Содержание
-
Периоды детского возраста
-
Ребенок постоянно растет, и его развитие протекает в определенной, закономерной последовательности. Выделение этапов и периодов развития ребенка, имеющих свои анатомо- физиологические особенности, позволяет дифференцированно подходить к ребенку. Традиционно выделяют: внутриутробный (пренатальный) и внеутробный (постнатальный) этапы развития.
-
А) Начальный (концептус) – первые 2 недели
3-7 часов после эякуляции Морула – 4-й день 10 дней беременности 2 недели беременности Основные события этого периода – оплодотворение, дробление, имплантация. Внутриутробный этап развития (от момента зачатия до рождения – 40 недель)
-
Б) Эмбриональный (зародышевый) – 3-8 недель
4 недели 7 недель 8-10 недель Основные события этого периода. Этот период отличается высокими темпами дифференцировки тканей. К его окончанию бывают сформированы рудименты всех главных органов и систем. Масса эмбриона в это время составляет 9 г, а длина тела – 5 см.
-
В) Фетальный (плодный) - до конца беременности
12 недель 18 недель 28 недель плод Основные события этого периода. 12 неделя – система кровообращения плода достигает окончательного развития. Отчетливыми становятся признаки пола. Функционирует нормобластический тип кроветворения. 18 неделя –появляется хватательный рефлекс, а затем – дыхательные движения. 28 неделя – устанавливается костномозговое кроветворение вместо печеночного, появляются сосательные движения.
-
Внеутробный (постнатальный) этап развития Период новорожденности (с момента рождения до 4 недель жизни). Грудной возраст (от 29 дня до конца 1 года жизни). Преддошкольный возраст ( с 1 года до 3 лет). Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Младший школьный возраст ( 7-11 лет). Старший школьный, или подростковый, возраст ( с 12 до 17-18 лет).
-
Период новорожденности (с момента рождения до 4 недель жизни)
Основные события периода новорожденности. Прохождение плода по естественным родовым путям вызывает родовой стресс с последовательным напряжением функциональной активности гормональных систем. Адаптационные реакции к новым условиям жизни проявляются «пограничными состояниями» в периоде новорожденности: Транзиторные изменения кожных покровов - родовая опухоль, простая эритема, milia, физиологическое шелушение кожи. Гормональный половой криз – нагрубание молочных желез, метроррагии у девочек. 3. Транзиторная гипербилирубинемия. 4. Транзиторный дисбиоз и физиологическая диспепсия.
-
Основные события периода новорожденности (продолжение). 5. Транзиторные особенности метаболизма – транзиторные ацидоз, гипогликемия, гипокальциемия, гипомагниемия, транзиторная потеря первоначальной массы тела. 6. Транзиторные нарушения теплового обмена – транзиторные гипотермия и гипертермия. 7. Транзиторные особенности функции почек- транзиторная олигурия, протеинурия, мочекислый инфаркт почек. 8. Транзиторные изменения кровообращения - снижение (нормализация) давления в легочной артерии, начинает закрываться артериальный проток, функционально закрывается овальное окно, пупочные артерии перестают фукционировать, венозный (аранциев) проток закрывается на 2 неделе жизни, полицитемия и увеличение границ сердца.
-
Заболевания (состояния), свойственные периоду новорожденности Асфиксия и ее последствия, родовая акушерская травма (переломы ключицы, кефалогематома и др.), врожденные пороки развития, гемолитическая болезнь и другие гипербилирубинемии. Гнойно- септические заболевания – омфалит, пиодермии, пузырчатка, флегмона новорожденных, гнойный мастит, сепсис. Пневмопатии. Врожденные деформации опорно-двигательного аппарата: 1) врожденный вывих бедра 2) врожденная косолапость 3) кривошея Хромосомные болезни: 1) болезнь Дауна 2) синдром Шерешевского-Тернера Генные болезни: 1) фенилкетонурия.
-
Грудной возраст (от 29 дня до конца 1 года жизни)
Основные события периода грудного возраста. 1. За грудной период длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса более чем втрое. 2. Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза выше, чем у взрослого человека. 3. Происходят процессы дифференцировки тканей, наиболее значимые в нервной системе. 4. Появляются и совершенствуются моторные функции: А). в 1,5 года ребенок начинает держать голову. Б). в 6-7 месяцев начинает сидеть. В). в 6 месяцев появляются первые зубы. И к концу году их бывает восемь.
-
Основные события периода грудного возраста (продолжение). 5. Интенсивно развивается психика ребенка: А) с первого месяца ребенок фиксирует взгляд на ярких предметах. Б) к концу второго месяца следит за движением предмета. В) после 2-3 месяцев появляется дифференцированное восприятие предметов. Г) формирование к 6 месяцам речевой функции (произносит отдельные слоги). Д) к концу первого года произносит первые слова.
-
Заболевания (состояния) , свойственные периоду грудного возраста Первое место в грудном (младенческом) возрасте занимают заболевания, возникающие в связи с дефектами питания, режима, окружающей среды. Это рахит, анемия, гипотрофия. Далее следуют ОРВИ, острые расстройства пищеварения и кишечные инфекции, в том числе и обусловленные условно-патогенной микрофлорой. Наблюдаются различные проявления аномалий конституции (экссудативно-катаральный, нервно-артритический диатез и др.), а также последствия перинатальной патологии (энцефалопатия, детский церебральный паралич, врожденная гипотрофия, гнойно-септические процессы и др.).
-
Преддошкольный возраст ( с 1 года до 3 лет)
Основные события этого периода. 1. Постепенно замедляются темпы прибавки массы и длины тела. 2. К 2 годам завершается прорезывание 20 молочных зубов. 3. К концу 3 года дети говорят длинными фразами, рассуждают. 4. Расширяются двигательные возможности – от ходьбы до бега, лазания и прыжков. 5. Начинают проявляться индивидуальные черты характера.
-
Заболевания, свойственные преддошкольному периоду детства I. Болезни пищеварительного аппарата. II. ОРЗ, инфекции: корь, ветряная оспа, скарлатина, пневмония, обструктивные бронхиты, круп. III. Отравления лекарствами. IV. Заболевания нервной системы: ДЦП. V. Заболевания опорно-двигательной системы: косолапость, дисплазия, кривошея. VI. Инородные тела в носу, ухе, легких, желудке и кишечнике.
-
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
Основные события этого периода. 1. Расширяются контакты ребенка с внешним миром. 2. Происходит первое физиологическое вытяжение в длину. Начинается смена молочных зубов на постоянные. Идет быстрое нарастание объема внимания. В это время дети начинают посещать детский сад. Появляются различия в поведении мальчиков и девочек. 7. Наибольшая активность принадлежит гормонам щитовидной железы и соматотропному гормону.
-
Заболевания, свойственные дошкольному возрасту Сохраняется высокая заболеваемость ОРВИ. Инфекции: ветрянка, инфекционный гепатит, скарлатина, краснуха (т.к. увеличивается контакт с окружающей средой и детьми). Травматизм (отсутствие опыта, недостаток контроля со стороны взрослых). Заболевания нервной системы (энурез).
-
Младший школьный возраст ( 7-11 лет)
Основные события этого периода. Завершена структурная дифференцировка тканей. Происходит полная замена молочных зубов на постоянные. К 12 годам заканчивается формирование нервной системы. Физиологические параметры дыхательной и сердечно-сосудистой систем приближаются к таковым у взрослых. Возрастают функциональные и адаптационные возможности ребенка. Начинается постепенное развитие репродуктивной сферы.
-
Заболевания, свойственные младшему школьному возрасту Основными проблемами в состоянии здоровья являются нарушения осанки и зрения, возникновение функциональных нарушений нервной системы (неврозы, невропатии). В силу плохой разобщенности и перегруженности помещений возникают вспышки респираторных инфекций, гриппа, детских инфекций - паротит, краснуха, скарлатина. Часто обнаруживают очаги хронической инфекции (кариес, тонзиллит). Наиболее распространенная патология в этом возрасте — заболевания пищеварительной системы (гастриты, гастродуодениты, дискинезии желчного пузыря и кишечника). Травматизм (выходит на 1 место, 25-45% составляют травмы черепа).
-
Старший школьный, или подростковый, возраст ( с 12 до 17-18 лет)
Основные события этого периода. впадает с половым созреванием. Созревает репродуктивная система. Происходит интенсивная половая дифференцировка. Быстро увеличиваются размеры тела. Неодновременный «ростовой скачок» у мальчиков и девочек. Значительно повышается мышечная сила и работоспособность. Физическое и половое развитие происходит быстрее интеллектуального развития.
-
Заболевания, свойственные подростковому периоду Часто встречаются: А) функциональные расстройства сердечно- сосудистой и вегетативной Нервной системы («юношеское сердце», «юношеская гипертония»), Б) расстройства питания (тучность, дистрофия), В) заболевания ЖКТ (гастрит, язвенная болезнь) Г) дефекты развития полового аппарата (дисменорея, аменорея и др.), Д) эндокринопатии, Е) обострения инфекционно- алергических заболеваний).
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.