Презентация на тему "О секрете происхождения арабских цифр"

Презентация: О секрете происхождения арабских цифр
Включить эффекты
1 из 10
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "О секрете происхождения арабских цифр" по математике. Состоит из 10 слайдов. Размер файла 1.02 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    10
  • Слова
    математика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: О секрете происхождения арабских цифр
    Слайд 1

    ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГААдминистрация Фрунзенского районаГосударственное бюджетное учреждение дополнительногопедагогического профессионального образования центр повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр»

      ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА   слушателя курсов повышения квалификации по программе       «Актуальные вопросы обучения математике в контексте ФГОС ООО»   выполнил: учитель математики ГБОУ № 587 Романова Ольга Васильевна Санкт – Петербург 2017 г.

  • Слайд 2

    О секрете происхождения арабских цифр

    Кружок по математике 7 – 8 класс учитель Романова Ольга Васильевна

  • Слайд 3

    Широко распространено мнение, что А. С. Пушкин был не совсем в ладах с математикой, что она не давалась ему с детства и поэтому он ее не любил. По словам сестры А. Пушкина О. С. Павлищевой "арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался горькими слезами". Лицейский друг Пушкина И. И. Пущин вспоминал впоследствии, что

  • Слайд 4

    Нам мало известна гипотеза о происхождении так называемых арабских цифр, которую в свое время высказал А.С. Пушкин Поэтому будет небезынтересно ознакомиться с предположением А. С. Пушкина, свидетельствующем о широте интересов Александра Сергеевича.В 1913 г. была широко распространена хорошая, но, к сожалению, ныне забытая традиция: дарить ученику ко дню его рождения однотомник произведений какого-нибудь из классиков русской литературы. Первоклассникам обычно дарили книгу Пушкина, второклассникам - Лермонтова, затем - книгу Гоголя и т. д. Эти прекрасно иллюстрированные сборники выпускало демократическое издательство И. Д. Сытина, стоили они сравнительно недорого.

  • Слайд 5

    В одном из однотомников Пушкина была обнаружена геометрическая фигура (см. рис. 1).

  • Слайд 6

    Вершины квадрата были обозначены буквами. С помощью этих букв Александр Сергеевич разъяснял, как следует “набирать” эти буквы, чтобы получить начертание той или иной цифры (рис. 2). Например, цифра “2” образуется как маршрут ABDC, цифра “3” - ABOCD и т. д. Разумеется, при написании современных цифр все острые углы сглаживаются, и фигуры приобретают округленный вид. Некоторые из них слегка даже поворачиваются, как это наблюдается с четверкой и пятеркой.

  • Слайд 7

      К сожалению, Александр Сергеевич не объяснил, так сказать, специализацию цифр. Почему, например, фигура ABDC, напоминающая латинскую букву Z, символизирует двойку, а не тройку, и наоборот? Почему фигура, составленная из двух равных треугольников с общей вершиной, соответствует цифре “8”, а не “7” или “9”? Упрек этот справедлив. Объяснить принцип начертания цифр попытался директор Марокканского государственного музея истории АбделькриБоужибар(см.: Кунсткамера // Наука и жизнь. 1969. № 6. С. 158).   Идея Боужибара состоит в следующем: арабским цифрам в их первоначальном варианте было придано значение в строгом соответствии с числом углов, которые образуют иероглифы цифр. Так (рис. 3) иероглиф, изображающий цифру “1”, образует один угол, иероглиф “2” - два угла, “3” - три угла и т. д. Это, несомненно, остроумная и удачная догадка.

  • Слайд 8

       Но схема Боужибара не отвечает на вопрос о том, из какого  общего источника взяты элементы, необходимые для построения всего ряда цифр. В противоположность этому схема Александра Сергеевича предусматривает, что “скелеты” фигур составлены только из треугольников и отрезков, соединяющих точки, лежащие на сторонах или на диагоналях квадрата. Эта схема автоматически удовлетворяет и принципу числа углов. В самом деле, на рис. 2 мы легко выделим нужное число углов в каждой из фигур, если будем учитывать только прямые и острые углы, образованные утолщенной линией - контуром фигуры-иероглифа (принимаются во внимание как внутренние, так и внешние углы данной фигуры). Легко видеть, что на рис. 2 цифра “1” содержит один угол, цифра “2” - два угла и т. д. Интересно отметить, что для получения фигуры с семью углами пришлось прибегнуть к искусственному приему: перечеркнуть прямую линию короткой поперечной, образующей сразу четыре прямых угла. Такая палочка сохранилась в рукописной записи, но не применяется в печатном варианте семерки. Особую трудность представляла девятка: для “набора” фигуры из девяти углов пришлось дополнительно пристроить к концу косой линии маленький треугольник, который впоследствии превратился в крохотную спираль.   Изящно решается задача о нуле как о такой цифре, которая символизирует отсутствие какого бы то ни было значащего числа; для этого применена фигура, не имеющая никаких углов, т. е. окружность.   Таким образом, схема Александра Сергеевича является логически стройной.

  • Слайд 9

    Пушкин А.С. Полн. Собр. Соч.: В 16 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 1949. По вопросу о цифрах: т.ХII. С.157 ( « Table-talk»)

      Интересно отметить, что А. С. Пушкин, по-видимому, вовсе не оценивал высказанную им гипотезу как бесспорную и не придавал ей такого серьезного значения. В записных книжках поэта замечание стоит в рубрике “Table-talk”, что переводится с английского как застольная беседа. О “тайне” начертания цифр можно было написать другу или поговорить в светском обществе. Но в печати поэт был осторожнее.

  • Слайд 10

      Интересно отметить, что А. С. Пушкин, по-видимому, вовсе не оценивал высказанную им гипотезу как бесспорную и не придавал ей такого серьезного значения. В записных книжках поэта замечание стоит в рубрике “Table-talk”, что переводится с английского как застольная беседа. О “тайне” начертания цифр можно было написать другу или поговорить в светском обществе. Но в печати поэт был осторожнее. Литература. . Наука и жизнь. 1969 №6 В.А. Олевский (Ленинград – Пушкин)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке