Презентация на тему "Стоматология - ремесло или наука?"

Презентация: Стоматология - ремесло или наука?
1 из 40
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.8
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Стоматология - ремесло или наука?" по медицине. Состоит из 40 слайдов. Размер файла 29.69 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

Содержание

  • Презентация: Стоматология - ремесло или наука?
    Слайд 1

    СтоматологИя – РЕМЕСЛО ИЛИ НАУКА?

    чл-корр АМНУ, проф. Косенко К.Н.

  • Слайд 2

    Стоматология – наука или искусство? Думаю, это смесь науки и искусства. Мы должны знать огромное количество информации - от химии до цитологии, чтобы быстро и точно ставить диагнозы и назначать адекватное и эффективное лечение. Мы точно должны знать, что происходит в теле данного больного чуть ли не на клеточном уровне, чтобы знать, на что влиять лечением. Но одной науки недостаточно - так как каждый человек уникален, и существует масса путей развития болезни, масса вариантов течения. И поэтому поставить правильный диагноз конкретному больному и назначить именно то лечение, которое подходит именно ему - великое искусство. Наблюдая за некоторыми хирургами в операционной язык не поворачивается назвать то, что они сейчас творят наукой - это именно искусство - искусство создавать из больного здоровое. Історичні етапи розвитку дитячої стоматології. Місце її серед стоматологічних дісциплин та загальної педіатрії. Основні проблеми, розділи дитячої стоматології. Роль вітчизняних вчених у розвитку дисциплини

  • Слайд 3

    Стоматология — это дисциплина на стыке ремесла, искусства и науки. От уровня стоматологической помощи напрямую зависит качество жизни наших сограждан. Если врач хочет быть успешным, он должен оценивать себя с точки зрения пациента. Восстановление утраченного здоровья — прямая задача врача, но недопущение заболевания — это высший пилотаж в здравоохранении. Профилактика должна стать одним из главных направлений в развитии стоматологии. Необходима четкая профессиональная платформа, которая с учетом эпидемиологической ситуации в каждом регионе позволяла бы проводить профилактические мероприятия. Высокая распространенность и большая интенсивность основных стоматологических заболеваний должны выдвигать проблему профилактики болезней полости рта в число особо актуальных и значимых на данный момент задач для государства. Історичні етапи розвитку дитячої стоматології. Місце її серед стоматологічних дісциплин та загальної педіатрії. Основні проблеми, розділи дитячої стоматології. Роль вітчизняних вчених у розвитку дисциплини

  • Слайд 4

    Для стоматолога особенно важны знания общемедицинские, так как, как правило именно стоматолог первый видит системные заболевания – заболевание крови, нарушения костного метаболизма, ЖКТ, патологию почек, эндокринные и другую патологию; Основы профилактики стоматологических заболеваний и связанной с ними соматической патологии должны закладываться стоматологом-педиатром ещё до рождения ребёнка и начиная с первых месяцев его жизни. Стоматологический статус не только зависит от общего состояния организма, но и оказывает на него влияние (М.А. Ясиновский, В.П. Филатов и др.) Історичні етапи розвитку дитячої стоматології. Місце її серед стоматологічних дісциплин та загальної педіатрії. Основні проблеми, розділи дитячої стоматології. Роль вітчизняних вчених у розвитку дисциплини

  • Слайд 5

    Історичні етапи розвитку дитячої стоматології. Місце її серед стоматологічних дісциплин та загальної педіатрії. Основні проблеми, розділи дитячої стоматології. Роль вітчизняних вчених у розвитку дисциплини

    Стоматологиядетскоговозраста выделяетсясредивсехстоматологическихдисциплин тем, чтолюбыефизиологические и патологическиепроцессы в детскоморганизмепротекаютмолниеносно и все защитныереакциинеустойчивы(несформированынейро-эндокринные система, имунный статус и др.); В связи с особенностямиформирования и развитиядетскогоорганизма на различныхэтапах(рост скелета, мышц, недостатокбелка, формированиеорганов и систем)необходимоиспользоватьразличныеподходы к профилактике и лечению (особенно важно это в ортодонтии); Патологические процессы, протекающие в организме ребёнка, как правило, обратимы в отличие от организма взрослых (кариес, заболевания пародонта);

  • Слайд 6

    Как наука, как специальность стоматология возникла не сразу. Её становлению и развитию предшествовало накопление знаний по стоматологии в России и изучение наследия выдающихся врачей древнего и античного мира. В древнем мире философия была комплексной наукой, включающей все естественные знания, медицину в том числе, сведения относящиеся к стоматологии. При этом в трудах приводятся разрозненные данные о характере течения физиологических и патологических процессов в полости рта, средствах лечения различных заболеваний органов полости рта.

  • Слайд 7

    Первые дошедшие до нас документы по стоматологии датируются 1900 годом до нашей эры – папирус Эдвина Смита, описывающий тактику врача при вывихе сустава.

  • Слайд 8

    Історичні етапи розвитку дитячої стоматології.

    До этого, в ещё более древние времена в 2600 году до н.э. были найдены египетские таблички с изображением первых зубных врачевателей.

  • Слайд 9

    Історичні етапи розвитку дитячої стоматології. Місце її серед стоматологічних дісциплин та загальної педіатрії. Основні проблеми, розділи дитячої стоматології. Роль вітчизняних вчених у розвитку дисциплини

    В Риме в I веке нашей эры уже существовали стоматологические инструменты

  • Слайд 10

    Первые интересные данные о прорезывании зубов отражены в сочинениях Гиппократа 460-342 гг. до н.э. В главе известной книги афоризмов Гиппократ пишет: «В периоде прорезывания зубов наблюдается: зуд в области дёсен, лихорадка». Он же связывает все болезни зубов с накоплением в организме «дурных соков». Эта гипотеза продержалась почти до конца XVIII века и в научных трудах именовалась «гуморальной теорией».

  • Слайд 11

    Известно, что в Египте более 4 тыс. лет, а в Китае 2,5 тыс. лет тому назад применяли лекарственные растения для лечения заболеваний дёсен. Римский врач Корнелий Цельс (1 в. до н.э. – 1 в. н.э.) рекомендовал лечить заболевания дёсен соком незрелых фруктов.В его трудах имеются также указания о пломбировании кариозных полостей холстом и свинцом.

  • Слайд 12

    В канонах врачебной науки Ибн-Сины (10-11 в.в. н.э.) приведены сведения о более чем четырехстах лечебных травах, описана операция по поводу заячьей губы. В своих работах он уделил большое внимание гигиене и профилактике в стоматологии и выдвинул 8 пунктов условий сохранения здоровья зубов.

  • Слайд 13

    По свидетельству Геродота (5 в.в. до н.э.), у скифов было распространено окуривание больных травами. В XII веке в Китае лекарь Агапит для успокоения зубной боли применял полоскания рта отваром белены, введение в полость зуба чеснока, настойки корня касатки. В периодически выходящих в России «Травниках» описывались целебные свойства растений и способы их применения для лечения заболеваний зубов и дёсен.

  • Слайд 14

    В средние века продолжалось качественное развитие стоматологии (15-18 вв.) удаление зубов, гигиена, лечение сустава

  • Слайд 15

    Кроме Ибн-Сины большой вклад в развитие стоматологии внесли другие арабские учёные – особенно в 11-12 в.Али-ибн-Аль-Аббас (Ali ibn-al-Abbas) Abulqasis (936-1013)

  • Слайд 16

    Средниевека

    Gwidon de Chauliacнаписал один из первых учебников по хирургии Гален ,Авиценна, Гиппократ;

  • Слайд 17

    В средние века появились по настоящему научные исследования в области лечения и протезирования. Известный французский хирург P.Fanchardв книге «Зубная хирургия или трактат о зубах», изданной в 1728 г., подробно описывает различные методы лечения и протезирования зубов. Позднее, в 1795 году французский врач Bordierиздаёт книгу, впоследствии переведенную и изданную в России под названием «Зубной врач или лёгкий способ соблюдения чистоты во рту и сохранения зубов»

  • Слайд 18

    ЭпохаРенессанса (1450-1600)

  • Слайд 19

    Св. Аполлония

  • Слайд 20

    Россия, XVIII век

    В России также в это время были лица (лекари, кровопускания, повивальные бабки, зубоволоки), которые считали своим основным занятием зубоврачевание.

  • Слайд 21

    Утвердил статус-кво стоматологии – Пётр I Он ввёл звание зубного врача в 1710 году. По положению, тот, кто решил заниматься зубоврачеванием должен был выдержать испытания перед Медицинской коллегией. В 1721 году Сенат издал закон, о запрещении лицам, не имеющим медицинского образования заниматься лечением, удалением и восстановлением зубов

  • Слайд 22

    Россия, XIX век

    Соответственно стоматология получает право на жизнь. Её представители поименно назывались в «Российском медицинском списке», который начал выходить в 1809 г. Всего их там было 19. Первым значился Илья Лузгин, которого очевидно, следует считать официально признанным первым зубным врачом в России. В 1810 г. издаются «Правила об экзаменах» для медицинских чиновников, претендовавших на звание зубного лекаря. Для получения разрешения на самостоятельную практику необходимо было сдать экзамен при Медико-хирургической академии или университете. С 1838 г. эти специалисты, согласно закона, именовались дантистами. Однако, требования, предъявляемые к ним, были очень низкие: они могли не иметь не только общеобразовательного ценза, но и не знать основ грамоты.

  • Слайд 23

    Одним из первых русских врачей, понявший важность детской стоматологии был Н.М. Амбодик-Максимович (1744-1812), основоположник не только русского акушерства, но и педиатрии. В его работах много внимания уделяется заболеваниям, в том числе стоматологическим у детей раннего возраста. В труде «Искусство повивания, или наука о бабичем деле» автор затрагивает вопросы детской стоматологии, описывает заболевания зубов и полости рта, дает много советов по гигиене полости рта. В трехтомном учебнике русского хирурга И.Ф. Буша «Руководство по преподаванию хирургии» 1807-1808 гг. изложены причины неправильного прорезывания зубов и методы их устранения, а также освещены многие вопросы зубоврачевания.

  • Слайд 24

    В 1829 году вышла книга штаб-лекаря A.M. Соболева «Дантистика или зубное искусство лечения зубных болезней с приложением детской гигиены». В ней автор сообщил «как должно содержать детей с самого рождения, дабы через то соблюсти их здоровье и предохранить зубы от порчи», предлагая классификацию аномалий прикуса с указанием их этиологии и способа лечения. При этом он отмечает, что «дантистика занимает важное место и тесно связана с другими медицинскими специальностями и основана на тех же законах». Н.П. Гундобинопубликовывает лекции о прорезывании зубов у детей. В своем руководстве «Общая и частная терапия детского возраста» (1896 г.) автор уделяет значительное внимание стоматологическим заболеваниям у детей.

  • Слайд 25

    До 1881 г. в России отсутствовали специальные учебные заведения по подготовке зубных врачей. Дантист Л.Л. Джемс-Леви первым выдвинул идею подготовки зубоврачебных кадров в специальных институтах. В работе «О дантистах» (1877) он писал «Отечественные законы, касающиеся зубоврачебного дела, совершенно не соответствуют современному состоянию дентиатрии и требованиям современной жизни». В 1891 г. министерство внутренних дел России учредило зубоврачебные школы с «Нормальным Уставом», предусматривающим введение в курс обучения некоторых общемедицинских дисциплин, а также более высокий общеобразовательный ценз для поступающих.

  • Слайд 26

    Первая такая школа была открыта Л.Л. Джемс-Леви в Варшаве (1891). В то же время была открыта зубоврачебная школа в Одессе Т.А. Тычинским. В последующие годы врачебные школы были открыты в Петербурге Е.Ф. Вонгль-Свидерской (1893), в Одессе - И.И. Марголиным (1896), в Киеве - Л.С. Бланком (1897) и в Москве - В.Ф. Греффе (1897), Г.И. Вильга (1909).

  • Слайд 27

    Роль вітчизняних вчених у розвитку дисциплини

    Значительная роль в реформировании зубоврачебного образования принадлежит великому русскому хирургу Н.В. Склифосовскому. В 1879 г. на VI съезде русских естествоиспытателей и врачей Н.В. Склифосовский в докладе «Прочность зубов у обитателей столицы» впервые обратил внимание на кариес зубов у детей и прогрессирование его с возрастом. Он первый в России собрал статистический материал по кариесу зубов. Он же явился инициатором и организатором первого обследования зубов с целью изучения причин кариеса. Н.В. Склифосовский впервые в мире применил местное обезболивание раствором кокаина при операции по поводу расщелины твердого неба. Им был, выдвинут проект реформы зубоврачебного образования, состоящей в том, что врачи-одонтологи должны получать образование на кафедрах медицинских факультетов университетов. По инициативе Н.В. Склифосовского в 1885 г. при факультетской хирургической клинике Московского Университета была учреждена приват-доцентура по зубным болезням.

  • Слайд 28

    В эти годы Н.И. Пирогов (1810-1881) производил пластические операции на лице, у детей включая и хейлопластику. М.М. Чемоданов - 1902 г. обосновал ампутационный метод лечения временных зубов при пульпите, доказав при этом, что физиологическая резорбция корней не нарушается. Таким образом, еще в дореволюционной России выдающиеся деятели медицины уделяли большое внимание вопросам стоматологии детского возраста.

  • Слайд 29

    Подлинным основателем детского зубоврачевания в России является Александр Карлович Лимберг. В 1886 году им была организована первая в России бесплатная зубоврачебная амбулатория, введены систематические осмотры полости рта и лечение зубов у детей, которые проводились 1 раз в год. Все изменения зубочелюстной системы регистрировались в санационных картах, по которым можно было проследить динамику состояния органов полости рта и ход лечения зубов. Основываясь на пятилетнем опыте регулярной санации полости рта А.К. Лимберг констатировал значительное уменьшение количества удаленных зубов. Он также понимал и значение разработок профилактических мероприятий. Выступая на заседании Российского общества народного здравия 12 марта 1889 г. с докладом «О зубах учащихся и организации зубоврачебной помощи в школах» А.К. Лимберг указывал: «Деятельность зубных врачей ограничивается пломбированием, выдергиванием больных и вставлением искусственных зубов. Профилактика и диетика не прилагаются к полости рта. Это забытый отдел. Он останется забытым до тех пор, пока не найдет себе научных возделывателей».

  • Слайд 30

    В 1891 г. А.К. Лимберг защитил диссертацию «Современная профилактика и терапия костоеды зубов» на степень доктора медицинских наук. В ней автор разработал клиническую классификацию кариозной болезни. Систематизировал диагностику и принципы лечения. Таким образом, А.К. Лимберг был первым профессором стоматологии. В 1899 г. он был избран Почетным членом Одесского, а в 1905 г. - Киевского одонтологических обществ. В 1900 г. в Париже на III Международном зубоврачебном съезде им был, выдвинут проект организации зубоврачебной помощи учащимся, который был одобрен и принят. Первая бесплатная помощь детям школьного возраста в зубоврачебной амбулатории в Москве была организована Обществом охраны народного здравия в 1903 г. Позже были открыты еще 3 школьные амбулатории, также на благотворительных началах. По наблюдениям В. А. Дубровина заведующего первой детской амбулаторией 95,4 % детей нуждались в лечении зубов. Тем не менее, царское правительство, не желая увеличивать ассигнования на нужды здравоохранения, ограничивало дальнейшее развитие зубоврачебной помощи в России. Подготовка кадров производилась на базе частных школ, что, по мнению А.К. Лимберга из-за «невежества дантистов», примитивного способа подготовки учеников и «страсти к наживе» способствовало потере честных тружеников и энтузиастов зубоврачевания.

  • Слайд 31

    Октябрьская революция 1917 г. произвела изменения во всей постановке оказания помощи детскому населению. 11 июля 1918 г. был подписан декрет Совета Народных комиссариатов РСФСР «О учреждении Народного комиссариата здравоохранения. Возглавил его член ВЦИК Н.А. Семашко. 17 июля 1918г. Коллегия комиссариата здравоохранения приняла «Положение о зубоврачебной подсекции комиссариата и Ученой одонтологической комиссии» при этой секции. Руководителем ее был назначен зубной врач П.Г. Дауге. Таким образом, по словам П.Г. Дауге «был заложен первый камень в фундамент единой медицины и зубоврачевание впервые включено в нее как ее органическое неотъемное звено».

  • Слайд 32

    П.Г. Даугеявился инициатором и проводником идеи санации полости рта у населения страны. Принципы и методику санации он изложил в 1922 г. в статье «Проект систематической борьбы с костоедой зубов в РСФСР», П.Г. Дауге придерживался самых передовых взглядов науки. Он рассматривал кариес как болезнь, а не как химический или физико-химический процесс локального происхождения. Предрасположенность к кариесу автор считал результатом действия двух факторов. К первой группе он относил условия формирования эмали и других тканей зуба, вторая группа, по его мнению, находится в окружающей зуб среде, которая подвержена изменениям в связи с состоянием всего организма. П.Г. Дауге указывал на необходимость радикально пересмотреть работу зубоврачебных учреждений, «заменяя случайно-индивидуальный способ борьбы с кариесом методом планомерной систематической профилактики, сводящейся к ряду гигиенических и диетических мер с самого раннего детства, с одной стороны, и к пресечению кариозного процесса в начале его возникновения - с другой». В 1931 г. по проекту П.Г. Дауге Нарком здравом РСФСР был издан циркуляр № 25 «Об обязательной санации полости рта детей школьного возраста», согласно которому всем краевым, областным, дорожным и водным здравотделам предлагалось немедленно приступить к плановой санации полости рта.

  • Слайд 33

    СССР, XX век

    Для решения научно-методических вопросов, связанных с организацией зубоврачебной помощи передовых ученых, врачей, среди которых были - А.И. Евдокимова, Е.М. Гофунг, И.Г. Лукомский, М.О. Коварский, И.И. Фурман в историю стоматологии навсегда вписаны имена российских врачей: Н.П. Петровой-Гореловой, Е.С. Шапиро, З.И. Заборовой, Т.И. Альбанской, А.В. Башкировой, которые первыми взялись за претворение в жизнь идеи детской терапевтической стоматологии. 1 апреля 1928 года в Одессе официально открылся Украинский Государственный научно-исследовательский институт зубоврачевания, который был долгие годы единственным НИИ стоматологического профиля в СССР. Лишь в 1962 г. в Москве был открыт ЦНИИС. Основными задачами института являлись изучение причин, вызывающих заболевания органов полости рта, разработки средств и методов лечения и профилактики их, а также организационно- методическая работа в масштабах республики.

  • Слайд 34

    Роль вітчизняних вчених у розвитку дисциплини

    Отдел детской стоматологии многие годы был единственным в Украине центром стоматологии детского возраста. Коллектив отдела под руководством профессора Р.Г. Синицына, предложил новые клинические и организационные принципы плановой стоматологической санации детского населения, разработал ряд оригинальных методов лечения и профилактики кариеса зубов, заболеваний тканей пародонта, зубочелюстных аномалий и деформаций. В настоящее время при отделе института организован и действует центр детской стоматологии и ортодонтии г. Одессы и области. Период до Великой Отечественной войны характеризуется в основном расширением плановой санации полости рта среди детского населения. Большой вклад в этот процесс внес профессор Агапов Николай Иванович. Он научно обосновал и внедрил в практику наиболее полную и эффективную систему плановой санации полости рта у детей. На основании анализа большого клинического материала Н.И. Агапов, в противоположность Kantorowiez, показал и доказал необходимость лечения всех форм заболеваний, как временных, так и постоянных зубов у детей в различные возрастные периоды. Свои наблюдения клиницист Н.И. Агапов обобщил в монографии «Клиническая стоматология детского возраста», выдержавшая 2 издания (1937, 1953) и в течение долгого времени являвшаяся единственным руководством для стоматологов и педиатров. Вопросы охраны материнства и детства являлись первыми шагами этого периода развития стоматологии.

  • Слайд 35

    Нарком здравоохранения Российской Федерации Н.А. Семашко по случаю 5-летия ГИЗа ММСИ указывал «Задачу оздоровления в этой области стоматологии нужно начинать с детского возраста; здоровая полость рта ребенка является предпосылкой здоровья в этой области взрослого населения». В период с 1962 по 1975 годы регулярно проводились Всесоюзные съезды стоматологов, на которых обсуждались различные вопросы, относящиеся к стоматологии детского возраста. В решениях VII Всесоюзного съезда стоматологов (1981 г.) отмечено: просить Мин. здрав. СССР ввести в номенклатуру врачебных специальностей врач-стоматолог-детский, т.к. особенности детского организма требуют полного отказа от схематичного переноса накопленного опыта лечения взрослых на ребенка. С 1963 года организуются кафедры стоматологи детского возраста. Первые открываются в Москве: 1963 год - ММСИ им. Н.А. Семашко (зав. каф. проф. А.А. Колесов), 1968 год в ЦОЛИУВС (зав. каф. проф. Т.Ф. Виноградова). Затем в Пермском, Калининском, Полтавском, Львовском, Минском институтах.

  • Слайд 36

    СОВременное развитие стоматологии

    У детей раннего возраста часто возникают поражения слизистой оболочки полости рта грибковой этиологии. Эти локальные поражения в значительной системе влияют на общее состояние ребенка. Болевые ощущения в полости рта при приеме пищи вследствие развития молочницы снижают его аппетит, нарушают сон, возбуждают нервную систему, что приводит в свою очередь к расстройству питания, нарушению функции органов пищеварения, обмена веществ. Многие инфекционные заболевания корь, скарлатина, дифтерия, инфекционный мононуклеоз, сопровождаются поражениями слизистой оболочки полости рта. Совместное наблюдение стоматолога и педиатра резко повышает эффективность терапии, сокращает сроки излечения. На развитие зубочелюстной системы ребенка оказывают влияние встречающиеся в первые 2 года жизни ребенка - рахит и анемия. Рахит развивается вследствие дефицита в еде витамина Д или снижения его синтеза в коже. В патогенезе заболевания это проявляется нарушением костеобразования лицевого скелета. В зубах наблюдается развитие гипоплазии эмали, изменяются сроки прорезывания зубов, формируются зубочелюстные аномалии.

  • Слайд 37

    Нарушения эритропоэза и развитие анемии сопровождаются побледнением слизистой оболочки полости рта, особенно языка и области десен. Стоматолог может первым поставить диагноз и направить на лечение к педиатру-гематологу. Ухудшение насыщения тканей органов полости рта кислородом отрицательно влияет на развитие зубов. Врожденная патология сердечно-сосудистой системы нередко сочетается с пороками развития лица. Необходимость совместного наблюдения таких больных обязательна для решения вопросов оперативного вмешательства, последовательности и т.д. При ревматизме, хронической почечной недостаточности у таких детей, как правило, множественный кариес, заболевания тканей пародонта (гингивит, пародонтит), патологические изменения зависят во многом от длительности и тяжести течения соматических заболеваний и подчас не поддаются традиционным методам лечения.

  • Слайд 38

    Тесная взаимосвязь существует между патологией органов полости рта и пищеварения. Полость рта - начальный отдел пищеварительного тракта, где происходит механическая обработка пищи, воздействуют ферменты слюны (амилаза расщепляет сложные углеводы, пептид обеспечивает гидролизу белка). Торопливый прием пищи, недостаточное ее пережевывание из-за заболеваний зубов нарушают начальные фазы пищеварения, раздражают слизистую оболочку желудка, способствуют развитию гастрита. Множественный кариес, стоматит, гингивит способствуют попаданию в желудок дополнительной инфекции, дополняют хронизацию патологических процессов в желудке, кишечнике, желчных путях, развиваются нарушения всасывания пищи и обмена веществ. Это позволяет рассматривать заболевания полости рта и пищеварительного тракта как системы и требует совместных лечебных мероприятий врача стоматолога и педиатра.

  • Слайд 39

    Особое внимание должны привлечь заболевания, которые предрасполагают к кровотечениям (гемофилия, тромбоцитоническая пурпура). В период ремиссии после осмотра педиатра и подготовки возможно проведение лечебных манипуляций, эффективность профилактики и лечения стоматологических заболеваний во многом зависит от совместной деятельности педиатра и стоматолога. Стоматолог-педиатр имеет дело с пациентами, организм которых находится в постоянном состоянии развития, совершенствования функций и это должно влиять на его деятельность.  

  • Слайд 40

    Благодарю за внимание !!!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке