Содержание
-
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯв начальных классах
Такмакова Людмила Юрьевна
-
Актуальность выбора темы обусловлена следующим фактором: между возрастающей необходимостью много читать и отсутствием интереса школьников к чтению. Поэтому перед учителем начальной школы встаёт задача сформировать положительное отношение к чтению. Ребёнок должен научиться читать для себя, научиться понимать авторский замысел, извлекать из текста тот смысл, который автор вложил в него.
-
Нельзя быть счастливым, не умея читать. Множество детей уходит из начальной школы в среднее звено, где они не в силах освоить программу! Они тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи... Подготовка читателя, для которого книга станет помощником и воспитателем, начинается в младших классах на уроках чтения. Ни для кого не секрет, что стойкий интерес к чтению формируется в семье. Мы, учителя, только начинаем его прививать . Задача учителя начальных классов – сделать каждый момент на уроках чтения интересным, занимательным для учеников, пробуждая у детей стремление заниматься чтением. Поэтому на всех родительских собраниях я даю родителям своих учеников рекомендации, как привить интерес к чтению, как научить ребёнка выразительно читать. А для самих учеников предлагаю памятки.
-
Например. Памятка 1 для родителей 1. Читайте вслух с ребенком не менее 10 -15 минут в день 2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы. 3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку. Хвалите ребенка за чтение. Памятка 2 для детей 1. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово. 2. Читай вслух выразительно - соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы. 3. Читай вслух бегло - произнося первый слог, смотри на второй.
-
Памятка 3 для детей 1. Читай молча правильно, осознанно, с соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух). 2. Те места, которые легко читать, читай быстрее. 3. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз. Памятка 4 для детей и родителей 1. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги. 2. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации. 3. Определите примерное содержание книги по иллюстрациям. 4. Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.
-
Памятка 5 для родителей 1. До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов. 2. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал. 3. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии. 4. Какие слова или выражения запомнились ему? 5. Чему учит эта книга? 6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть. Памятка 6. Прочитайте выразительно 1.Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок). 2. Прочитайте произведение. Определите жанр и тему, основную мысль (о чём или о ком в нём говорится). 3. Какие чувства вызывает у вас это произведение? Какое настроение оно создаёт? Определите, каким тоном и в каком темпе нужно читать. 4. Определите задачу чтения: какую мысль нужно передать слушателям, какие чувства выразить. 5. Перечитайте, делая паузы, выделяя важные слова логическими ударениями. Обращайте внимание на знаки препинания (запятые, точки, многоточия, вопросительные и восклицательные знаки). 6. Поупражняйтесь в чтении: прочитайте вслух несколько раз. 7. Прочитайте выразительно друзьям или родителям.
-
Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, звонок и достаточно громок. Голос следует развивать. На уроках мы используем голосовые упражнения. Много работаем со скороговорками.
-
Работая со скороговоркой, вырабатываем чистоту звука, а затем и интонацию с помощью задания: «Прочитай скороговорку с целью порадовать, возмутить, огорчить». При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла автора. Вот некоторые задания: Прочитай текст, передавая радость, печаль, возмущение в зависимости от текста. Предложи товарищу прочитать предложения с указаниями намерения (сочувствия, восхищения). Прочитай и дай оценку читающему.
-
От работы дети получают максимальное удовлетворение в чтении текста, глубоком осознании его содержания. Работа над выразительностью чтения учащихся – ещё один шаг к совершенствованию навыков чтения в начальных классах.
-
Памятка . Читаем по ролям (коллективная работа ) 1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок). 2. Прочитайте диалог. 3. Обсудите с одноклассниками образы героев произведения. (Кто они? Какие? Как себя ведут? О чём и как говорят?) 4.Распределите роли и поупражняйтесь в выразительном чтении. 5. Прочитайте произведение так, чтобы было понятно, кого из героев изображает каждый из вас. 6. Оцените своё чтение и чтение одноклассников.
-
Памятка . Перескажите кратко. 1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок). 2. Прочитайте произведение. Определите тему, главную мысль. 3. Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте их. 4.Перечитайте каждую часть, отмечая ключевые предложения. 5. Перескажите, выделяя главное в каждой части. 6. Проверьте себя по книге: не упущены ли в пересказе важные детали, факты. Памятка . Перескажите подробно. 1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок). 2. Прочитайте произведение. Определите тему, главную мысль. 3. Разделите текст на смысловые части. Составьте план. 4. Перескажите каждую часть отдельно. Сначала первую, затем вторую и т. д. 5. Перечитайте и перескажите всё произведение подробно (близко к тексту). 6. Проверьте себя по книге: не упущены ли в пересказе важные эпизоды, детали, факты. Памятка . Расскажите о герое. 1. Прочитайте произведение. Назовите имена героев. 2. Кто является главным героем? Кто второстепенным? О ком из них вы хотите рассказать? 3. Каким герой показан в произведении? Как он выглядит (возраст, одежда, цвет волос и т. д.) Как он себя ведёт? Какие поступки совершает? Как относится к другим героям? 4. Как автор относится к герою? Как говорит о нём? Как называет? 5. Выскажи своё отношение к герою и его поступкам.
-
Памятка . Работаем с произведением самостоятельно. 1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок). 2. Прочитайте произведение. 3. Определите жанр и тему, основную мысль (о чём или о ком в нём говорится). 4. О каких героях, событиях рассказывает автор? Найдите в тексте ключевые слова и кульминационный эпизод ( самый напряженный момент). 5. Если значение какого-либо слова или выражения было непонятно, обратитесь к словарю. 6. Разделите текст на смысловые части, составьте план. 7. Выскажите своё мнение о произведение. (Что нового вы узнали? О чём вы думали, читая произведение? Понравились ли вам герои? Было ли вам интересно читать?)
-
А начинали … со сказок. Их удивительный мир способствует развитию воображения, фантазии детей. Подражая сказочным персонажам, дети повторяют их речь, голоса, диалоги и развивают тем самым память, мышление и речь. Мы не просто читали и рассказывали сказки, а показывали их на рисунках. После знакомства со сказкой, даю задание нарисовать любой сюжет из сказки. На следующий урок дети выставляют свои рисунки на доске. Потом сами же дети переставляют их по сюжетам (по ходу сказки ). Так намного легче и интереснее пересказывать произведение. Выясняем, какой сюжет сказки не был нарисован. Его можно инсценировать на уроке. Например произведения из раздела «Устное народное творчество»
-
Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ученик 25-30 минут на уроке был занят чтением и читал с удовольствием. Для этого применяю комбинированное чтение, чтение «цепочкой», выборочное чтение, чтение по ролям
-
В развитии познавательных процессов на уроках чтения и во внеурочное время помогают такие приёмы, как ведение читательского дневника, проектная деятельность, сочинения, инсценировки произведений. Эти приёмы помогли не только повысить качество чтения учащихся, но и повысить мотивацию учащихся.
-
Так как урок является энергозатратным процессом, ребёнок на занятии может находиться в состоянии стресса, чувствовать сразу и негативные, и положительные эмоции. Как же помочь ему справиться с негативным воздействием стресса, научиться работать со своими эмоциями? На помощь приходит техника «ВАК», которая расшифровывается как: «В» - визуальный канал восприятия; «А» - аудиальный канал восприятия; «К» - кинестетический канал восприятия. Эта методика помогает увидеть, услышать, прочувствовать образы героев прочитываемых произведений в своём внутреннем мире через работу каналов восприятия. Когда мы смотрим на иллюстрацию или представляем прочитанное, включается визуальный канал восприятия. Когда мы слушаем прочитываемое, включается аудиальный канал восприятия. Когда мы просим учеников войти в образ героев, представить себе, что чувствовал герой, мы работаем с кинестетическим каналов восприятия. Эта техника позволяет сделать уроки литературного чтения более интересными, ведь ты не поймешь, о чём читал, пока не прочувствуешь сам.
-
В чём же суть методики? На этапе первичного прочтения, мы читаем произведение несколько раз и после каждого прочтения задаём учащимся ряд вопросов. После первого чтения задаём вопрос: «Понравилось вам произведение или не понравилось?». После второго – вопрос: «Что вы увидели?». После третьего: «Что вы услышали?». После четвёртого: «Что вы почувствовали?». Когда ребята научатся работать со своими чувствами, алгоритм можно свернуть, задавая детям сразу один вопрос: «Услышьте, увидьте и почувствуйте то, о чём говориться в произведении». Использование этой методики очень актуально в свете реализации ФГОС, потому что мы учим детей осознавать и работать со своими эмоциями (работа с эмоциональным интеллектом), анализировать поступки героев,
-
Работая над текстом на уроках чтения, можно использовать следующие упражнения: «чтение – спринт», «чтение – разведка» Чтение – спринт заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту.
-
В целях обучения детей вертикальному чтению можно использовать «чтение – разведку». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста.
-
На уроке можно использовать жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать соседям, каждый со своей скоростью.
-
Вся деятельность на данных занятиях близка к игровой с инициативным поведением и активным взаимодействием учителя и учащихся, учащихся между собой. Чтобы повысить интерес у детей к литературному чтению мы также делимся достижениями между параллельными классами, показываем достижения друг другу, работаем над постановками сказок совместно.
-
Важно, чтобы структура и содержание внеурочного занятия даже отдалённо не напоминали урок. Не стоит требовать от учащихся абсолютной тишины, занятия должны проходить в свободной обстановке. Также стоить помнить, что ребята должны добровольно выполнять то или иное задние.
-
Задача учителя начальных классов – сделать каждый момент на уроках чтения интересным, занимательным для учеников, пробуждая у детей стремление заниматься чтением. Будут любимыми и плодотворными уроки чтения в начальных классах, если мы с самого раннего знакомства с чтением наполним их интересным, сознательным учебным трудом.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.