим ударные и безударные слоги в этом четверостишии:
-
Ритм
-
Задание: расставьте слова по местам, сохраняя стихотворный ритм: мой, все, незваной, то, эту, твой, мой, чуть «Посади ты …………………. птицу, Молвил он царю, - на спицу, Петушок ……………….. золотой Будет верный сторож ………. : Коль кругом …………. будет мирно, Так сидеть он будет смирно, Но лишь ……………. со стороны Ожидать тебе войны, Иль другой беды …………………….. , Вмиг тогда ……………….. петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенётся И в …………. место обернётся».
-
Задание: в четверостишии изменён порядок слов. Восстановите ритмический рисунок, указав слова, которые нужно поменять местами. «Серебро, огни и блёстки,- Из серебра целый мир! В жемчугах горят берёзки, Вчера чёрно-голые…»
-
Рифма – это созвучие окончаний слов в стихотворной строке
-
Николай Михайлович Языков «Буря» «Громадные тучи нависли широко Над морем и скрыли блистательный день. И в синюю бездну спустилась глубоко И в ней улеглася тяжёлая тень; Но бездна морская уже негодует, Ей хочется света, и ропщет она, И скоро, могучая, встанет грозна, Пространно и громко она забушует». Задание : какие слова рифмуются в этом стихотворении? Назовите способ рифмовки.
-
Стих – в переводе с греческого означает «ряд»,одна стихотворная строчка. Строфа – это группа стихов, объединённая определённой системой рифмовки и ритма.
-
«Как весело стихи свои вести Под цифрами, в порядке, строй за строем, Не позволять им в сторону брести, Как войску, в пух рассыпанному боем! Тут каждый слог замечен и в чести, Тут каждый стих глядит себе героем, А стихотворец… с кем же равен он? Он Тамерлан иль сам Наполеон».
-
Поиграем в буриме (буриме – игра на составление стихов по заданным рифмам) ……………………………………… ходит ………………………………….. ненастный ………………………………………. чему ..……………………………………….. ему ...……………………………………… сводит ...……………………………………… вод ...…………………………………….. плывёт ..……………………………….прекрасный 2. ………………………………. неутешен …………………………………… грешен ……………………………………. пустой ..……………………………………… другой …………………………………… молодица ..…………………………………….. царица
-
3. ……………………………………… бесёнок ..………………………………………. котёнок ..……………………………………… мужичок ..…………………………………………… оброк .………………………………………. слыхали ………………………………………….. печали Играем в буриме
-
Что такое настоящие стихи?
-
«Жил кораблик, весёлый и стройный Над волнами как сокол парил, Сам себя, говорят, он построил. Сам себя, говорят, смастерил. Сам смолою себя пропитал, Сам оделся и в дуб и в металл, Сам повёл себя в рейс – Сам свой лоцман, Сам свой боцман, Матрос, Капитан. Новелла Матвеева «Кораблик»
-
Шёл кораблик, шумел парусами, Не боялся нигде ничего. И вулканы седыми бровями Поводили при виде его…
-
Шёл кораблик по летним морям, Корчил рожи последним царям, Все ли страны в цвету, Все ль на месте – Всё записывал, всё проверял.
-
Раз пятнадцать, раз двадцать за сутки С ним встречались другие суда: Постоят, посудачат минутку И опять побегут кто куда.
-
Шёл кораблик, о чём-то мечтал, Всё, что видел, на мачты мотал, Сам свой лоцман, Сам свой боцман, Матрос, Капитан».
-
-
Какие произведения называются лирическими?
-
Лирические стихотворения
-
Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Образ лирического героя не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям.
-
Задание: назовите автора этих строк. С помощью каких согласных звуков и сочетаний звуков поэт передаёт движение воды, шум весенних ручьёв? «Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят…» Звукопись – это повторение одних и тех же звуков или сочетаний одних и тех же звуков.
-
Научиться писать стихи трудно, для этого нужны способности, талант, а вот научиться их читать, понимать, чувствовать – можно и необходимо. Это очень важно, потому что стихи – настоящее чудо. Они дают радость открытия , помогают пережить высокие чувства, делают нас красивее, умнее, лучше.
-
Ответим на вопросы. Чем стихотворения отличаются от прозаических произведений? 2.Что такое ритм и рифма? Какие виды рифмы вы знаете? 3.Какие произведения называются лирическими? В какой форме они обычно бывают? Назовите характерные признаки этой формы. 4. Что такое «звукопись»? 5.Можно научиться писать стихи? 6. Нужны ли стихи людям?
-
Домашнее задание : прочитайте стихотворение К.Бальмонта «Как я пишу стихи». Определите главную мысль этого произведения. Попробуйте написать если не стихи, то рифмованные, объединённые смыслом строчки (буриме) : солнце – оконце, свет – привет. «Рождается внезапная строка, За ней встаёт немедленно другая, Мелькает третья ей издалека, Четвёртая смеётся набегая. И пятая, и после, и потом, Откуда, сколько, я и сам не знаю, Но я не размышляю над стихом И, право, никогда – не сочиняю».
-
До новых встреч!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.