Содержание
-
Живопись Древней Руси
Урок литературы в 9 классе pptcloud.ru
-
Цели урока:
Познакомиться с шедеврами древнерусской живописи и зодчества Узнать о жанрах искусства Узнать имена знаменитых древнерусских иконописцев
-
-
-
Мозаика
Мозаика – монументальная живопись с помощью разноцветных кусочков слюды. Мозаичными панно украшались Византийские храмы и русские древние храмы, например, Собор Софии в Киеве. В алтарной части храма сохранилась мозаика 11 века «Богоматерь». В связи с набегами кочевников это искусство был утрачено. Интерьер Киевской Софии Мозаика Алтаря Киевской Софии
-
Фрески
Пётр Александрийский. Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199 Роспись растительными красками на сырой штукатурке
-
Иконы
Станковая живопись, выполнялась на досках яичными красками. Иконопись нигде не была так популярна, как на Руси.
-
Иконостас – иконы, собранные в ряды – чины -, которые закрывают алтарь. Чины иконостаса.
-
Богоматерь Оранта (Знамение)
Особенно на Руси любили изображать Богоматерь. Существовали различные виды изображений: Оранта, Умиление, Одигитрия, Троеручица и Панагия
-
Богоматерь Знамение Царскосельская
Знамение, или Оранта, изображалась по пояс, с руками, разведёнными в стороны. В центре иконы изображался Иисус
-
Одигитрия Синайская
Одигитрия также изображалась по пояс. На руках она держит младенца и указывает рукой на него
-
Богоматерь Корсунская и Донская. Лик умиление
-
-
Богоматерь Троеручица
-
Великая Панагия Шире Небес и Ярославская
-
Успение Богородицы
-
Спас Нерукотворный
Это самое древнее из канонических изображений. Согласно легенде, первый образ Христа чудесно отпечатался на плате, поднесённом им к лицу. Этот плат обладал чудотворной силой – он исцелил от проказы царя города Эдессы Авгаря. Таким образом, создателем первой иконы был сам Христос. Первоначально Святой Плат хранился в Эдессе до 944 года, затем был перенесён в Константинополь. Симон Ушаков
-
Добрый пастырь
Второй древнейший образ Христа, уходящий корнями в античную живопись, - Добрый пастырь. В Евангелие от Иоанна написано: «Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец». Все иконы, изображающие доброго пастыря, относятся к эпохе раннего средневековья. В более поздние периоды изображения Доброго пастыря встречается редко.
-
Христос-Эммануил
Много трогательных образов было создано в рамках этого канона. Эммануил («С еами Бог») – Христос в младенчестве. В Писании сказано: «И нарекут ему имя Эммануил» Маленького Христа обычно изображают со свитком в руке. Свиток подчёркивает, что пришёл именно тот, о ком говорили ветхозаветные пророки. В данном случае Христос изображён с открытым Евангелием в руке – как Судия на Страшном Суде.
-
Христос - Пантократор
Наибольшее количество икон, фресок и мозаик создано в рамках этого канона. Серьёзный, суровый Пантократор («Вседержитель») будто обозревает землю с небес, говоря: «Аз есмь Альфа и Омега, кто Был, кто есть и кто будет, Всемогущий». Его глаза, кажется, смотрят не только на вас, но и через вас, призывая через его глаза смотреть на небеса. Согласно канону, в левой руке Христа – закрытое Евангелие, пальцы правой руки сложены таким образом, что образуют греческие символы«IC XC» (указательный и средний пальцы вверх». Обычно верхняя одежда Христа (гиматий) изображалась синей – это символ человеческого воплощения Христа; а рубаха (хитон) – красной, иногда лиловой – это символ божественной сущности Христа.
-
Спас на Престоле
Спас на Престоле – разновидность Пантократора, изображение Царя Небесного Иерусалима. Христос в царских одеждах сидит на троне с открытым Евангелием в руке – символом Страшного Суда. Согласно этому канону, Христос изображается в сверкающей золотом или алой одежде, часто украшенной крестами. На голове часто изображают корону (митру). Фон иконы как правило золотой. Данную икону написал Симон Ушаков. Христос держит открытое Евангелие от Матфея, и можно прочитать такие слова: «Придите, вы, кого Отец мой благословил… Ибо когда я бывал голоден, вы давали мне еду; я был измучен жаждой, и вы поили меня вином; я был странником, и вы давали мне приют; я бывал раздет, и вы давали мне одежду…»
-
Спас в Силах. Андрей Рублёв. 1410
Особый вид Спаса на Престоле – Спас в Силах – нашёл распространение в основном в русской иконописи. Христос в окружении ангельских сил также восседает на троне. На заднем плане русские иконописцы изображали наложенные друг на друга ромб или четырёхугольник интенсивного красного цвета (символ славы) и сине-зелёный овал.
-
Спас Ярое око – икона середины 14 века
В русской иконописи периода Золотой Орды был весьма популярен Спас Ярое око. Этот лик как бы ссылка на слова Писания: «Не мир принёс вам, но меч». Это оплечное изображение Христа со скорбным ликом и яростными глазами. Данная икона из Успенского собора, который расписывали греческие мастера. Здесь видна энергичная светотеневая и цветовая моделировка объёмов. Художники пытаются изобразить энергичность святого.
-
Феофан Грек. Христос Вседержитель
Феофан Грек стремится передать святого в момент религиозного подвига или экстаза. Его работам характерна экспрессия, внутренняя сила.
-
Фрески Феофана Грека
Фрески Феофана Грека легко узнать по пастельным тонам и белым бликам, которые используются в изображении волос святых и драпировок их одежд. Линии достаточно резкие.
-
Феофан ГрекАвель. Фреска из храма Преображения в Новгороде
-
Святые Борис и Глеб. Феофан Грек. Житийная икона из Коломны.
Особую популярность получают иконы с изображением избранных святых. Особо почитались на Руси Николай Чудотворец, Святые Борис и Глеб.
-
Феофан Грек «Преображение»Икона из Переяславля Залесского
Чудесное проявление божественной природы Христа, ошеломляющее апостолов и низвергающее их наземь, воплощено с поразительной энергией. Взволнованность и драматизм сочетаются с композиционной динамикой.
-
Иоанн Предтеча – икона Благовещенского собора в Москве
Три мастера – Феофан Грек, Андрей Рублёв и Прохор с Городца – расписывали Благовещенский собор в Кремле. Это фигура из деисусного чина
-
Рублёв «Троица»
Эта икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому. Тихая беседа ангелов полна дружеской откровенности. Средний ангел (Христос) благословляет жертвенную чашу, а левый ангел (Бог-отец) благословляет его самого на страдания. Фигуры словно вписаны в круг, который символизирует гармонию. Цвета характерны творческой манере Рублёва. Это светлые и яркие тона.
-
ДионисийАрхангел. Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 16 век
Черт, присущие творчеству Дионисия в Ферапонтовом монастыре: Душевная просветлённость Гармоническая красота колорита Отсутствие трагический сцен
-
-
Найдите определение иконы
Станковая живопись, выполненная яичными красками по специально выделанной доске Монументальная живопись, выполненная растительными красками по мокрой штукатурке Монументальная живопись, выполненная из кусочков разноцветной слюды
-
Какой ряд иконостаса посвящён Саваофу?
Праотеческий Праздничный Местный Деисусный
-
Найдите среди данных икон Одигитрию
1 2 3 4
-
Каков вид иконы Богоматери, прижимающей ребёнка к себе?
Умиление Панагия Одигитрия Оранта
-
Найдите среди данных икон изображение Пантократора
1 2 3
-
Найдите феску Феофана Грека
-
Найдите среди данных икон житийную
1 2 3 4
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.