Содержание
-
Задачи, стоящие перед учителем в работе по выразительному чтению
Выполнила Беломестнова С.А.
-
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента: а) технику чтения;б) понимание текста
-
Техника чтения – Понимание текста - правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой Извлечение его смысла, содержания
-
Оба эти компонента тесно взаимосвязаны и опираются друг на друга: так, усовершенствование техники чтения облегчает понимание читаемого, а легкий для понимания текст лучше и точнее воспринимается. При этом на первых этапах формирования навыка чтения большее значение придается его технике, на последующих – пониманию текста.
-
Работа над выразительностью речи на уроках чтения в начальных классах, является важным этапом становления речи детей. Выразительное чтение точно сохраняет текст произведения, что и подчеркивается словом «чтение».
-
Выразительно читать, говорить – это значит "действовать словами", то есть воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его или относится к нему говорящий.
-
Живое слово совершает чудеса. Слово может заставить людей радоваться и горевать, пробудить любовь и ненависть, причинить страдание и окрылить надеждой, может пробудить в человеке высокие стремления и светлые идеалы, проникнуть в глубочайшие тайники души, вызвать к жизни до сих пор дремавшие чувства и мысли.
-
Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя.
-
Цель чтения (сверхзадача по Станиславскому) – донести до слушателя идею произведения, воздействуя на него словом.
-
Цель выразительного чтения решается посредством задач:
оживлять картины, созданные писателем; возбуждать ощущения всех органов чувств; вызывать эмоции; поддерживать внимание слушателя, вести его за собой; выражать авторское отношение к событиям и персонажам.
-
В глубоком воздействии чтеца на слушателей и заключается искусство художественного чтения.
-
Однако умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести до слушателей идею читаемого произведения, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению.
-
Выразительное чтение невозможно без владения техникой речи, которая включает три компонента: правильное дыхание; искусное голосоведение; хорошая дикция.
-
Звуки человеческого голоса, прежде всего, связаны с дыханием. Известно, что неправильное дыхание приводит к затруднением в речи и случайным паузам, а полное владение своим голосом возможно только при хорошо поставленном дыхании.
Правильное дыхание заключается в равномерном, экономном расходовании воздуха.
-
На уроках чтения предлагаются ребятам упражнения, укрепляющие дыхание. Вот некоторые из них:
1. Взять дыхание и на выдохе плавно произнести заданные учителем звуки. 2. Взять дыхание и на выдохе произнести заданную пословицу или поговорку: “хуже всех слышит тот, кто не хочет слушать”. Тренируя учеников управлять своим дыханием, учитель старается показать, что оно непосредственно влияет на звук, его плавность, силу, окраску.
-
Все характеристики голова (сила, высота, длительность, тембр) являются выразительными средствами, которыми чтец должен владеть в той или иной степени.
При слабом от природы голосе или при врожденной вялости голоса, когда все звуки сливаются воедино, а их оттенки совсем исчезают, необходимы упражнения, направляющие голос на сильный посыл звука. В этом случае можно рекомендовать детям прочитать одно и то же предложение несколько раз, регулируя силу голоса, т.е. сначала читать тихо, потом громче, а затем совсем громко, но без крика. Или можно предложить прочитать хорошо известное стихотворение, но при этом делать небольшой вдох (добор воздуха) перед чтением каждой стихотворной строки.
-
Большую пользу приносят такие стихотворения, которые вырабатывают у детей умение повышать или понижать голос при чтении. Например, первая строка может произноситься обычным голосом, вторая несколько выше, третья на высокой ноте, а потом следует, таким же образом понижать голос. Сила звука при этом должна быть нормальной, звук следует вести ровно и спокойно, избегать крикливости, особенно на высоких нотах.
-
Темп и ритм – важное выразительное средство, позволяющее имитировать ускорение и замедление движений, действий и процессов, о которых идёт речь.
1. Песенки-долгоговорки Многократное, чёткое повторение, особенно если оно сопровождается весёлым настроением, приносит желаемые результаты. Дети начинают чувствовать ритм, осознают артикуляционную сторону, проговаривание и само повторение приносит им радость.
-
2. Послушай и скажи. Послушай и доскажи.В основе этого упражнения лежит формирование умения слышать, чётко и ясно произносить, осознавать и подбирать рифму.
-
Дикция – ясное чёткое выговаривание слов. При хорошей дикции активно работают подвижные органы речи – губы, язык, нижняя челюсть.
В работе над выразительностью речи и чтения в работе учителя отводится много места упражнениям по отработке дикции, начиная их с артикуляционных упражнений.
-
В дальнейшем, вся работа приобретает более сложный характер, так как умение учащихся пользоваться такими важными техническими приёмами речи (чтения), как сила и звучность голоса, чёткая дикция, правильное дыхание, постепенно уступает место другим умениям: определению места смысловой паузы и логического ударения в предложении или отрывке, правильному интонированию отрывка, определению ритма и темпа чтения произведения. Овладение этими приёмами работы с текстом свидетельствует о более глубоком проникновении учащихся в содержание читаемых произведений, а это невозможно сделать, если у ученика не развит или плохо развит речевой слух.
-
Для формирования выразительного чтения, учитель должен работать над умениями учащихся, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.
-
Из ряда умений, связанных с анализом текста, выделим умение разбираться в эмоциональном настрое произведения, его героев, автора; умение представлять в своём воображении картины, события, лица на основе так называемых “словесных картин”, умение постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о них свои суждения и выражать к ним своё определённое отношение; умение определять задачу своего чтения - что сообщается слушателям, какие мысли и чувства возникли у героев и у читателя.
-
Сложное умение определять задачу чтения включает в себя умение понимать мысли героев, сопереживать им, представлять ситуацию, в которой оказывается герой, определять своё отношение к событиям и находить интонационные средства для его выражения.
-
Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое, воссоздающее воображение детей. Эти умения формируется с помощью словесного рисования картин на основе прочитанного текста (“видение текста”), и развитие у учащихся определённого отношения к прочитанному, умения давать оценки героям, их поступкам, событиям, что возможно лишь в том случае, если дети понимают текст.
-
Так, чтобы “нарисовать” словесную картину, необходимо понять содержание текста, уметь выбрать в соответствии с предлагаемой темой отрывок теста, определить объекты (что будет нарисовано), найти слова, с помощью которых картина будет воссоздана (определить “краски”), представить её мысленно, затем свериться с текстом (проверить себя) и, наконец, нарисовать её словами.
-
Учитель должен обращать внимание детей на такой прием выразительности речи и чтения, как психологическая пауза. Необходимо показать ребятам, что это особая эмоциональная остановка, с помощью которой чтец передает сильное внутреннее волнение, напряженность событий рассказа. Для практической работы с детьми можно брать самые простые случаи определения места психологической паузы, которые детям можно осмыслить без труда.
-
Работа по выразительности чтения, проводимая на уроке, должна находить подкрепление и в различных формах внеклассной работы: вечера рассказывания сказок, конкурсы на лучшее чтение стихотворений, инсценирование и т.д. Все это вместе взятое открывает большие возможности повышения культуры речи, выработки художественного вкуса и воспитания потребности овладевать искусством художественного слова.
-
Спасибо за внимание!
-
Использованные материалы
Лекции Томиловой С.Д. Практикум по выразительному чтению. Часть 1. Учебно-методическое пособие. Воронеж, 2005 http://www.vlivkor.com/
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.