Презентация на тему "Тропы" 11 класс

Презентация: Тропы
Включить эффекты
1 из 17
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Тропы"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 17 слайдов. Также представлены другие презентации по русскому языку для 11 класса. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Тропы
    Слайд 1

    Тропы

    Стилистические фигуры

  • Слайд 2

    СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.

    ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.

  • Слайд 3

    ТРОПЫ

    ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»). ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис. МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются. Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю. …за одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец. (Н. Гоголь. ) И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! Голова ли ты, головушка! Что на грудь ты наклонилася? Отчего ты безо времени Белым инеем покрылася? Где меж темных лип светился Монастырь святой...

  • Слайд 4

    МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" – подразумеваются деревья; и т.п.). ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п). ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…). И зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко. Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам. Юный град, полночных стран краса и диво. «Медный всадник» (Петербург) И счастья баловень безродный, полудержавный властелин. «Полтава» (князь Меньшиков) Буря мглою небо кроет Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин)

  • Слайд 5

    Тропы

    СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот. СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» . «...и слышно было до рассвета, как ликовал француз...» «Бородино» …беспокойная Литва С толпою дерзких воевод На землю русскую идет. «Боярин Орша» «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт». И стройных жниц короткие подолы, Как флаги в праздник, по ветру летят. А. Ахматова Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца. А. Чехов

  • Слайд 6

    Закрепление материала

    а) Из данного отрывка выпишете по одному примеру олицетворения, сравнения и эпитета. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, все раскутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой… И.С.Тургенев «Голуби» (из цикла «стихотворения в прозе») б) Рисуя картину грозы, И.С.Тургенев использует сравнения. Выпишите их из текста, ответьте на вопрос: с какой целью автор применяет данные художественные средства?

  • Слайд 7

    Ответы

    А) 1) Визжит ветер – олицетворение 2) стреляет как из пушки – сравнение 3) рьяный ливень – эпитет Б) мечется как бешенный словно в клочья разорванные облака закачался отвесными столбами ливень стреляет как из пушки При помощи сравнений автор рисует могучее движение природы, тревожное и в то же время очищающее. Буря и гроза внушают герою повествования страх и одновременно это для него – потеха! Можно представить себе в этой картине и бешеное, неукротимое животное, готовое растоптать все живое, и тяжелые потоки воды, издали похожие на движущие столбы, и можно услышать канонаду приближающегося боя.

  • Слайд 8

    Тест

    Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор. 1. Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов.) 2. Богатырский конь через лес перепрыгивает. (Былина) 3. Задремали звёзды золотые. (С. Есенин.) 4. Впереди – пустынный сентябрьский день. (К. Паустовский.) 5. Вода устала петь, устала течь, Сиять, струиться и переливаться. (Д. Самойлов.) 6. Спать одуванчики ложились спать вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (М. Пришвин.) 7. Она щебечет и поёт В преддверье бора, как бы оберегая вход В лесные норы. (Б. Пастернак.) 8. В багрец и золото одетые леса. (А. Пушкин.) 9. Скоро Осень проснется и заплачет спросонья. (К. Бальмонт.) 10. Но предстоит еще заледенеть, И уж не петь, а, как броня, звенеть. (Д. Самойлов.) Выполнив задания, оцените свои ответы по следующей шкале: «5» - 9-10; «4» - 7-8; «3» - 5-6 правильных ответов. Ответы: 1.Сравнение. 2.Гипербола. 3.Олицетворение. 4.Эпитет. 5.Однородные члены предложения. 6.Олицетворение. 7.Сравнение. 8.Метафора 9.Олицетворени 10.Сравнение.

  • Слайд 9

    Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор. 1. Жизни мышья беготня… Что тревожишь ты меня? (А.Пушкин) 2. Мальчик с пальчик. 3. Лес, словно терем расписной. (И.Бунин) 4. Когда народ…. Белинского и Гоголя С базара понесет. (Н.Некрасов) 5. О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов) 6. Мело, мело по всей земле, Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. (Б.Пастернак) 7. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень, Не столь различны меж собой. (А. Пушкин) 8. Мы с тобой не виделись сто лет! 9. Гораздо интереснее казались морские коньки. (В.Катаев) 10. И пунша пламень голубой. ( А. Пушкин) Выполнив задания, оцените свои ответы по следующей шкале: «5» - 9-10; «4» - 7-8; «3» - 5-6 правильных ответов. Ответы: 1.Риторический вопрос 2. Литота 3. Сравнение 4. Метонимия 5. Обращение 6. Лексический повтор 7. Антитеза 8. Гипербола 9. Сравнение 10. Метафора

  • Слайд 10

    Стилистические фигуры

    АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков. АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность. У наших ушки на макушке!Чуть утро осветило пушкиИ леса синие верхушки -Французы тут как тут. (Бородино) Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн… К. Бальмонт

  • Слайд 11

    АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы. АНТИТЕЗА ( греч. antithesis – противоречие, противоположение)резко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение Это утро, радость эта,Эта мощь и дня и света,Этот синий свод,Этот крик и вереницы,Эти стаи, эти птицы,Этот говор вод… А. Фет И мира нет — и нет нигде врагов;Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю;В пыли влачусь — и в небесах витаю;Всем в мире чужд — и мир обнять готов… Ф. Петрарака

  • Слайд 12

    БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность. МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века - Всё будет так. Исхода нет. А. Блок И волны теснятся, и мчатся назад,И снова приходят, и о берег бьют... М. Лермонтов И скучно и грустно, и некому руку подать…

  • Слайд 13

    ГРАДАЦИЯ - от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:   ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок. Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым. С. Есенин Преданья старины глубокой А.С. Пушкин Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням А. С. Пушкин

  • Слайд 14

     ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ). ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений И день настал. Встаёт с одраМазепа, сей страдалец хилый,Сей труп живой, ещё вчераСтонавший слабо над могилой А.С. Пушкин В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут. А. С. Пушкин Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. В. Брюсов

  • Слайд 15

    ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.Бессмысленный и тусклый свет.Живи ещё хоть четверть века —Все будет так. Исхода нет. А. Блок Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет. В. Шукшин Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости... А. С. Пушкин

  • Слайд 16

    ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия:. Вместо хлеба — камень, вместо поучения. — колотушка М. Салтыков-Щкдрин Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком А. Твардовский Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги В. Жуковский

  • Слайд 17

    Тест

    Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках. 1.И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов).  2.Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.)  3.Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь.(С.Есенин.)  4.Путь шел по целине; люди подали с обрывов. ( И. Эренбург )  5.Коль любить , так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! (А.Толстой.)  6.Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет всё, что Господь не пошлёт! Вынесет всё — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. ( Н.Некрасов)  7. « Не станет нас!».А миру хоть бы что. « Исчезнет след!». А миру хоть бы что. Нас не было, а он сиял и будет. Исчезнем мы — а миру хоть бы что. ( О.Хайям)  8.Она свежа, как вешний цвет, Взлелеянный в тени дубравной. Как тополь киевских высот, она стройна. ( А. Пушкин.)  9.Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой. ( А.Пушкин.)  10. Мне нравятся весёлые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко.) 1.Синекдоха. 2.Перифраза. 3. Олицетворение. 4.Параллелизм. 5.Параллелизм и анафора. 6. Анафора. 7.Эпифора. 8. Сравнение. 9.Антитеза. 10. Параллелизм и анафора.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке