Содержание
-
ФГАОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИКАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ Ростов-на-Дону, 2015 ЗПР при глухоте и тугоухости
-
Содержание
Строение слуховой системы. Периферический отдел Функции периферического отдела Центральный отдел Функции центрального отдела Нарушение слуха Степени потери слуха. Глухота Степени потери слуха. Тугоухость Особенности детей с нарушениями слуха Особенности развития речи детей с нарушением слуха Факторы, влияющие на развитие речи ребенка, страдающего нарушением слуха Особенности развития мышления Отставание мыслительной деятельности детей Особенности внимания Особенности памяти Особенности развития эмоциональной сферы Межличностные отношения Особенности коммуникации с окружающими людьми Лечение глухоты Синдромальные формы глухоты Глухие и слабослышащие дети с задержкой психического развития (ЗПР) Особенности понимания текста младшими школьниками страдающими тугоухостью с ЗПР
-
Строение слуховой системы. Периферический отдел.
Слуховая система состоит из периферического и центрального отделов. Периферический отдел включает наружное, среднее и внутреннее ухо
-
Функции периферического отдела
защитная функция; прием и передача звуковых колебаний; преобразование механических колебаний в электрические импульсы; передача электрических импульсов в слуховые центры мозга
-
Центральный отдел.
Центральный отдел представлен подкорковыми и корковыми слуховыми центрами.
-
Функции центрального отдела:
● анализ; ● запоминание; ● хранение; ● интерпретация звуковой и речевой информации
-
Нарушение слуха
Нарушение слуха — полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать неречевые и речевые звуки.
-
Глухота – это полное отсутствие или значительное снижение слуха. От тугоухости ее отличает полная невозможность восприятия речи. Степени потери слуха. Глухота
-
Тугоухость – это снижение слуха, при котором человек способен распознавать речь. Снижение слуха – основной симптом тугоухости. При этом возможно снижение слуха в определенном частотном диапазоне; небольшое снижение, при котором не различается шепотная речь либо значительное снижение, при котором человек способен распознавать только громкие звуки. У детей тугоухость сопровождается нарушением развития речи и замедлением общего психического развития. Степени потери слуха. Тугоухость
-
Особенности детей с нарушениями слуха
Дети с глухотой и тугоухостью имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. Эти особенности не позволяют им развиваться эффективно, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
-
Особенности развития речи детей с нарушением слуха
-
Факторы, влияющие на развитие речи ребенка, страдающего нарушением слуха:
-
Особенности развития мышления
у детей с нарушениями слуха в начальной школе возможно преобладание наглядно-образного мышления над словесно-логическим; уровень развития словесно-логического мышления зависит от развития речи плохослышащего учащегося
-
Отставание мыслительной деятельности детей выражается:
-
Особенности внимания
Особенности внимания детей с нарушениями слуха можно охарактеризовать следующим образом: ● сниженный объем внимания – дети с нарушениями слуха могут одномоментно воспринять меньшее количество элементов; ● меньшая устойчивость, а следовательно, большая утомляемость, так как получение информации происходит на слухо-зрительной основе. У слышащего школьника в течение занятия/урока происходит смена анализаторов – при чтении ведущий зрительный анализатор, при объяснении материала – слуховой. У ребенка с нарушением слуха такой смены нет – постоянно задействованы оба анализатора; ● низкий темп переключения: ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного учебного действия и перехода к другому; ● трудности в распределении внимания: школьник с сохранным слухом может одновременно слушать и писать, ребенок с нарушениями слуха при этом испытывает серьезные затруднения
-
Особенности памяти
образная память развита лучше, чем словесная (на всех этапах и в любом возрасте); уровень развития словесной памяти зависит от объема словарного запаса ребенка с нарушением слуха. Ребенку требуется гораздо больше времени на запоминание учебного материала, практически при всех степенях снижения слуха словесная память значительно отстает
-
Особенности развития эмоциональной сферы
плохослышащий ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях, а следовательно, не может сопереживать им; ребенок с нарушением слуха не может дифференцировать тонкие эмоциональные проявления очень долго, и в подростковом возрасте это проявляется особенно ярко
-
Межличностные отношения
для плохослышащего ученика педагог играет значительную роль в формировании межличностных отношений (в формировании оценки одноклассников и самооценки) на протяжении длительного времени, вплоть до старших классов; у неслышащих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых; возможно проявление агрессивного поведения, связанное с реальным оцениванием возможностей ребенка с нарушением слуха со стороны учителя и одноклассников; приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками; «неагрессивная агрессивность» – использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника (схватить за руку, постукать по плечу, подойти очень близко, заглядывать в рот сверстника и т.д.), что воспринимается слышащими как проявление агрессивности
-
Особенности коммуникации с окружающими людьми
-
Знаменитые глухие люди :
Людвиг ван Бетховен — немецкий композитор, которого считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму; на самом же деле оно выходит за рамки подобных определений: сочинения Бетховена — прежде всего выражение его гениальной личности. Уже в 28 лет жаловался на шум в ушах, ему бывало трудно различать высокие тона, понимать беседу, ведущуюся шепотом. К 32-м годам Бетховен потерял слух.
-
Константин Эдуардович Циолковский - русский ученый, работавший в области аэронавтики, аэродинамики и астронавтики, изобретатель ракеты и исследователь космоса. Циолковский первым разработал модель ракеты, способной полететь в космос. Потерял слух в 16 лет.
-
Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в XVI веке писал: “Глухота – более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения”.
-
Лечение глухоты
Как указывают специалисты, лечение глухоты в первую очередь зависит от ее причины. При кондуктивной тугоухости удаляют серу, жидкость или механическое препятствие с ушного канала. При стойких формах заболевания, с учетом необратимости патологического процесса, лечение глухоты состоит в попытке компенсации снижения слуха. Для этих целей в основном применяются слуховые аппараты (слухопротезирование) или кохлеарные имплантаты (в редких случаях).
-
Слуховые аппараты Усиление звука слуховым аппаратом помогает людям, имеющим кондуктивнуюили нейросенсорнуютугоухость, особенно если нарушено восприятие частот нормальной речи. Слуховые аппараты также могут помогать больным, имеющим преимущественно высокочастотную нейросенсорную тугоухость, и тем, у которых снижен слух только в одном ухе. В состав аппаратов входят: микрофон, чтобы воспринимать звуки, усилитель, чтобы увеличивать их громкость, и динамик, чтобы передавать усиленные звуки. Слуховые аппараты с воздушным звукопроведением, как правило, превосходят слуховые аппараты с костным звукопроведением. Они обычно плотно вводятся в наружный слуховой проход и имеют небольшую открытую трубку. В настоящее время есть большой выбор слуховых аппаратов с воздушным звукопроведением: аппараты, которые крепятся на теле; аппараты, которые прикрепляются сзади ушной раковины; устройства, которые вкладываются в саму ушную раковину; внутриканальные аппараты и аппараты CROS и BICROS.
-
Аппараты, которые крепятся на теле, используются людьми, имеющими тяжелую степень тугоухости. Они являются наиболее мощными слуховыми аппаратами. Носят их в кармане или укрепляют на теле. В этой модели используется провод, который связан с наушником, имеющим пластиковый вкладыш по форме ушного канала. Такими аппаратами удобно компенсировать тугоухость у маленьких детей, поскольку с ними легко обращаться и они реже ломаются. Кроме того, для них не типичны помехи, возникающие из-за плохо приспособленного ушного вкладыша.При тяжелой или средней степени тугоухости может использоваться аппарат, который крепится позади уха и связан с ушным вкладышем гибкой трубкой. Для легкой и средней степени тугоухости может использоваться более слабый аппарат, который устанавливается в наружном ухе и относительно незаметен. Аппарат, который полностью помещается в ушной канал (внутриканальный аппарат) еще менее заметен и используется людьми, которые иначе отказываются носить его.
-
Кохлеарныеимплантаты Человеку, который не слышит звуки даже со слуховым аппаратом, может помочь кохлеарный имплантат. Имплантат состоит из электродов, вставляемых в улитку, и внутренней катушки, внедряемой в череп; они соединены с наружной катушкой, речевым процессором и микрофоном, расположенными вне тела. Микрофон улавливает звуковые волны, а процессор преобразует их в электрические импульсы, которые передаются наружной катушкой через кожу к внутренней катушке, а затем к электродам. Электроды стимулируют слуховой нерв. Конечно, кохлеарный имплантат передает звуки хуже, чем нормальная улитка, но он приносит пользу многим глухим. Некоторым людям он помогает читать по губам. Другие могут с его помощью различать отдельные слова, третьи слышать собеседника по телефону. Кохлеарныйимплантат также помогает глухим слышать и различать звуки окружающей среды и предупреждающие сигналы, например дверные звонки, звонок телефона и сирену тревоги. Он помогает им модулировать собственный голос, чтобы сделать свою речь более понятной для других. Особенно эффективен кохлеарный имплантат, если тугоухость возникла недавно, и рекомендуется тем, кто перед внедрением имплантата успешно использовал слуховой аппарат.
-
Синдромальные формы глухоты
В настоящее время описано около 500 синдромальных форм глухоты. Продолжая исследования, ученые выявляют и дополняют к описанным новые синдромы.
-
Ранняя клиническая диагностика, организация адекватного процесса воспитания и обучения способствуют более полной социальной адаптации и реабилитации глухих детей. Частота встречаемости синдромов Маршалла, Крузона и др. составляет примерно 1%.
-
Глухие и слабослышащие дети с задержкой психического развития (ЗПР)
В последние годы сам клинический диагноз задержки развития существенно расширился. Сюда относят детей: с органическими поражениями центральной нервной системы, минимальной мозговой дисфункцией, детей, страдающих детским церебральным параличом, шизофренией, различными соматическими заболеваниями, другими неврологическими и психическими заболеваниями.
-
Многие дети, поступившие в школу с диагнозом «задержка психического развития», в результате адекватного педагогического воздействия в условиях санаторной школы впоследствии продолжают получать образование по обычной программе в школах для глухих и слабослышащих детей.
-
Особенности понимания текста младшими школьниками страдающими тугоухостью с ЗПР
Дети младшего школьного находятся на переходном этапе от слого-аналитического к словесному (слитному) чтению. Этот вывод особенно важен при выборе методов обучения чтению.
-
Исследователи-педагоги Л.Н.Засорина (1996, 1998) и Е.М.Плюскина (1995, 1998) выделили относительно самостоятельные фазы (стадии) зрелости чтения:
слого-аналитическое; словесное (слитное); фразовое; сверхфразовое; панорамное.
-
Детям младшего школьного возраста трудно самостоятельно изобразить (нарисовать) о чём прочитали в рассказе.
-
Дети младшего школьного возраста плохо ориентируются в тексте, так как не могут ответить даже на вопросы репродуктивного характера.
-
Ещё большие трудности возникли у учащихся при ответах на вопросы, выявляющие причинно-следственные связи.
-
Дети выделяют действующих лиц рассказа, некоторые факты из содержания текста. Но установить причинные или другие связи, самостоятельно выделить и понять главную мысль, охарактеризовать героев и их поступки, объяснить своё отношение к их поступка они не могут.
-
Учащиеся не могут представить даже хорошо знакомую простую ситуацию. Вероятно влияет резко ограниченный словарный запас детей.
-
Вывод чтение глухих младших школьников с задержкой психического развития характеризуется замедлением темпа овладением навыками самостоятельного чтения, преодолеваемом с большим трудом, затруднениями в понимании прочитанного, главным образом, на уровне установления разнообразных смысловых связей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.