Содержание
-
ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С ПОНЯТИЕМ ЧИСЛО
-
Натуральныминазывают числа, которые были придуманы людьми для счета элементов реальных множеств (животных, людей, различных предметов), а также для фиксирования результатов измерения величины, длины, массы, времени, площади…
-
Количественное число – натуральное число, обозначающее количественную характеристику множества. ( «Сколько?») Порядковое число - натуральное число, обозначающее собой порядковый номер некоторого элемента. (« Который?)
-
При счете элементов множества происходит процесс нумерации. Счет - это процесс упорядочивания множества путем присвоения каждому элементу определенного номера.
-
Правила счета:
первому отмеченному предмету ставится в соответствие число 1; на каждом следующем шаге выбирается предмет, еще не отмеченный ранее; ему ставится в соответствие число, следующее за последним из уже названных чисел.
-
Принциппостроения множества натуральных чисел:
Каждое число, начиная со второго, на единицу больше предыдущего.
-
Этапы изучения темы «Числа в пределах 10».
Первый этап – Подготовительный. Основное внимание уделяется формированию умения устанавливать взаимно однозначное соответствие между сравниваемыми множествами (равночисленными и не равночисленными). Второй этап - активное использование приема пересчета. Проводится с опорой на определение числа как характеристики класса эквивалентных множеств, т. е. их общего свойства, независимого от характера входящих в них объектов. (Что общего у данных множеств? Чем они похожи?).
-
В результате данной работы у ребенка постепенно формируется понятие о некоторой общей, абстрактной характеристике множеств разнородных объектов (предметов) - количестве. Эту характеристику называют словом«число». Символом числа является цифра. («Найди число, соответствующее данному множеству»).
-
Умение считать подразумевает:
знание слов – числительных; знание их порядка при счете; понимание смысла процесса нумерации элементов множества; понимание того, что последний названный номер является характеристикой количественного состава множества; умение соблюдать правила счета.
-
Процесс обучения счету в большей мере репродуктивен (опирается на память, а не на мыслительные операции). Чтобы ребенок не осваивал его на формальном уровне, на первых порах этот процесс следует обязательно сопровождать предметными действиями: откладыванием, показыванием, а также проговариванием вслух.
-
Можно предлагать ребенку посчитать двойками, десятками и т. п., но нельзя говорить: «Посчитай от 10 обратно». (- процесс счета «векторный», возможен только в сторону увеличения номеров;) - числительное, названное при счете последним, является ответом на вопрос «Сколько?», т. е. характеризует количество предметов данной совокупности.) Перечисление названий чисел в обратном порядке не является счетом.
-
Умение называть числительные в обратном порядке является базовым для обучения ребенка процессу отсчитывания, формировать такое умение необходимо, но формулировать задание следует в виде: «Назови числа в обратном порядке». (А не «посчитай»!) Таким же образом формулируются задания: «Назови числа от 6 до 9» и т. п. (А не «посчитай от 6 до 9».)
-
В период обучения счету для ребенка очень важна непосредственная работа руками с сосчитываемыми предметами. Желательно дать детям возможность прикасаться к сосчитываемым предметам, двигать их, составляя уже сосчитанную группу, или показывать пальцем на каждый сосчитываемый предмет.
-
Полезно обращать внимание ребенка на изменение количественного состава сосчитываемой группы, показывая ее руками. При этом ребенок сначала проговаривает: Три да еще один - четыре. Да еще один - пять... Затем речевое сопровождение заменяется только движением руки: либо «еще один» придвигается к сосчитываемому множеству (на столе), либо производится охватывающее движение руками новой совокупности (с «еще одним»).
-
Эти приемы готовят ребенка к пониманию на уровне кинестетики основного принципа построения натурального ряда - каждое следующее число на единицу больше предыдущего. Следствием этого принципа является идея бесконечности ряда натуральных чисел (как бы ни было велико число, всегда можно найти следующее, добавив к нему единицу); а также способ нахождения значений выражений вида 5 + 1, 8 + 1; 6 - 1, 7 – 1; путем называния либо следующего, либо предыдущего числа.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.