Презентация на тему "Выразительные средства языка" 10 класс

Презентация: Выразительные средства языка
Включить эффекты
1 из 44
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Выразительные средства языка"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 44 слайдов. Также представлены другие презентации по литературе для 10 класса. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    44
  • Аудитория
    10 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Выразительные средства языка
    Слайд 1

    Выразительные средства русского языка

  • Слайд 2

    Выразительность речи

    Особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя

  • Слайд 3

    Условия выразительности

    Самостоятельность мышления. Неравнодушие к теме. Хорошее знание языка, его выразительных возможностей. Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей. Систематическая осознанная тренировка речевых навыков.

  • Слайд 4

    Выразительные средства

    Формы языка, которые служат для эмоционального или логического усиления речи

  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Звуковые выразительные средства

    Подбор слов близкого (необычного) звучания. Повторение одинаковых или сходных согласных. Я вольный ветер, я вечно вею, Волную волны, ласкаю ивы, Вветвях вздыхаю, вдохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы. Повторение одинаковых или сходных гласных. Люблю берёзу русскую , То светлую, то грустную. Зияние, неблагозвучное скопление гласных на стыке двух или трёх слов. И под гармонию ЕЯ Ястроил стих (А. Майков). Через ливонскИЕЯ проезжал поля (Ф. Тютчев). Игровые стихи, в которых все слова начинаются с одной и той же буквы. Облик осени. Охрой – осины. Облака оловянные. Облик осенний. Слово, фраза или целое стихотворение, одинаково читаемые по буквам слева направо и справа налево. Я разуму уму заря, Я иду с мечем судия. Верь в звук слов:Смысл тайн в них. В. Брюсов

  • Слайд 7

    Словообразовательные выразительные средства

    Выявление смысла морфемы. Ему (А.П. Чехову) было в высшей степени доступно умение заражать, казалось бы, самых равнодушных людей своим со-чувствием, своим со-страданием. Изобразительный прием, который заключается в повторении звуков, слов, синтаксических построений в начале стихов или строф. Для поэта природа – чаша, полная звуков и песен, но певец без народа безгласен, бескрыл, бессловесен. Скопление однокоренных слов. Горе свое горькое Я перегорюю И в борьбе с несчастьями Счастье завоюю. Использование слов с суффиксами субъективной оценки. В руки яблочко взяла, К алым губкам поднесла, Потихоньку прокусила И кусочек проглотила. Авторские слова. Сливеют губы с холода.

  • Слайд 8

    Морфологические средства выразительности

  • Слайд 9

    Лексические средства выразительности

  • Слайд 10

    Задание. Распределите выразительные средства по группам в соответствии с тем лексическим явлением, которое лежит в основе выразительности.

    Метафора. Антитеза. Градация. Каламбур. Омонимичные рифмы. Метонимия. Оксюморон. Синекдоха. Антифразис.

  • Слайд 11

    Полисемия

    Метафора – скрытое сравнение предмета с другим предметом на основании признака, общего для обоих. Метонимия – замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым. Синекдоха – вид метонимии, состоящий в упоминании большего вместо меньшего или наоборот.

  • Слайд 12

    Омонимия

    Омонимичные рифмы – рифмование омонимов с целью придания стихотворению особой занимательности.

  • Слайд 13

    Антонимия

    Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний. Оксюморон – соединение контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия. Каламбур – столкновение в речи антонимов и многозначных слов. Антифразис – употребление слова в противоположном значении.

  • Слайд 14

    Синонимия

    Градация - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств.

  • Слайд 15

    Лексические средства выразительности

    Троп есть такое изменение собственного значения слова или оборота в другое, при котором получается обогащение значения. М. Ф. Квинтилиан

  • Слайд 16

    Тропы

    Уподобление одного предмета, лица, события другому на основе выявления общего признака с целью создания художественного описания. Сравнение Стилистически значимое, образное, выразительное определение предмета или действия. Эпитет Наделение неодушевленных или абстрактных предметов, явлений, событий признаками и свойствами человека. Олицетворение Утверждение, противоречащее здравому смыслу, но таящее в себе глубокое значение, которое служит предметом иронии. Парадокс

  • Слайд 17

    Образное выражение, состоящее в преувеличении каких-либо свойств изображаемого предмета, явления. Гипербола Намеренное ослабление говорящим признака или свойства, о котором идет речь. Литота Преуменьшение интенсивности свойств предмета речи, каких-либо действий, процессов, состояний. Мейозис Использование описания вместо собственного имени или названия, оборот речи, замещающий слово. Перифраза

  • Слайд 18

    Употребление слова в смысле, обратном буквальному с целью тонкой или скрытой насмешки. Ирония Выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах, иносказание. Аллегория Замена прямого названия, дающего отрицательную характеристику явления, иносказательным оборотом, смягчающим оценку. Эвфемизм

  • Слайд 19

    Другие лексические средства выразительности

    Аллюзия — соотнесение описываемого в речи с устойчивым литературным, мифологическим или историческим понятием с целью охарактеризовать предмет речи: наполеоновские замашки. Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении: Я пережил и многое и многих (П. А. Вяземский) - Я изменял и многому и многим (В. Я. Брюсов). Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо. Использование литературных образов с целью пояснения положения, явления, другого образа: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову. Цитирование с целью доказательства какого-либо положения, тезиса: А.С. Пушкина, «как первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.

  • Слайд 20

    Выразительные средства синтаксиса

  • Слайд 21

    Фигуры мысли

    Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? М. Лермонтов Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, но имеющий эмоциональное значение.

  • Слайд 22

    Да, так любить, как наша кровь, Никто из вас давно не любит! А. Блок Риторическое восклицание - эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции выражены интонационно.

  • Слайд 23

    А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов… М. Лермонтов Риторическое обращение – интонационно окрашенное обращение к реальному или подразумеваемому адресату (лицу или предмету).

  • Слайд 24

    Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть. А. Пушкин Умолчание (апосиопеза) - сознательная незавершенность предложения, недоговоренность.

  • Слайд 25

    Когда бы жизнь домашним кругом Я ограничить захотел, Когда б мне быть отцом, супругом Приятный жребий повелел; Когда б семейственной картиной Пленился я хоть миг единый, То верно б, кроме вас одной Невесты не искал иной. А. Пушкин Период – гармоническая по форме синтаксическая конструкция с особой ритмичностью и упорядоченностью частей, исключительной полнотой и завершенностью содержания.

  • Слайд 26

    Фигуры перемещения

    Для берегов отчизны дальней Ты покидала край чужой. А. Пушкин Инверсия – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи.

  • Слайд 27

    Вычеркнуться из зеркал? Выписаться из широт? М. Цветаева Параллелизм - тождественное или сходное синтаксическое построение предложений или их частей.

  • Слайд 28

    Любить... но кого же?.. М. Лермонтов Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже отдельные слова с целью придания экспрессии путем отрывистого произнесения.

  • Слайд 29

    Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть. Хиазм — перекрещивание, перемена позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста.

  • Слайд 30

    Все, чем человечество гордилось тысячелетия: Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Пушкин, - приходят какие-то мальчишки и объявляют это все насмарку. В. Брюсов Анаколуф – синтаксическая несогласованность, нарушение норм постановки слов с целью передачи взволнованности речи.

  • Слайд 31

    Фигуры прибавления

    Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он оказывается поэтом не потому, что он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт. А. Блок Вопросно-ответное единство - способ диалогизации и актуализации текста.

  • Слайд 32

    Только ветер да звонкая пена, Только чаек тревожный полет, Только кровь, что наполнила вены, Закипающим гулом поет. Э. Багрицкий Анафора – повторение похожих звуков, слов, синтаксических и ритмических построений в начале смежных стихов, строф, предложений.

  • Слайд 33

    Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! А. Блок Эпифора - повторение слова или звукосочетания в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности.

  • Слайд 34

    ... И охваченный предчувствием великих судеб, ожидающих Русь, эту непостижимую страну, он восклицает: "Русь! Куда несешься ты, дай ответ! Не дает ответа!". И не дала она ответ поэту, и не передал он его нам. И. Аксаков Стык (Анадиплосис) – повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.

  • Слайд 35

    Мутно небо, ночь мутна. А. Пушкин Кольцо (просаподосис) - повторение в конце предложения слова или словосочетания, которое его начинает.

  • Слайд 36

    Во поле березка стояла, Во поле кудрявая стояла. Народная песня Симплока – соединение анафоры и эпифоры.

  • Слайд 37

    Ох! Лето красное! любил бы я тебя, Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… А. Пушкин Многосоюзие - многократное повторение союза, что подчеркивает значение каждого компонента конструкции.

  • Слайд 38

    Фигуры убавления

    Швед, русский колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет. А. Пушкин Бессоюзие – отсутствие служебных слов в предложении, вследствие чего речь приобретает большую сжатость, компактность.

  • Слайд 39

    Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку – та бежать… К. Чуковский Эллипсис – пропуск в предложении слова, которое легко подразумевается из контекста.

  • Слайд 40

    Шел дождь и три студента, первый — в пальто, второй — в университет, третий — в плохом настроении. Зевгма - экспрессивная конструкция, состоящая из главного слова и зависящих от него однородных членов предложения, равноценных грамматически, но разноплановых по значению.

  • Слайд 41

    Изобразительные средства выразительности

  • Слайд 42

    Задание. Определите, какие выразительные средства языка встречаются в данных предложениях.

    Игру его любил творец Макбета. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Путь шел по целине; люди падали с обрывов. Я три тарелки съел. Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. Обязанность учителя – учить. Учитель должен быть у-чи-те-лем. Из перерубленной берёзы градом лились прощальные слёзы. Как бабочка, я на костёрЛечу и огненность целую. О как мучительно тобою счастлив я. Перифраза. Инверсия. Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Вопросно-ответное единство. Синтаксический параллелизм. Метонимия. Многосоюзие. Скопление однокоренных слов.Графика. Сравнение. Олицетворение. Фразеологизм. Аллитерация. Окказионализм. Сравнение. Оксюморон. Инверсия.

  • Слайд 43

    Лингвистический анализ текста

    Выяснение фонетико-интонационных особенностей текста. Анализ экспрессивных средств словообразования. Лексические выразительные средства. Грамматические (морфологические и синтаксические) средства усиления выразительности текста. Особенности графического (орфографического, пунктуационного) оформления текста.

  • Слайд 44

    Задание. Выполните лингвистический анализ текста.

    Если вы есть,- будьте первыми!Первыми – кем бы вы ни были.Из песен – лучшими песнями.Из книг – настоящими книгами. Ты, пожалуйста, добеги.Дотерпи, родной! Дотяни.Достони. Дохрипи. Смоги!..Через все чужие «ни в жизнь»…Через все свои «не могу»…

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке