Содержание
-
«Голос Юрия Казакова был услышан мгновенно». Ю.Трифонов
Выполнила: Самодурова Вера Валентиновна,учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.»
-
Юрий Павлович Казаков
1927 - 1982
-
Начало пути
Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии, детство провел на Арбате. В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие». В 1933 отец был арестован за то, что слышал рассказ о зверствах во время коллективизации на Тамбовщине, о сопротивлении крестьян и не донес. Лишившись отца, семья бедствовала. Учился Казаков в строительном техникуме, затем в музыкальном училище им. Гнесиных (окончил в 1951), играл на контрабасе в оркестрах. Он играл в оркестре Вахтанговского театра и в оркестре Большого театра, но эпизодически.
-
Из воспоминаний вдовы Ю.Казакова Тамары Михайловны Казаковой
« Музыка не стала его профессией, но ведь он не перестал быть музыкантом. Он сумел слить воедино два дара - музыкальный дар и дар слова. Профессор Владимир Владимирович Хоменко, преподаватель Юрия Павловича в Гнесинском училище, поклонник его писательского таланта, как-то сказал: «Когда я читаю Казакова, я слышу музыку». Музыка в рассказах Казакова и музыка его рассказов - очень глубокая тема. Он постоянно слушал музыку. Иногда ему снилась незнакомая симфоническая музыка, и он жалел, что не смог записать ее. В дневнике студенческих лет он писал о любимом Рахманинове: «В его фортепианных произведениях нет аккордов, пассажей, отдельных нот, которые было бы неудобно, неловко сыграть, аппликатура его вещей проста, изящна, легка», и тут же о литературе: «В настоящей поэзии не должно быть неудобных, корявых слов, выпадающих из общей тональности». У него был абсолютный слух в том, что называют музыкой слова».
-
Первые публикации
В 1953-м году подал документы в Литературный институт им. М. Горького, где был конкурс пятьдесят человек на одно место. Поступил! Сейчас трудно поверить, что Юрий Павлович с трудом защитил диплом в Литературном институте. В 1958 году он представил к защите восемь рассказов, среди них: «На полустанке», «Арктур - гончий пес», «Никишкины тайны». Рецензенты,отметив мастерство и талант, в один голос сказали, что автор «еще не нашел себя в идейном отношении», что рассказы его «вне времени и пространства», упрекали в «достоевщине». Спас дело писатель Всеволод Иванов, председательствовавший на защите и предложивший зачесть диплом, чтобы не закрыть талантливому человеку дорогу в литературу. Рассказы Юрия Павловича получили тогда широкое признание, и не только у нас: уже в 1960 году вышел сборник его рассказов в Италии. Публиковаться начал в 1952. Первые книги («Тэдди», 1957; «Манька», 1958) вышли в Архангельске, сборник «На полустанке» (1959) в Москве. Огромное впечатление произвела на Казакова проза жившего в эмиграции И. Бунина. Строй фразы, ритм, пластика бунинского стиля настолько сильно повлияли на Казакова, что ему пришлось приложить немало усилий, чтобы освободиться от подражательности.
-
Зрелость
В начале 1960-х гг. Ю.Казаков пишет рассказы, ставшие классикой русской лирической прозы: «Осень в дубовых лесах», «Двое в октябре», «Адам и Ева», «Плачу и рыдаю». За каждым из них просматриваются разные ветви тогдашней русской прозы - «деревенская», «городская», «лирико-психологическая» и т.д. Казаков в своих рассказах открывал то, что, в сущности, давно уже было открыто, но заслонено, отодвинуто трудными, суровыми годами, - теплоту и красоту обычной жизни с ее малыми, но, по сути, великими радостями и утешениями. Он находил поэзию в вещах самых непритязательных и будничных, но необходимых, как вода, воздух, хлеб, поэтизировал человеческие чувства, возвращая им утраченное значение. Жизнь, по мысли писателя, даже принося страдания, все равно - радость.
-
Последние годы жизни
Со второй половины 1960-х гг. Казаков переживает творческий кризис. Для заработка он переводит трилогию казахского писателя А. Нурпеисова «Кровь и пот», посвященный событиям времен Первой мировой и гражданской войны на Арале. Лишь в 1970-е гг. он создает свои вершинные рассказы -- «Свечечка» (1974) и «Во сне ты горько плакал» (1978), где главной темой становится глубокое переживание драматизма жизни. 29 ноября 1982 в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался. Посмертно была издана книга "Две ночи" ("Разлучение душ"), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.
-
«Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа»(о творчестве Ю.П.Казакова)
Рассказ для Ю.П.Казакова – не «разведывательный» жанр, не заготовка для романа, а нечто вполне самодостаточное. В них видна школа, которую он проходил в общении с классикой, - от И. Тургенева до М. Пришвина. Эта школа чувствуется в благородной красоте и живописности русского языка, точности стилистического приема, развитом чувстве художественной меры. Детально разработанный им жанр - рассказ лирический, с повышенной субъективностью и усиленной ролью рассказчика, автора или героя (”Голубое и зеленое”), с пристальным вниманием к детали, еле уловимому состоянию, ускользающему чувству (”Двое в декабре”), с ослабленной фабульностью, пронзительной откровенностью (”Свечечка”, “Во сне ты горько плакал”). Уже во многих ранних рассказах – «Поморка», «Манька», «Арктур – гончий пес» - проявляется редкий дар Ю. Казакова вживаться в чужую жизнь, входить в нее изнутри, постигая до тонкости поразивший его характер. Писатель вообще испытывал тяготение к натурам необычным, выпадающим из общей меры, живущим своей особой внутренней жизнью. Такова одинокая девяностолетняя старуха Марфа в рассказе «Поморка», необычный мальчик в рассказе «Никишкины тайны» и многие другие.
-
Особенности «деревенской прозы» Ю.П. Казакова
Писатели старшего поколения В. Овечкин, Г. Троепольский, С. Залыгин исследовали социально-экономические отношения в деревне, рассказывали о ее нелегких судьбах после опустошительного гитлеровского нашествия. Ю. Казаков подошел к изображению деревенской жизни с другой стороны: его больше занимали те нравственные психологические проблемы, с которыми он столкнулся в новой для себя среде. Дело в том, что писатель рассматривал деревню глазами городского человека, открывшего для себя неведомый мир. Полная перемена впечатлений создавала особую резкость видения. Разрыв с прежней жизнью, когда человек становится еще не городским, но уже и не деревенским, драматизм и последствия этого разрыва – стержень содержания рассказов «На полустанке», «Запах хлеба», «Трали-вали», «Некрасивая».
-
Русский Север в творчестве Ю.П.Казакова Теме Русского Севера Юрий Павлович посвятил многие свои рассказы. В конце 1950-х гг. Казаков попадает на русский Север, очаровавший его и ставший источником многих его сюжетов. Здесь он пишет рассказы «Манька», «Некрасивая», «Никишкины тайны», «На острове» и др. В 1960 он пишет очерки о русском Севере, составившие книгу «Северный дневник» (1961), который сначала назывался «Тихие герои». Ведущая мысль очерков: исполнение своего долга, «тихое мужество» тружеников-поморов. Особенности очерков: репортерская информативность; лаконичность; лиризм и поэтичность. Его «Северный дневник» 10 лет пополнялся новыми главами о Карелии, Мурманске, Архангельске, Соловках, Кольском полуострове.
-
Из воспоминаний вдовы Ю.Казакова Тамары Михайловны Казаковой
« Любовь к Северу была у него ностальгической. С конца сороковых годов он ездил на Север к ссыльному отцу. Павел Гаврилович после срока лагерей жил в Лузе на севере Кировской области и работал на лесоперерабатывающем комбинате. Там Юрий Павлович полюбил бедную северную природу, поразившую его своей «жизненной цепкостью», там пристрастился к охоте - так они добывали себе пропитание. Светлым воспоминаниям об этих днях и охотах с отцом посвящен рассказ «Дым» («На охоте»). Позже, с 1956 года, он ездил на Беломорье во время студенческих каникул в Литинституте и окончательно «заболел Севером». В 1966 году он специально поехал на Соловки, в паломничество к поруганной северной святыне, и написал одну из самых сильных своих вещей - статью «Соловецкие мечтания», смелый по тем временам призыв к спасению Соловецкого монастыря».
-
“Кому как, а для меня нет на свете прекрасней, я бы даже сказал торжественней запаха, чем запах свежезасоленной рыбы. Для меня это даже как бы и не рыбой пахнет, а всем остальным, что связано с ней, - палубой сейнера, скажем, сетями, водорослями, морем, смелостью и силой рыбаков, уютом кубриков – мало ли чем! Впервые почувствовал я эту радость и напряженность в Пертоминске на Белом море...”,- писал Казаков в “Северном дневнике”.
-
Книга густо населена героями - людьми, чья жизнь полна постоянного труда и требует каждодневного мужества. С тщательностью летописца описывает Ю.Казаков ловлю рыбы, охоту, быт, обычаи - все то, что составляет жизнь моряков и поморов: “Они работают на крохотных суденышках - на шхунах, мотоботах, сейнерах, на малых рыболовных траулерах. Как же бьет море эти суденышки и какими мужественными должны быть все эти люди!”
-
Казаков точен во всем: в описании дикой, экзотической для среднерусского жителя природы, в цифрах, отражающих экономическую сторону жизни рыболовецких хозяйств; даже фамилии и имена своих героев он не изменил: так и пришли они на страницы очерков со своими звучными, древними, как море, именами - Нестор, Кир, Евлампий, Тыко Вылка. Писатель называет их “тихими героями, всю жизнь противостоящими жестокостям природы”.
-
Рассказ Ю.П. Казакова“Арктур - гончий пес”.
Особое место в творчестве Юрия Казакова занимает рассказ о слепой собаке, рассказ с удивительным, “звездным” названием “Арктур - гончий пес”. “Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, стоиков, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на одну из них. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным… Но если не мог он ничего увидеть, зато в чутье не могла с ним сравниться ни одна собака… И еще была у него одна особенность: он никогда не визжал и не скулил, напрашиваясь на жалость, хотя жизнь была жестока к нему”.
-
Кому посвящен рассказ? Почему?
Юрий Казаков был увлечён творчеством Пришвина, в 1956 году поехал в командировку на Север и прошёл тем же путём, что и Пришвин, но только полвека спустя. А через год после путешествия Казаков написал историю про Арктура. Пришвин был близок Ю.Казакову родственным отношением к природе. Все эти причины и обусловили появление посвящения.
-
Что обозначает имя пса?
Арктур — название самой яркой звезды Северного полушария. Наиболее благоприятные условия её видимости в апреле–мае.
-
Главная мысль рассказа Ю.Казакова:
“Никто на земле не рождается бесцельно... и... нет ничего лучшего, чем служить своему предназначению”
-
Премия имени Юрия Казакова, учрежденная журналом "Новый мир" и Благотворительным Резервным фондом, присуждается с 2000 года автору, живущему и работающему в России, за рассказ на русском языке, впервые напечатанный в текущем году на территории России.
-
Лауреат литературной премии имени Ю.П.Казакова за 2009 год
Олеге Ермаков «Легкий поток»
-
Использованные источники информации:
Недзвецкий В.А. Возврат к жизни // Литература в школе. 2001. № 2. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. http://www.ug.ru/archive/25059
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.