Презентация на тему "Профилактика кариеса у детей"

Включить эффекты
1 из 46
Смотреть похожие
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по медицине на тему: "Профилактика кариеса у детей", адресованная родителям младших школьников. Автор подробно рассказывает о правилах ухода за зубами, причинах и последствиях кариеса и способах, призванных этого не допустить.

Краткое содержание

  • Сколько зубов должно быть у человека?
  • Из чего состоят зубы?
  • Важно!
  • Кариес
  • Как развивается кариес?
  • Роль питания в профилактике кариеса
  • Пища, вредная для зубов
  • Полезные советы
  • Родителям необходимо помнить!

Содержание

  • Слайд 1

    МИНИСТЕРСТВОЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

    Государственное учреждение здравоохранения «АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ»

    ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ

    Информационно-методическое пособие для медицинских работников и педагогов

    Автор-составитель В.В. Меркулова

    Консультант А.С.Бровина – детский врач-стоматолог

    Редакция Е.Ю. Агафонова, И.В. Иванова, О.С. Попова

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Профилактика кариеса у детей школьного возраста

    Как сохранить зубы ребенка здоровыми?

  • Слайд 3

    Сколько зубов должно быть у человека?

    • Молочных, или временных, – 20 Постоянных – 32.
    • Большинство зубов закладываются еще во время внутриутробной жизни!

  • Слайд 4

    • Молочные зубы прорезываются в возрасте от шести месяцев до двух с половиной лет.
    • Постоянные зубы прорезываются в возрасте от шести до четырнадцати лет (исключение: зубы мудрости – они прорезываются позднее).

  • Слайд 5

    Из чего состоят зубы?

    • Ткани зуба (эмаль, дентин, цемент, пульпа), зубная связка – периодонт, кость челюсти и десна очень тесно связаны друг с другом.
    • Поэтому поражение эмали может сказаться на дентине, пульпе и далее на периодонте, кости челюсти.

  • Слайд 6

    ВАЖНО!

    • Больные зубы дают толчок развитию в организме человека различных заболеваний.
    • Разрушенные зубы являются причиной не только неприятного запаха изо рта, но и, являясь очагом инфекции, могут стать причиной серьезных заболеваний сердца, суставов, почек, желудочно-кишечного тракта и т.д.
    • От того, с какой интенсивностью размножаются бактерии и «поставляют» свои токсины в организм, зависит и просто общее самочувствие. Ребенок может жаловаться на быструю утомляемость, отсутствие аппетита, плохой сон, головные боли и др.

  • Слайд 7

    Кариес – является самой распространенной патологией зубов, особенно в детском возрасте

    Кариес– это патологический процесс, проявляющийся после прорезывания зубов, при котором в результате деминерализации и размягчения твердых тканей зуба образуется дефект в виде полости.

    Поражение зубов кариесом у детей и подростков зависит от общего состояния организма (особенно наличия соматических заболеваний в период созревания тканей зуба), наследственности, характера питания, степени ухода за полостью рта, возраста, медико-географических и бытовых условий жизни.

  • Слайд 8

    Как развивается кариес?

    В ослабленном по той или иной причине организме нарушается обменвеществ, что тут же сказывается на составе и свойствах слюны и твердых тканей зубов, степени их минерализации.

    Не встречая никакого сопротивления, микробы начинают интенсивно размножаться.

    Они закрепляются в виде мягкого зубного налета, продукты их жизнедеятельностирастворяют эмаль, и на столь благодатной почве патологический процесснабирает силу.

  • Слайд 9

    ВАЖНО!

    Особенно чувствительны зубы к негативным воздействиям в момент прорезывания.

    Поверхность только что прорезавшегося зуба мягче, чем поверхность зуба, который уже давно находится во рту.

    Минерализация эмали происходит в течение трех лет после прорезывания под воздействием содержащихся в cлюнеминеральных веществ, пищи и фтора.

  • Слайд 10

    Как предотвратить развитие кариеса?

    • Роль питания в профилактике кариеса
    • Сбалансированность питания детей оказывает достоверно положительное влияние на формирующиеся ткани постоянных зубов.

  • Слайд 11

    Роль питания в профилактике кариеса

    • Ведущее место в профилактике кариеса у детей традиционно принадлежит кальцию, фосфору и фтору.
    • Лучше, если они поступают в организм из продуктов питания.

  • Слайд 12

    Кальций

    Присутствует в разных продуктах (капустные овощи, листовая зелень, орехи, соевые продукты, какао и др.) , но его усвояемые формы содержатся преимущественно в молоке и молочных продуктах.

  • Слайд 13

    Фосфор

    Наиболее богаты фосфором молоко и молочные продукты, яйца, мясо животных и рыба.

    В бобовых, хлебобулочных и крупяных продуктах фосфор тоже находится, но в малоусвояемой форме.

  • Слайд 14

    Фтор

    Основным источником фтора является питьевая вода

    В качестве источников фтора, кроме воды, можно рассматривать чай, рыбу, орехи, печень, баранину, телятину, овсяную крупу.

  • Слайд 15

    Пища, вредная для зубов

    • Общим компонентом в продуктах, вредных для зубов, является сахар.
    • Бактерии используют углеводы для питания и построения матрицы зубного налета, конечным продуктом этого процесса являются органические кислоты, которые вызывают деминерализацию эмали.

  • Слайд 16

    Пища, вредная для зубов

    • Особенно вредны твердые и липкие сладости, которые прилипают к поверхности зубов на длительное время.
    • В одной бутылке лимонада, емкостью 300 мл, содержится примерно 20 кусков сахара!

  • Слайд 17

    • Соки и кисло-сладкие газированные напитки следует пить через трубочку.
    • Употребление сладостей лучше ограничить десертом в конце трех основных приемовпищи, после которых возможна чистка зубов.
    • Если после приема сладостей чистка зубов невозможна, следует прополоскать рот чистой водой.
    • Не стоит есть и пить сладкое после вечерней чистки зубов перед сном.

    Полезные советы

  • Слайд 18

    Для профилактики кариеса зубов очень важно:

    полноценное, разнообразное питание, включающее молочные продукты и исключающее избыток углеводистой пищи.

  • Слайд 19

    Родителям необходимо помнить!

    С психологической точки зрения важно корректировать режим питания не с негативных позиций («Не ешь конфеты перед сном!»), а с позитивных («Съешь конфету на десерт после ужина и сразу почисти зубы»).

  • Слайд 20

    Как предотвратить развитие кариеса?

    Главным компонентом профилактики стоматологических заболеваний является гигиена полости рта.

  • Слайд 21

    Личная гигиена полости рта

    • Является наиболее простым и доступным методом предупреждения заболеваний зубов и полости рта и оздоровления организма в целом.
    • Прививать навыки по уходу за полостьюрта нужно с детства.
    • В семье у каждого человека должна быть отдельная зубная щетка.

  • Слайд 22

    Предметы и средства гигиены полости рта.

    Подбираются индивидуально в зависимости от возраста ребенка, состояния зубов и пародонта!

  • Слайд 23

    Зубные щетки

    Это основной инструмент для удаления отложений споверхностей зубов и десен.

    Зубные щетки отличаются:

    • размером головки
    • свойствами волокон
    • формой щеточного поля головки и
    • расположением пучков
    • жесткостью
    • дизайном ручки.

  • Слайд 24

    В настоящее время детям рекомендуется использовать щетки с маленькой головкой, которыми можно легко манипулировать в полости рта и очищать труднодоступные поверхности зубов.

    Размер головки детской зубной щетки должен быть 18–25 мм с мягкими или средней жесткости щетинками.

    Форма ручки может быть любой, главное, чтобы ее удобно было держать в руке и длина ее должна быть достаточной, чтобы обеспечить максимальное удобство при чистке зубов.

  • Слайд 25

    Зубные пасты

    Должны хорошо удалять мягкий зубной налет, остатки пищи; быть приятными на вкус, обладать выраженным дезодорирующим и освежающим действием и не давать побочных эффектов: местнораздражающего и аллергизирующего.

  • Слайд 26

    Зубные пасты

    Зубные пасты условно делятся на:

    • гигиенические – предназначены для очищения и освежения полости рта и не содержат выраженных лечебных и профилактических добавок,
    • лечебно-профилактические– зубные пасты кроме известных компонентов включают активные добавки, обладающие лечебными и профилактическими свойствами.

  • Слайд 27

    Количество зубной пасты размером с горошину достаточно для разовой чистки зубов.

    Необходимо, чтобы ребенок запомнил, что зубную пасту лучше не глотать, особенно если она содержит соединения фтора.

  • Слайд 28

    Какую конкретно пасту выбрать для Вас и Вашего ребенка – подскажет врач-стоматолог.

  • Слайд 29

    Зубные нити (флоссы)

    • Флоссы предназначены для тщательного удаления зубного налета и остатков пищи с труднодоступных для щетки поверхностей зубов.
    • Флоссыизготавливают из специального синтетического волокна. Они могут быть вощеными и невощеными, круглыми и плоскими, пропитанными фторидом натрия или ментоловой пропиткой.

  • Слайд 30

    • Флоссинг – обязательная процедура для чистки контактныхповерхностей зубов.
    • Дети могут самостоятельно пользоваться флоссами, начиная с 9–10 лет. До этого возраста очищать контактные поверхности зубов у детей рекомендуется родителям.

  • Слайд 31

    Способ применения зубных нитей

    Нить длиной 35–40 см накручивают вокруг первой фаланги средних пальцев обеих рук.

    Затем осторожно вводят натянутую нить (с помощью указательных и больших пальцев) между контактными поверхностями зубов, стараясь не травмировать десневые сосочки.

  • Слайд 32

    • Потом нить выводят, прижимая ее к поверхности зуба.
    • Последовательно производят очищение контактных поверхностей каждого зуба.
    • Каждый промежуток чистится новым участком флосса.

  • Слайд 33

    Чистка зубов

    Чистить зубы ребенок должен обязательно утром, после завтрака, и вечером, перед сном, в течение 3 минут с использованием зубной пасты.

  • Слайд 34

    Как чистить зубы?

    Существует много способов чистки зубов.

    Каждый из них выбирается с учетомсостояния зубов и пародонта и рекомендуется врачом-стоматологом.

    Как правило, людям со здоровымпародонтом рекомендуют чистить зубы стандартным методом.

  • Слайд 35

    Алгоритм стандартного метода чистки зубов

    Метод чистки зубов предусматривает выполнение движений зубной щеткой в определенной последовательности.

    При нарушении последовательности движений зубной щеткой зубной налетможет перенестись в межзубные промежутки.

  • Слайд 36

    Разделить зубной ряд на несколько сегментов: моляры, премоляры, передние зубы.

    Расположить зубную щетку под углом 45 градусов к поверхности зубов (зубные ряды разомкнуты).

    Чистить зубы верхней челюсти с вестибулярной (наружной) поверхности подметающими движениями сверху вниз, передвигая щетку от дальних зубов слева к дальним зубам справа (от левых верхних моляров до правых верхних моляров).

  • Слайд 37

    • Чистить зубы верхней челюсти с небной поверхности подметающими движениями сверху вниз.
    • Чистить жевательную поверхность зубов верхней челюсти возвратно-поступательными движениями.
    • Чистить зубы нижней челюсти с вестибулярной (наружной) поверхности подметающими движениями снизу вверх, передвигая щетку от дальних зубов слева к дальним зубам справа (от левых нижних моляров до правых нижних моляров).

  • Слайд 38

    • Чистить зубы нижней челюсти с язычной поверхности подметающими движениями снизу вверх.
    • Чистить жевательную поверхность зубов нижней челюсти возвратно-поступательными движениями.
    • Завершить чистку зубов широкими круговыми движениями щеткой вдоль сомкнутых зубных рядов слева направо с захватом зубов и десен.

  • Слайд 39

    • Каждую поверхность зубочелюстного сегмента надо очищать 8–10 движениями щетки разных вариантов.
    • На очищение всех поверхностей зубов нужно затратить 300–400 движений зубной щеткой, что составляет примерно 3 минуты.

  • Слайд 40

    ВАЖНО!

    • Перед чисткой зубов необходимо вымыть руки и вымыть зубную щетку теплой водой.
    • После чистки зубов щетку надо промыть под струей воды, тщательно очистить от остатков пищи, зубного налета, зубной пасты.
    • Хранить зубную щетку нужно так, чтобы она могла высохнуть. Не следует укладывать зубную щетку сразу после использования в футляр.
    • Обновлять зубную щетку следует весной, летом, осенью и зимой (т.е. каждые три месяца).
    • После чистки зубов не следует забывать о чистке языка. Его можно почистить щеткой или специальной ложкой.

  • Слайд 41

    Наиболее распространенные у детей ошибки при чистке зубов

    • Преобладание горизонтальных движений при чистке всех поверхностей зубов.
    • Чистка только наружной поверхности (со стороны щек и губ).
    • Недостаточное количество движений при чистке

  • Слайд 42

    ВНИМАНИЕ!

    Если ребенок проходит курс ортодонтического лечения и у него в полости рта имеется съемный или несъемный аппарат – это затрудняет уход за зубами.

    Родители в этом случае обязаны получить инструкции у врача-стоматолога по специфике проведения гигиены полости рта, используемых специальных средствах ухода (многоуровневые и / или малопучковые щетки, ершики, флоссы и др.).

  • Слайд 43

    Применение жевательных резинок

    • Использование жевательных резинок не может заменить полноценную механическую чистку зубов.
    • Жевательные резинки можно использовать сразу после еды и жевать не более 10 минут !

  • Слайд 44

    Кто ответственен за здоровье зубов ребенка?

    Моторные навыки детей развиваются с возрастом, поэтому ребенку до определенного момента обязательно необходима помощь родителей в проведении гигиены полости рта.

    А одним из главных факторов успеха в привитии ребенку позитивного отношения к проведению гигиены полости рта является пример родителей!

  • Слайд 45

    ВАЖНО!

    Ребенок обязательно должен

    2 раза в год проходить профилактический осмотр полости рта и получать своевременное лечение.

    Именно стоматолог расскажет о том, какая зубная щетка, паста, флоссы и другие средства гигиены необходимы в каждом конкретном случае для эффективного ухода за полостью рта.

  • Слайд 46

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Посмотреть все слайды

Предложить улучшение Сообщить об ошибке