Содержание
-
Вольтер
"Он был больше, чем человек. Он был веком« – Виктор Гюго
(1694 - 1778)
-
План:
- Основные труды
- Форма государственной власти
- Структура государственной власти
- Идея свободы
- Идея равенства
- О религии
- О Боге
- О собственности
- О воспитании и образовании
- Общество и человек
- Итоги
-
Основные труды
- 1718 – «Эдип»
- 1722 – «Послание к Урании»
- 1731 – «История Карла XII, короля Швеции»
- 1732 – «Заира»
- 1735 – «Орлеанская девственница»
- 1739 - Рассуждение о человеке
- 1756 – поэма о естественном законе
- 1755 – «Опыт о нравах и духе народов»
- 1763 – Трактат «О веротерпимости»
- 1764 – Философский словарь
-
Философские письма
Здесь непосредственно отразились впечатления, вынесенные автором из пребывания в Англии.
- с проницательностью и иронией автор изображает квакеров, англикан и пресвитериан,
- английскую систему управления, парламент.
- пропагандирует прививки от оспы.
- представляет читателям философа Локка
- излагает основные положения ньютоновой теории земного притяжения
1734
-
Форма государственной власти
- был далек от современной демократии ,предпочитал сильную, но просвещенную монархию
- вера в монарха-философа
- выступал против революции во Франции, так как “то, что в Англии становится революцией, в других странах является лишь мятежом."
- республика приближает людей к их естественному состоянию
- чтит форму правления в Англии, т. е. конституционную монархию
- Многочисленность законов в государстве, как большое число врачей: признак болезни и бессилия.
-
Структура государственной власти
- первостепенное значение придает не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур.
- для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность.
- политическую организацию будущего царства разума Вольтер не стремился определить во всех подробностях.
- сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления власти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства.
- управлять государством должны только собственники.
- политический идеал Вольтера приближался к идее разделения властей.
-
Идея свободы
- «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»
- устранение феодальных пережитков, сковывающих творческую инициативу человека
- в первую очередь – свобода личности, индивида, частная свобода, а не свобода общества в целом
- стержнем личной свободы служит свобода слова и свобода печати.
- свободы труда
- подлинная свобода проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга; они становятся автономными субъектами.
- свобода дополняется и подкрепляется равенством.
-
Идея равенства
«Быть свободным, иметь вокруг себя только равных, такова истинная жизнь, естественная жизнь человека».
- равенство людей понимается им в строго политико-юридическом смысле: обретение всеми людьми одинакового статуса гражданина, одинаковая зависимость всех граждан от закона и одинаковая защита их законом.
- сторонником имущественного равенства (эгалитаристом) и общности имуществ Вольтер не был.
- «равенство есть вещь самая естественная и в то же время химера».
- два класса: богатые и бедные
-
О религии
- религия должна оставаться необходимой уздой для народных масс.
- сильно верил в религиозную терпимость.
- выступал против религиозного фанатизма
- твердо протестовал против религиозного насилия и преследования
- развенчивает официальную религию, так как официальная религия сильно отличается от истинной, а идеальная религия - это религия, единящая нас с богом в награду за добро и разъединяющая за преступления. Это религия, которая “учила бы терпимости по отношению к остальным и, заслужив таким образом всеобщее расположение, была бы единственной, способной превратить человеческий род в народ братьев» .
- она не столько бы предлагала людям искупление прегрешений, сколько вдохновляла бы их к общественным добродетелям . не разрешала бы (своим служителям) узурпировать . власть, способную превратить их в тиранов." Именно этого не хватает христианской религии, которую Вольтер считал единственно верной, причём настолько верной, что “ она не нуждается в сомнительных доказательствах."
- корень существующих социальных зол видел в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума – виновник всего этого считал церковь, католицизм.
-
О боге
- бог рассматривался только как разум, сконструировавший целесообразную “машину природы" и давший ей законы и движение
- Вольтер определяет бога как “необходимое бытие, существующее само по себе, в силу своей разумной, благой и могущественной природы, разум, во много раз превосходящий нас, ибо он совершает вещи, которые едва ли мы можем понять."
«Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать»
-
О собственности
- Вольтер не был сторонником имущественного равенства (эгалитаристом) и общности имуществ.
- обладание имуществом (либо отсутствие такового) должно сказываться на положении человека в обществе.
- право голоса в вопросах общественного блага могут иметь, по мнению Вольтера, не любой и каждый, а лишь собственники.
- собственность – признак гражданина.
-
О воспитании и образовании
- Вольтер выступал с критикой учения о врожденном характере результатов воспитания.
- писал, что человек "всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления".
- «если чернь начнет думать, то все погибло».
- люди физического труда сами по себе не являлись у Вольтера объектом его трепетного почитания. Скорее даже наоборот.
-
Общество и человек
- «человек не походит на других животных, имеющих лишь инстинкт любви к себе»
- все поступки людей Вольтер объясняет любовью к себе, которая «столь же необходима человеку, сколь кровь, текущая в его жилах»
- соблюдение собственных интересов он считает двигателем жизни
- ни одно человеческое общество не может существовать ни единого дня без правил, ему необходимы законы
- люди, не имеющие узды не способны к сосуществованию
- вся наша жизнь – «удовольствие и страдание»
- Люди несколько извратили природу, ибо они вовсе не родятся волками, а становятся ими.
-
Итоги
- Социальные идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французской буржуазии.
- По своему объективному значению его идеи имели революционный характер, они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма.
- Вольтер принадлежал к числу идеологов, которые, не создав собственной политической теории, подготовили почву для последующего развития политико-правовых учений.
- Влияние вольтеровских идей в той или иной мере испытали все французские просветители
-
Литература
- Вольтер. Философские сочинения. Москва, Наука, 1989.
- Артамонов С.Д. Вольтер и его век. Москва, Просвещение, 1980.
- Азимова А.А. Вольтер. Москва, 1970.
- Философский словарь. Фролов И.Г. Москва, 1986
- Шестаков Д. Правовые и политические взгляды Вольтера
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.