Содержание
-
О преподавании стереометрии в гуманитарных классах
Автор: учитель математики высшей квалификационной категории Рзянина В. В. Балашов, 2006 МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза Ю. А. Гарнаева» pptcloud.ru
-
Первая четверть
Что изучает стереометрия? Основные фигуры стереометрии. Пространственные фигуры. Параллельность прямых и плоскостей. Признаки параллельности плоскостей. Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур в параллельной проекции.
-
Вторая четверть
Угол между прямыми в пространстве, перпендикулярность прямых. Угол между прямой и плоскостью. Перпендикулярность прямой и плоскости. Признак перпендикулярности прямой и плоскости. Расстояние между точкой и плоскостью. Перпендикуляр и наклонная. Угол между плоскостями, перпендикулярность двух плоскостей. Центральное проектирование. Изображение пространственных фигур в центральной проекции. Перспектива.
-
Третья четверть
Многогранники. Параллелепипед, призма, пирамида. Правильные, полуправильные и звездчатые многогранники. Тела вращения: цилиндр, конус, шар. Взаимное расположение шара и плоскости. Касательная плоскость к шару. Понятие объема тел. Задачи измерения объема. Вычисление объемов параллелепипеда, призмы, пирамиды, цилиндра, конуса и шара. Площадь поверхности многогранников и тел вращения.
-
Четвертая четверть
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты точки в пространстве. Расстояние между точками с заданными координатами. Векторы в пространстве. Координаты вектора. Сложение векторов и умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости.
-
1-й урок: Что изучает стереометрия?
Стереометрия – это раздел геометрии, в котором изучаются свойства фигур в пространстве. Слово «стереометрия» происходит от греческих слов «стереос» - объемный, пространственный и «метрео» - измерять. Многие геометрические термины переведены с древнегреческого языка, т.к. геометрия зародилась в Древней Греции и развивалась в философских школах.
-
Одной из самых известных была пифагорейская школа, названная в честь основателя – Пифагора. Символом этой школы был звездчатый пятиугольник – пентаграмма. Пифагор Назад
-
2-й урок: Основные фигуры стереометрии.
Существуют различные способы изображения плоскости: плоскость изображают параллелограммом; Назад плоскость обозначается фигурой , ограниченной двумя параллельными прямыми и двумя произвольными кривыми; плоскость передается фигурой произвольной формы.
-
3-й урок: Пространственные фигуры.
Урок посвящается подготовке к введению аксиом стереометрии. Учащимся предлагаются следующие задачи: Назад Изобразите прямую а, лежащую на ней точку А и не лежащую на ней точку В. Изобразите плоскость и две пересекающиеся прямые а и b , лежащие на ней. Изобразите плоскость , лежащие на ней точки А и В, а также точки C и D, расположенные на разные стороны от плоскости. Изобразите плоскость и пересекающую ее прямую а. Изобразите плоскости, пересекающиеся под прямым углом.
-
4-й урок: Параллельность прямых и плоскостей.
Вводим основные аксиомы стереометрии. В процессе обсуждения заполняем таблицу: Назад
-
5-й урок: Признаки параллельности плоскостей.
При изучении аксиом стереометрии вспоминаем первые аксиомы планиметрии и формулируем их пространственные аналогии. В результате получаем следующую таблицу: Назад
-
6-й урок: Параллельное проектирование.
Рассмотрим следствия из аксиом: Назад
-
Изображение пространственных фигур на плоскости
На тему отводятся семь занятий: Параллельное проектирование и его основные свойства; Параллельное проектирование плоских фигур; Изображение пространственных фигур в параллельной проекции; Сечение многогранников; Золотое сечение; Центральное проектирование и его свойства; Изображение пространственных фигур в центральной проекции. Назад
-
Занятие 1: Параллельное проектирование и его основные свойства.
Основные свойства параллельного проектирования: параллельной проекцией прямой является прямая или точка; параллельной проекцией отрезка является отрезок или точка; отношение длин отрезков, лежащих на одной прямой , сохраняется (в частности, середина отрезка при параллельном проектировании переходит в середину соответствующего отрезка); параллельной проекцией двух параллельных прямых являются параллельные прямые, или одна прямая, или две точки; отношение длин отрезков, лежащих на параллельных прямых, при параллельном проектировании сохраняется; если фигура лежит в плоскости, параллельной плоскости проектирования, то ее параллельной проекцией на эту плоскость будет фигура, равная исходной. Назад
-
Занятие 2: Параллельные проекции плоских фигур.
Рассматривается вопрос об изображении плоских фигур при параллельном проектировании. Учащиеся должны представить себе, какие фигуры являются параллельными проекциями многоугольников и окружности. Выяснить какие свойства многоугольников сохраняются при параллельном проектирования. Узнать как строятся параллельные проекци основных плоских фигур. Назад
-
Занятие 3: Изображение пространственных фигур в параллельной проекции.
На этом занятии учащиеся должны научиться правильно изображать основные пространственные фигуры, в том числе куб, прямоугольный параллелепипед, призму, цилиндр и конус. Назад
-
Занятие 4: Сечение многогранников.
Это занятие является решающим для выработки у учащихся представлений о взаимном расположении прямых и плоскостей в пространстве. Рассматриваются вопросы о построении сечений многогранников плоскостью. Назад
-
Занятие 5: Золотое сечение.
При изображении пространственных фигур важное место занимает вопрос о нахождении наилучшего соотношения неравных частей, составляющих вместе единое целое. Такое деление называют золотым сечением.
-
Учащиеся должны ознакомиться с этим понятием. Увидеть, как оно используется в: живописи; скульптуре; архитектуре. Назад
-
Золотое сечение в скульптуре.
Многие греческие скульпторов, такие как Фидий, Поликлет, Мирон, Пракситель использовали при создании своих творений принцип золотой пропорции. Аполлон Бельведерский Афина Парфенос Зевс Олимпийский Назад
-
Золотое сечение в архитектуре
Известный русский архитекторы М. Казаков и В. Баженов широко использовали в своем творчестве “золотое сечение”. Например, “золотое сечение” можно обнаружить в архитектуре здания сената в Кремле. По проекту М. Казакова в Москве была построена Первой клинической Еще один архитектурный шедевр Москвы – дом Пашкова – является одним из наиболее совершенных произведений архитектуры В. Баженова. Сенат Дом Пашкова Назад
-
Также элементы золотого сечение – золотую спираль – можно заметить в созданиях природы. Назад Раковины многих моллюсков закручены по золотой спирали. Паук плетет свою паутину по тому же принципу.
-
Занятие 6: Центральное проектирование и его свойства.
Назад Вначале рассматривается определение центрального проектирования. Рассматриваются различные случаи центрального проектирования.
-
Занятие 7: Изображение пространственных фигур в центральной проекции.
В качестве примера рассматривается изображение куба. Также учащимся предлагаются задачи. Назад
-
Многогранники.
В этот курс включены следующие занятия: Правильные многогранники. Полуправильные многогранники. Звездчатые многогранники. Теорема Эйлера. Назад
-
Занятие 1: Правильные многогранники.
В начале урока вводится определение выпуклого многогранника: «Выпуклым называется многогранник, если он расположен по одну сторону от плоскости каждой его грани». Рассматриваются модели выпуклых многогранников.
-
Пирамида составлена из n-угольников и n треугольников
-
Призма составлена из двух равных многоугольников, расположенных в параллельныхплоскостях, и n параллелограммов
-
Икосаэдр составлен из двадцати равносторонних треугольников
-
Тетраэдр составлен из четырех треугольников
-
Октаэдр составлен из восьми равносторонних треугольников
-
Додекаэдр составлен из двенадцати правильных пятиугольников
-
Гексаэдр составлен из шести квадратов, также называется КУБ Назад
-
Занятие 2: Полуправильные многогранники.
Вводится определение полуправильного многогранника. Демонстрируются модели. Назад
-
Занятие 3: Звездчатые многогранники.
Рассматриваются правильные звездчатые многогранники. Назад
-
Занятие 4: Теорема Эйлера.
Одно из наиболее интересных свойств выпуклых многогранников описано теоремой Эйлера. Назад Сначала с учащимися рассматриваются известные им многогранники и заполняется таблица. Затем выводится и сама теорема: В-Р+Г=2
-
Углы между прямыми и плоскостями в пространстве.
При изучении данной темы желательно отметить, что проблема измерения углов восходит к глубокой древности. Следует как можно шире осветить историю создания измерительных приборов и методы измерения. Для это предлагается провести следующие занятия: Объем фигур в пространстве. Объем цилиндра; Принцип Кавальери; Объем конуса; Объем шара. Назад
-
Занятие 1: Объем фигур в пространстве. Объем цилиндра.
На этом занятии рассматриваются проблемы измерения объемов пространственных фигур. Перечисляются основные свойства объема: объем фигуры в пространстве является неотрицательным числом; объем куба с ребром 1 равен 1; равные фигуры имеют равные объемы; если фигура Ф составлена из фигур Ф1 и Ф2, то объем фигуры Ф равен сумме объемов фигур Ф1 и Ф2. Назад
-
Занятие 2:Принцип Кавальери.
Дается формулировка принципа Кавальери. Применяя данный принцип решаем задачи. Назад
-
Занятие 3: Объем конуса.
На этом занятии вводится формула объема конуса и формулы объемов пирамид и кругового конуса. Решаются задачи. Назад
-
Занятие 4: Объем шара.
На занятии выводится формула объема шара: Решаются задачи по данной теме. Назад
-
Координаты и векторы в пространстве.
Нами были разработаны и проведены следующие занятия: Определение и простейшие примеры фигур вращения. Фигуры вращения. Вращение многогранников. Комбинации различных движений. Назад
-
Занятие 1: Определение и простейшие примеры фигур вращения.
Дается определение фигуры вращения, а также понятие поворота в пространстве относительно прямой. Рассматриваются задачи по данной теме. Учащимся предлагаются задачи для самостоятельной работы. Назад
-
Занятие 2: Фигуры вращения.
Рассматриваются фигуры, которые можно получить вращением кривых и криволинейных трапеций. Рассматриваются кривые, криволинейные трапеции, их свойства. Для самостоятельной работы учащимся предлагаются различные задачи. Назад
-
Занятие 3: Вращение многогранников.
Рассматриваются фигуры в пространстве, получающиеся вращение различных многогранников. Решаются задачи. Даются задания для самостоятельной работы. Назад
-
Занятие 4: Комбинации различных движений.
Рассматриваются фигуры в пространстве, получающиеся комбинацией различных движений. Назад
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.