Содержание
-
- Что такое стресс?
- Стрессоры. Что это такое?
- Социальная адаптация
- Факторы риска, формирующие стресс
- Как оценить уровень стресса?
- Как преодолевать стресс?
- Стресс и вредные привычки
Стресс и здоровье
-
Что такое стресс?
Как к нему относиться?
СТРЕСС...
«...синдром, вызываемый разными повреждающими агентами»
Ганс Селье, 4 июля 1936 года
«… общая адаптивная реакция организма в ответ на угрозу нарушения гомеостаза»
Кассиль Г.Н., 1983
«…стресс - проблема эмоционального стресса...»
Судаков К.В., 1980
Различают два вида стресса:
- 1. Конструктивный, положительный (эустресс)
- 2. Деструктивный, отрицательный (дистресс)
СТРЕСС - обычное явление, это естественная часть человеческого существования.
Проблему для здоровья представляет чрезмерный стресс
-
Как может проявляться стресс?
ПСИХИЧЕСКИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
.. От ярко эмоционально окрашенных (бурная радость, гнев, раздражение и др.)
… до «немых» (нарушения аппетита, потеря аппетита, снижение интереса к межличностному общению, сексу, «уход в себя»
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
- Мигрень, язвы, дерматиты, гипертония, боли различной локализации, одышка и пр.)
- Проблему для здоровья представляет чрезмерный стресс
- Если стресс и раздражение не повышают артериальное давление, значит опасности нет.
- Важна не сама стрессовая ситуация, а то как мы ее оцениваем и реагируем!
-
Почему при стрессовых реакциях повышается артериальное давление?
(факторы, способствующие развитию гипертонии)
- Повышение АД
- Переедание
- Алкоголь
- Чувствительность к соли
- Повышенная активность симпатоадреналовой системы
- Психоэмоциональные нагрузки
- Личностные особенности
- Генетические факторы
- Избыточная масса тела
Адаптировано из Folkow B., 1995
-
Что такое стрессор?
СТРЕССОР - это фактор, вызывающий стрессовую реакцию
1. Управляемые стрессоры, ЗАВИСЯТ ОТ НАС
Чаще всего это особенности межличностного отношения, стереотипы поведения, неумение управлять эмоциями, конфликтами
2. Неуправляемые стрессоры, НЕПОДВЛАСТНЫ НАМ Ситуации, события, обстоятельства,
которые не могут быть нами изменены
3. Факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, не являются стрессорами по сути.
События, явления, люди, которые вызывают стрессовую реакцию, как результат субъективного отношения и оценки
ВАЖНЕЙШЕЕ - отличить одно от другого!
«Боже, даруй мне
смирение принять то, что я не могу изменить,
мужество - изменить то, что могу
и мудрость, чтобы отличить одно от другого…»
(Слова из молитвы)
-
Что поможет преодолеть стресс?
Перегрузки на работе
СТРЕССОР
Развитие уверенности в себе и умений:
- управлять временем
- планировать дела
- работать в коллективе,
- не брать всю работу на себя,
- считая, что другие сделают ее хуже
- не делать несколько дел одновременно
- рациональной распределять ресурсы
- управлять конфликтами
-
Что поможет преодолеть стресс?
Загруженность домашними делами
СТРЕССОР
Развитие умений:
- все делать вовремя, не оставляя мелкие дела на «потом»
- распределять обязанности в семье
- планировать домашнюю работу
- ставить конкретные, достижимые цели
- научиться «поощрять себя» за их выполнение
- отдыхать
-
Что поможет преодолеть стресс?
Конфликты с начальством
СТРЕССОР
Развитие :
- навыков общения
- уверенности (но не самоуверенности!)
- профессиональной компетентности
- трудолюбия
- умений планировать дела
- умений рационально распределять ресурсы
- умений управлять конфликтами и пр.
-
Как определить уровень стресса?Тест Ридера (Reeder L.)
- Оцените, насколько Вы согласны с перечисленными утверждениями.
- Суммируйте баллы и посчитайте средний балл.
- Оцените свой уровень стресса по среднему баллу:
- Уровень стресса высокий средний низкий
- Для мужчин 1-2 2,01-3 3,01-4
- Для женщин 1-1,82 1,83-2,82 2,83-4
-
- Как определить стрессор и стрессовое поведение?
Шаг 1.
- Определите, что именно для Вас является стрессором?
Шаг 2.
- Проранжируйте эти стрессоры по степени значимости
Шаг 3.
- Отметьте стрессоры (значком «+») первого приоритета, над которыми Вы считаете надо начать работу сейчас
Шаг 4.
- Отметьте стрессоры (значком «-») отсроченного приоритета, над которыми Вы могли бы работать в дальнейшем
- Что из вами перечисленного Вы можете изменить?
- К чему из вами перечисленного Вам следовало бы изменить отношение?
-
Как научиться преодолевать стресс? (начинаем анализировать)
1. Подробно проанализируйте стрессоры, определенные Вами как приоритетные (наиболее важные для Вас в данное время)
2. Постарайтесь описать не только фактор, вызывающий стрессовую реакцию, но и собственное поведение в этой ситуации.
3. Постарайтесь выделить детали как самого стрессора, так и собственного поведения.
4. Определите шаги изменения своего поведения, отношения или самого стрессора (в зависимости от того каков характер стрессора)
5.Поставьте сроки выполнения намеченного!
-
- Методы преодоления стресса
- Метод глубокого дыхания
- Метод психической саморегуляции (аутогенной тренировки)
- Визуализация
- Изменение неадекватного отношения (когда стрессор не является стрессором, но вызывает психоэмоциональное напряжение)
-
Заповеди преодоления стресса
«Стремитесь к высшей из доступных целей и не вступайте в борьбу из-за безделиц»
Г. Селье
Берите пример с солнечных часов, ведите счет лишь радостных дней.
Народная мудрость
- Учитесь планировать дела
- Взвешивайте целесообразность действий и поступков
- Не откладывайте на «потом» особенно неприятные дела
- Ставьте реальные цели
- Верьте в себя!
- Цените радость подлинной простоты
- Относитесь к другим, как к себе
- Не забывайте об отдыхе
- Здоровья и удачи Вам!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.