Содержание
-
Проблема разработки и использования методов оценки, прогнозирования и оптимизации функциональных состояний человека.
Разработка и использование методов оценки, прогнозирования и оптимизации Функциональных состояний человека - один из ключевых моментов в проведении психологической работы в прикладных условиях. (А. Б. Леонова.)
-
В обширной психофизиологической и психологической литературе рассматриваются самые разнообразные виды состояний человека, оказывающих благоприятное или отрицательное влияние на протекание трудовой деятельности. В качестве примеров: обычно исследуемые виды функциональных состояний - утомление, монотония, напряженность, различные формы психологического стресса и состояния, вызываемые воздействием экстремальных факторов физической природы.
-
Однако упорядочение огромного числа экспериментальных фактов и (Проблема № 1) преодоление теоретических трудностей, возникающих при их интерпретации, требуют развития общей концепции функциональных состояний.
-
Понятие функционального состояния вводится для характеристики эффективностной стороны деятельности или поведения человека. Иными словами, этот аспект рассмотрения проблемы предполагает прежде всего решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять конкретный вид деятельности.
-
Имеется немного конкретных методик, являющихся субъективными диагностическими тестами в собственном смысле слова. Так, фактически единственной разработанной и апробированной методикой многофакторного субъективного шкалирования утомления для русского языка является тест САН. Поэтому неудивительно, что (Проблема № 2) исследователи вынуждены самостоятельно подготавливать необходимый методический материал— переводить и адаптировать зарубежные тесты, модифицировать используемые для других целей методики или разрабатывать свои собственные методики, нередко действуя на свой «страх-и риск».
-
(Проблема №3) В процессе такой работы возникает множество проблем методического порядка. При решении диагностических задач одной из центральных становится (Проблема №4)проблема индивидуальных различий.
-
В настоящее время работа по созданию методик субъективной диагностики ведется главным образом в плане разработки усложненных вариантов универсальных тестов, направленных на выявление комплексов неспецифических проявлений различных видов функциональных состояний.
-
В лучшем случае авторы задают ориентацию теста на анализ определенного вида функционального состояния: общего или физического утомления, монотонии, стресса, ситуационной тревожности и др. (Проблема №5) Проблема адекватности подготавливаемой методики содержанию кокретнойпрофессиональной деятельности, определяющей специфику формируемого состояния, как правило, остается без внимания.
-
Как отмечают авторы одного обзора, посвященного теоретическим проблемам разработки опросников, бросается в глаза несоответствие между широтой применения опросников и методической небрежностью, которая имеет место при их построении. (Проблема №6) Одним из главных недостатков при этом является отсутствие анализа того объекта, исследование которого ведется с помощью опросника.
-
Условно можно выделить неспецифические, «общие для многих видов труда симптомы и специфические, обусловленные особенностями конкретной деятельности. (Проблема №7) Состав «универсальных» методик заведомо обделен включением только неспецифических симптомов, при этом проблема потенциальной смысловой многозначности каждого из них не решается.
-
Для практических целей необходимо создание не только чувствительных, но и компактных по объему методик. При этом главное — не нанести ущерба содержательной емкости получаемых с их помощью оценок. Это особенно важно в ситуациях диагностики текущей динамики состояния, в которых временные затраты на проведение испытаний должны быть минимальны. Кроме того, (Проблема № 8) при повторном использовании методики нередко возникает проблема привыкания испытуемых к конкретным формулировкам симптомов, входящих в ее состав.
-
Интроспективные данные содержат богатейший материал о разнообразных проявлениях состояний человека. По сути дела, в нихзаложена потенциальная (Проблема №9) возможность получения целостной характеристики изучаемого состояния, которая для многих исследователей имеет первостепенную важность. Однако реализация этой возможности крайне затруднительна в связи с «зашумленностью» субъективных переживаний множеством факторов, наличием разнообразных и подчас конкурирующих установок субъекта, просто отсутствием навыков саморефлексии.
-
Существование этих трудностей не снимает необходимости использования субъективных данных и создания на их основе более совершенных методических средств. Субъективные методики незаменимы на начальных этапах исследования функционального состояния, поскольку с их помощью можно получить как бы «объемный портрет» анализируемого явления. При этом можно идти по пути как адаптации уже имеющихся методических средств, так и создания «новых диагностических приемов. В любом случае такая работа должна являться предметом самостоятельного научного исследования.
-
Перечисленные факты, а также (Проблема №11) сохраняющееся методическое несовершенство процедур регистрации и обработки физиологических данных представляют собой реальные трудности в деле использования этих показателей для диагностики функциональных состояний в реальных условиях.
-
Вопросы:
Какие виды функциональных состояний обычно исследуют? Понятие функционального состояния Проблемы использования методов функциональных состояний.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.