Содержание
-
«Клиническая лабораторная диагностика как дисциплина»
Лекция 1 Зав. каф. клинической лабораторной диагностики ИГМАПО, проф. Скворцовой Р.Г. pptcloud.ru
-
Обучение, как «Процесс»
Обучение — процесс динамичный и непрерывный. Лекции — где есть возможность, в основном, просто услышать новое; Семинары — где можно услышать, увидеть и обсудить новые принципы действий; Тренинги — где, в первую очередь, можно и нужно отработать Никакое обучение, на самом деле, не прибавляет ума. Оно лишь помогает сознательным сотрудникам структурировать их знания, добавлять что-то к имеющемуся опыту, расширять горизонты познания. А для остальных обучение — трата времени, сил и нервов.
-
Одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед отечественным здравоохранением, является проблема совершенствования клинической лабораторной диагностики, уровень развития которой определяет качество медицинского обслуживания в целом.
-
Общая характеристика специальности
Клиническая лабораторная диагностика – это специальность, объединяющая разнообразные методы получения объективной информации о состоянии обменных процессов в организме на основе использования различных законов физико-химического анализа биологических жидкостей и тканей
-
Конечная цель деятельности лабораторной службы
Максимально точная, аналитически надежная и своевременно доставленная объективная лабораторная информация о состоянии и возможных отклонениях в деятельности физиологических систем и органов пациента для установления диагноза и определения стратегии и тактики лечения и прогноза во всех учреждениях здравоохранения.
-
Наименование дисциплины
США, Германия «Клиническая химия» «Clinical Chemistry» Англия «Клиническая химическая патология» «Clinical Chemical Pathology» Франция «Клиническая биология» «BiologyClinique» Россия «Клиническая лабораторная диагностика»
-
Статус дисциплины
В Российской Федерации «Клиническая лабораторная диагностика» является научной медицинской специальностью 14.00.46
-
Высшее образование: Специальность « Клиническая лабораторная диагностика» Специалисты – врачи клинической лабораторной диагностики, биологи Среднее специальное образование: Специальность «Лабораторная диагностика» Специалисты - Медицинский технолог; Медицинский техник; Лаборант; Фельдшер-лаборант; Старший лаборант?
-
Специальность «Клиническая лабораторная диагностика» - основная специальность (предусматривает обучение в интернатуре, ординатуре, аспирантуре)Специалисты - врач клинической лабораторной диагностики;- биолог( не медицинское образование – переподготовка в течение 4 мес., не педагогическое образование)Сертификат специалистов в области клинической лабораторной диагностики выдается только врачам клинической лабораторной диагностики и действителен в течение 5-и лет.
-
Биологи(по диплому) принимаются на работу только на должность биолога. После цикла переподготовки специалист получает свидетельство о повышении квалификации и имеет право приступить к работе. Через каждые 5 лет проходят повышение квалификации и имеют право на получение категорий (после аттестации) как и врачи клинической лабораторной диагностики
-
Клиническая лабораторная диагностика является комплексной медицинской специальностью, включающей следующие основные субдисциплины: Клиническая биохимия Гематология Цитология Лабораторная генетика Общеклинические исследования Иммунология Изосерология Молекулярная биология Бактериология,Вирусология ПаразитологияТоксикология Коагулология
-
Лабораторное обеспечение медицинской помощи и его организация
Предмет клинической лабораторной медицины; Объекты клинических лабораторных исследований; Способы и средства лабораторной аналитики; Формы организации лабораторного обеспечения медицинской помощи; Оперативность получения лабораторной информации; Стандартизация организации лабораторного обеспечения; Критерии эффективности работы лабораторий по обеспечению медицинской помощи. Национальное руководство «Клиническая лабораторная диагностика»
-
Клинико-биохимические исследования 1 Ферменты. 2 Субстраты и продукты биохимических реакций; 3 Индивидуальные белки; 4 Газы и электролиты; 5 Витамины, аминокислоты, биоактивные медиаторы; 6 Маркеры костной ткани.
-
Диагностика эндокринных нарушений
1 Гипоталамус-гипофиз; 2. Диагностика заболеваний щитовидной железы; 3. Гормональная регуляция репродуктивной функции мужчин; 4. Гормональная регуляция репродуктивной функции женщин; 5. Другие гормоны.
-
Гематология
Общие представления о гемопоэзе Основные лабораторные исследования в гематологии 1 Общий анализ крови 2 Автоматизированное исследование клеток крови 3 Исследование пунктата костного мозга 4 Цитохимические исследования гемопоэза 5 Проточная цитофлюориметрия 6 Цитогенетический анализ 7.Реактивные изменения крови(лейкемоидные реакции) 8. Анемии 9. Миелодиспластические синдромы; 10.Миелопролиферативныезаболевания; 11.Лимфопролиферативные заболевания .
-
Исследования системы гемостаза
Основы функционирования системы гемостаза Преаналитический этап исследований гемостаза; Методы исследования тромбоцитарного гемостаза; Анализаторы коагулологические, включая принципы клоттинговых и хромогенных методов; Методы исследования коагуляционного гемостаза.
-
Цитологические исследования в лабораторной диагностике
Заболевания органов желудочно-кишечного тракта Пищевод, желудок; Толстый кишечник; Печень; Поджелудочная железа Заболевания периферических эндокринных желез Щитовидная железа; Паращитовидная железа; Вилочковая железа; Надпочечники. Заболевания центральной и периферической нервной системы
-
Химико-микроскопические исследования биологических материалов 1 Исследование мочи 2Исследование кала, 3Исследование спинномозговой жидкости 4Исследование синовиальной жидкости 5Исследование выпотных жидкостей 6Исследование эякулята (спермы) 7Исследование мокроты 8 Исследование слюны 9Исследование желчи 10Исследование пота
-
Лабораторная генетика
1 Цитогенетическая диагностика хромосомных болезней 1.1 Основные типы хромосомных аномалий 1.2. Клинические показания для цитогенетической диагностики 1.3. Методы цитогенетического исследования 2 Массовый скрининг новорожденных на наследственные болезни обмена веществ 3 Наследственные болезни обмена веществ
-
Иммуногематологические исследования (изосерология)
1 Антигены эритроцитов 1.1 Система АВО 1.2 Система Резус 1.3 Методы исследования антигенов эритроцитов и антиэритроцитарных антител 2 Иммуногематологическая безопасность трансфузионной терапии 3 Лабораторная диагностика гемолитической болезни плода и новорожденного 4 Иммунные гемолитические анемии
-
Исследования иммунной системы
1.Иммунный статус В-клетки и их субпопуляции; Т-клетки и их субпопуляции; Nk-клетки и их субпопуляции; Фенотипирование лимфоцитов периферической крови; Фагоцитарная активность нейтрофилов; Метаболическая активность нейтрофилов; Система гуморального иммунитета. 2.Лабораторная диагностика аутоиммунных заболеваний 3. Диагностика васкулитов Иммунологическая диагностика СКВ,антифосфолипидного синдрома,ревматоидного артрита, аутоиммунных васкулитов, гломерулонефрита, иммунокомлексных васкулитов
-
Химико-токсикологический анализ
1.Анализ наркотических средств 2.Частные методики обнаружения токсических веществ 3. Терапевтический лекарственный мониторинг (ТЛМ)
-
Лабораторные методы диагностики паразитарных болезней
Кровь, Костный мозг Спинномозговая жидкость Лимфатические узлы Фекалии Дуоденальное содержимое и желчь Моча. Мокрота Отделяемое мочеполовых путей Биоптаты тканей Иммунодиагностика
-
Молекулярно-биологические исследования
Применяемые методики исследования Методика полимеразной и лигазной цепных реакций (ПЦР, ЛЦР); Гибридизация ДНК для анализа продуктов ПЦР; Секвенирование генов (определение последовательности нуклеотидов в целевом участке гена). Клиническое применение результатов исследования Молекулярно-биологическое исследование при скрининге (массовых обследованиях) Молекулярно-биологическое исследование при установлении или уточнении диагноза заболевания Контроль в ходе и после лечения Эффективность ДНК-диагностики в сопоставлении с другими клинико-лабораторными методами
-
Бактериологические исследования
1.Микробиологические исследования отдельных видов биологического материала (идентификация микроорганизмов через посев); 2. Определение чувствительности к антибиотикам; 3. Молекулярно-генетические методы исследования в клинической микробиологии; 4. Серодиагностика для клинической микробиологии;
-
Непрерывное медицинское образование; Унификация лабораторных исследований; Стандартизация исследований; Единая техническая политика (химические реактивы, диагностикумы, тест-системы); Создание системы управления качеством: внутрилабораторный контроль и внешняя оценка качества; Повышение информативности (компьютеризация); Автоматизация исследований; Централизация исследований. Основные принципы развития лабораторной службы
-
Структура организационного процесса в КДЛ
1.Профессиональные знания; 2.Законодательно-правовые отношения; 3.Экономическая стратегия; 3.Контроль качества исследований; 4.Логистика; 5. ЛИС (IT).
-
Реалии лабораторной службы в России
Раздробленность и разобщенность специалистов в области клинической лабораторной диагностики; Узкая специализация лабораторий; Морально устаревшая идеология и использование нерентабельного оборудования.
-
Современные тенденции развития лабораторной диагностики
Повсеместное устранение устаревших технически сложных исследований, требующих больших физических и материальных затрат; Замена трудоемких ручных методик на автоматизированные методы анализа; Совершенствование методов на основе создания высокопроизводительных анализаторов; Расширение сферы применения высокотехнологичных методов диагностики – ВЭЖХ, КЭ, ИФА, ПЦР, проточной цитометрии ; Проведение малоинвазивных лабораторных процедур с использованием отражательных фотометров; Расширение аналитических возможностей лабораторных исследований у постели больного (poin-off-care-testing).
-
Кадровая проблема
Высокий процент работающих на должности врача клинической лабораторной диагностики лиц, имеющих высшее немедицинское образование; Неудовлетворительная первичная подготовка специалистов (интернатура); Отсутствие четких планов поэтапного усовершенствования врачей клинической лабораторной диагностики (приказ об аттестации 808н); Неудовлетворительная система комплектования руководящего звена КДЛ; Отток кадров и снижение профессионального уровня специалистов в связи с неудовлетворительным техническим и экономическим состоянием службы.
-
Основа взаимоотношений между клиникой и лабораторией
Полноценные знания клиницистов о возможностях лабораторной диагностики – решающее условие для успешного существования и развития клинической лабораторной службы
-
Различные способы решения проблемв КДЛ
Сохранить status quo; Оснастить имеющиеся лаборатории несложными анализаторами; Централизация отдельных видов исследований; Централизация и специализация клинико-диагностических лабораторий; Создать крупные лаборатории с высокой пропускной способностью.
-
Стратегия и тактика повышения эффективности КДЛ
Привлечение любых источников финансирования; Сокращение расходов лаборатории; Сокращение необоснованных назначений; Стандартизация методов лабораторной диагностики; Централизация и специализация клинико-диагностических лабораторий; Разработка методик оценки эффективности лабораторной службы.
-
Единое организационно-экономическое решение вопросов КДЛ в разных регионах РФневозможно
В системе МЗиСР РФ около 19 тысяч диагностических лабораторий Клинико-диагностические лаборатории около 14 тысяч, Бактериологические - 1500, Серологические - 990, Биохимические -2000, Цитологические -500, Централизованные около 350 лабораторий. 28 % самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждений, 12,9туберкулезных санаториев, 14,2 % участковых больниц не имеют КДЛ. 3570 больниц и других учреждений (26,7 % от общего количества),согласно штатному расписанию, не могут иметь в своем штате должности врача клинической лабораторной диагностики.
-
Идеальные принцыпы оснащения лаборатории:
Индивидуальный подход к оснащению; Использование «закрытых» систем для забора крови с возможностью идентификации образцов; Оптимальная система доставки образцов; Рациональная организация потоков; Консолидация исследований; Использование «закрытых» аналитических систем; Наличие лабораторной информационной системы.
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.