Содержание
-
Жесткие Врожденные Вероятностные Приобретенные Программы поведения
-
Врожденные программы поведения запускаются изменениями во внутренней или внешней среде, а также различными биоритмами. Приобретенные формы поведения возникают в результате обучения.
-
И те и другие направлены на сохранение индивидуума и вида.
-
Жесткиепрограммы
– пример прочный условный рефлекс. При действии раздражителя поведение развивается по одной и той же схеме. Напоминает безусловный рефлекс. Сюда же относится динамический стереотип. Если изо дня в день действует система раздражителей в строго определенной постоянной последовательности, то создается определенный стереотип реакции коры на эту систему раздражителей.
-
Возникает цепь условных рефлексов в определенной последовательности. Нарушение привычной последовательности действия раздражителей приводит к неадекватной реакции и нарушению стереотипности поведения. Т. е. каждый раздражитель в этой системе воспринимается не самостоятельно, а как элемент определенной системы сигналов, находящийся в связи с предыдущим и последующими раздражителями.
-
Вероятностные программы
Являются достижением эволюции, обеспечивают выживание в вероятностно организованной среде. Т. е. существуют различные пути, приводящие к более или менее успешному достижению одной и той же цели, или к ее недостижению.
-
Построение вероятностных программ
основано на: 1) предшествующем опыте; 2) информации о ситуации и планировании возможного результата. При этом необходима интеллектуальная деятельность, уровень внимания, память, мышление, обучение. Пример – игра в шахматы.
-
Приобретенные программы базируются на врожденных. Программы закрепляются, если приводят к достижению цели. Поведение базируется на генетических и фенотипических факторах.
-
Генетические факторы: способность к обучению, интеллект, характер мышления, уровень возбудимости, силы и уравновешенности нервных процессов Фенотипические факторы– это влияние окружающей среды на генетически закрепленные особенности. Фенотипические факторы обеспечивают 20% умственных способностей. Влияние социальной среды проявляется в обучении..
-
Время как фактор поведения
Биоритмы. Воздействия факторов внешней среды на биоритмы.
-
Почти все физиологические процессы в организме протекают ритмично, образуя правильные циклы, например дыхательный, сердечный. Интенсивность протекания многих процессов в организме ритмично изменяется в зависимости от времени суток, года. Часто наблюдается связь жизненных процессов с лунными циклами.
-
Циклические изменения деятельности клеток, органов, систем организма называются биоритмами
-
Факторы, формирующие биоритмы.
1) Эволюция. под влиянием геофизических факторов: фотопериодики, - циклических колебаний геомагнитного поля, - температуры; силы гравитации - цикличности фаз луны; 2) Социальные факторы: - режим труда и отдыха; - режим питания.
-
Биоритм сон - бодрствование
-
Гено- и фенотипические факторы регуляции сна и бодрствования
Формирование цикла связывается с функционированием биологических часов - пейсмекерного механизма на организменном уровне
-
Структурными элементами биологических часов являются: сетчатка глаза супрахиазматическое ядро эпифиз – шишковидная железа, образующая и выделяющая снотворный гормон мелатонин
-
Одним из главных фенотипических факторов регуляции режима бодрствования и сна является степень освещенности. Более слабым сигналом являются: время приема пищи, периоды активной деятельности, регулярное действие факторов социальной среды.
-
Характеристика бодрствования.
Бодрствование – это уровень активности мозга, обеспечивающий взаимодействие организма с внешней средой в виде целенаправленной деятельности.
-
Виды бодрствования Спокойное. В ЭЭГ регистрируется α-ритм ( частота 8 – 13 Гц, амплитуда 50 мкВ. Переходное. Может быть фазой перехода к напряженному бодрствованию. Характеризуется активацией внимания
-
Напряженное. Это умственная или физическая деятельность. Длится 2 – 4 часа. Более 4 часов трудно обеспечить высокую активность. В ЭЭГ α – ритм сменяется β – ритмом, т. е. происходит реакция активации.
-
Это та или иная форма умственной или физической деятельности. Активное поведение обычно составляет 2-4 часа. Его трудно поддерживать более 4 часов.
-
Характеристика сна.
Сон – естественная потребность, без удовлетворения которой невозможна жизнь и качественная деятельность. Характеризуется: - угнетением сознания; - прекращением контакта с окружающим миром; - снижением моторной и вегетативной активности.
-
Наступлению снаспособствует снижение потока сенсорной информации: световой, звуковой, соматической, вестибулярной. Во время сна сохраняются активными центры, обеспечивающие восприятие важных сигналов (голоса ребенка, будильника и т. д.).
-
Продолжительность сна
зависит от возраста. Новорожденный спит 21 час, взрослый – 7 – 8 часов, пожилые люди – 5 – 6 часов. Глубокий сон - в первые 2 – 3 часа и на 6 – 7 час сна.
-
Характеристика фаз сна
Разделение на фазы сделано на основе изменений в ЭЭГ (медленный сон, быстрый сон)
-
1) Фаза глубокого сна. Ее еще называют фазой ортодоксального или медленного сна.
В ЭЭГ регистрируются α, θ, δ – ритмы (альфа, тета и дельта – ритмы). Двигательные реакции: а) тонус мышц снижен; б) может быть снохождение.
-
Психическая активность: а) разговор во сне; б) ночные страхи, кошмары; в) возможна гипнопедия.
-
Вегетативные реакции:
- кровоток в мозге снижен; - снижена ЧСС; - снижена ЧД (частота дыхания). Эта фаза сна составляет 75% продолжительности.
-
2) Фаза парадоксального или фаза быстрого сна
– занимает 25% времени сна.
-
а) В ЭЭГ появляется β – ритм (ритм возбуждения, частота 14 – 30 Гц, амплитуда 25 мкВ). б) Двигательная активность – понижен тонус скелетных мышц. - наблюдаются быстрые движения глазных яблок; - усиление двигательной активности в виде вздрагиваний, подергивания конечностей. в) Психическая активность. - сновидения у 80% людей, но помнят сны 7%.
-
Вегетативные реакции.
- кровоток в мозге увеличен на 30 – 40%; - колебания АД; - прерывистое дыхание.
-
Значение парадоксального сна
а) переработка информации, поступившей за день и отсеивание ненужной, б) реализация творческих способностей - открытия во сне, в) решение задач, не решенных во время бодрствования.
-
Проблемы сновидений
-
Сновидения - небывалые комбинации бывалых впечатлений. У слепорожденных сновидения осязательные, у музыкантов - слуховые. Обычно сновидения отражают проблемы, имеющиеся у индивидуума.
-
Виды сна:
1) естественный сон; 2) искусственный: - наркотический; - гипнотический 3) патологический сон.
-
Теории сна.
Предполагают нервную и гуморальную природу сна.
-
I. Сон – это следствие работы нервной системы.
В 1933г. швейцарский ученый Гесс выдвинул гипотезу о существовании в гипоталамусе центра сна. Павлов предложил кортикальную гипотезу сна. Сон – это распространение по коре состояния аналогичного торможению. Различают активный и пассивный сон
-
Активный сон
1) связан со снижением активности отделов коры, которые по нисходящим путям перестают активировать ретикулярную формацию.
-
А РФ перестает по восходящим путям активировать кору.
-
Таким образом, торможение, возникающее первоначально в ограниченном участке коры, может вызвать торможение нейронов всей коры. 2) Сон связан с возбуждением гипногенных зон гипоталамуса и таламуса.
-
3) Сон это следствие работы биологических часов.
-
Пассивный сон.
-
Сон развивается: 1) вследствие утомления нервных центров. 2) вследствие снижения потока афферентных сигналов к коре через ретикулярную формацию.
-
Гуморальная гипотеза сна.
1) Медленноволновый сон регулируется серотонинэргической системой ядер шва в продолговатом мозге. 2) быстрый сон и состояние бодрствования - катехоламинами голубого пятна и РФ среднего мозга.
-
3) Сон наступает в результате накопления токсических продуктов обмена при утомлении (гипнотоксины).
-
Формы нарушения сна:
1) расстройство засыпания; 2) поверхностный сон; 3) беспокойный сон; 4) прерывистый сон; 5) раннее пробуждение.
-
Последствия нарушения биоритма «сон – бодрствования »
- называется десинхроноз. Вызывает нарушение деятельности систем организма.
-
Проявление десинхронозов: 1) снижение эмоционального реагирования, отрицательный эмоциональный статус; 2) снижение умственной и физической работоспособности;
-
3) вегетативные расстройства; 4) нарушение поведения; 5) соматические заболевания.
-
Причины десинхронозов:
1) работа ночью; 2) смена часовых поясов; 3) переутомление; 4) хроническое перевозбуждение; 5) отрицательные эмоции.
-
При вынужденном изменении биоритма «сон – бодрствование» нужно:
1) увеличить поток раздражителей (яркий свет, музыка, воздействие холодом); 2) активация ЦНС чаем, кофе.
-
Биоритмологические типы людей с позиций трудоспособности
-
Согласно оптимуму трудоспособности людей можно подразделять на три типа: Утренний тип (1/5 всех людей) - "жаворонки", среди студентов 25%. Рано ложатся спать. Высокая работоспособность в первую половину дня. Максимум выделения адреналина утром.
-
Вечерний тип (3/5) - "совы", это 30% студентов и работников умственного труда. Засыпают заполночь, просыпаются с трудом, встают с трудом. . Работоспособность у "сов" велика во вторую половину дня.
-
Аритмики (1/5) - легко приспосабливаются к любому режиму труда.
-
Проблемы гипнотического воздействия
-
Гипноз - сноподобное состояние, характеризующееся сохранением информационной связи с гипнотизером с помощью речи.
-
Это специфическая форма бодрствования, его признаки обнаруживаются на ЭЭГ. В гипнозе возможно изменение функций и состояний организма человека.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.