Содержание
-
Тема 6 Определение и краткий обзор речевых нарушений
Раздел 3 Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (причины, механизм, классификация, история изучения, логопедическая работа)
-
Дислалия
нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата
-
Причины дислалии
Слабость нейродинамических процессов – наблюдается частичное недостаточное развитие отдельных сложных движений органов артикуляционного аппарата – слабость некоторых групп мышц артикуляционного аппарата Рассогласованность в работе речедвигательного и речеслухового анализаторов – наблюдается недоразвитие фонематического слуха Анатомические дефекты строения органов артикуляции
-
Нарушения звуков при дислалии
-
Дефекты звукопроизношения
-
Обозначение нарушений отдельных групп звуков
-
Уровни нарушенного произношения (О.В. Правдина)
-
Виды дислалий
-
Сравнение форм дислалий
-
Расстройства голоса
отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата
-
Представления о голосе
Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками
-
Характеристики голоса
Высота звука – субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Измеряется в Гц Сила голоса, его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитуды колебаний голосовых складок и измеряются в Дб. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос Тембр голоса – индивидуальная характеристика голоса, зависит от частоты и силы колебаний голосовых складок и особенностей резонирования звука голоса в резонаторных полостях
-
Основные периоды развития детского голоса
Ключевым для развития голоса является его мутация. Это позволяет разделить эволюцию детского голоса на протяжении школьного возраста на четыре периода
-
Характеристика нарушений голоса
-
Ринолалия
(от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи
-
Формы ринолалии
-
Органические причины ринолалии
-
Функциональные причины ринолалии
-
Врожденные расщелины
Односторонняя полная расщелина губы альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба Двухсторонняя полная расщелина губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба
-
Влияние врожденных расщелин губы и нёба на развитие ребенка
Ринолалия сопровождается ранним расстройством деятельности центральной нервной системы (повышенная нервно-психической возбудимостью, с ярко выраженными эмоциональными реакциями на свою болезнь) У детей с ринолалией наблюдается обеднение и аномальное долингвистическое речевое развитие При ринолалии артикуляция происходит очень плохо, часто беззвучно. Постепенно лепет уменьшается, становится вялым. В результате нарушается и звуковая артикуляция и развитие просодических элементов речи Наблюдается задержка начала речи и длительный промежуток между появлением первых слогов, слов, фраз
-
Ринофония
назальный оттенок при открытой ринолалии, или отсутствие назального оттенка при закрытой ринолалии является первичным в структуре дефекта при ринолалии
-
Дизартрия
нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата
-
Степени тяжести проявления дизартрии
-
Причины дизартрии
-
Характеристика развития детей с дизартрией
-
Дизартрия у детей с детским церебральным параличом (ДЦП)
ДЦП – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга Частота речевых нарушений при ДЦП составляет 80% Синдромологическая классификация дизартрии при ДЦП (И. И. Панченко, 1979): Спастико-паретическая форма Спастико-ригидная форма Спастико-гиперкинетическая форма Спастико-атактическая форма Атактико-гиперкинетическая форма
-
Заикание
нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата
-
История развития научного интереса к заиканию
В 1889 году выходит фундаментальный труд И.А. Сикорского «О заикании» В 50—60-е годы XX в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в нарушении коммуникативной функции речи Н.И. Жинкин с физиологических позиций находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями В 70-е годы в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических и неврозоподобных расстройств (И. Белякова) В.М. Шкловскоий выдвинул положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью полушарий
-
Причины заикания
-
Социальные факторы, способствующие возникновению заикания
Коммуникативные нарушения Трудности адаптации к новым условиям Ускоренное развитие речи Неправильное формирование речи в детстве Переучивание леворукости Подражание заикающемуся Недостаточность положительных эмоциональных контактов Неправильное воспитание в семье
-
Психогенные факторы в этиологии заикания
Хроническая психическая травма — длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся конфликтных ситуаций. Они часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье или трудностью адаптации ребенка в детском учреждении Острая травма — сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще это реакция испуга или страха
-
Представление о патогенетических механизмах заикания
-
Симптоматика заикания
-
Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей
Дети имеют нарушения общей, артикуляционной и мимической моторики в виде снижения двигательной памяти, недосточной координации и четкости, объема движений, их напряженности и скованности, трудностей переключения с одного движения на другое, наличия содружественныхдвижений Речь характеризуется недоразвитием разной степени, а также плохой актуализацией словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя и низким уровнем развития связной речи, имеются нарушения письма Отмечаются особенности и в психическом развитии: незначительное снижение восприятия, памяти, внимания
-
Алалия и афазия
нарушения внутреннего (структурно-семантического) оформления речевого высказывания
-
Алалия
(от греч. а — отрицание, lalio— говорю, речь) —отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка
-
Причины алалии
-
Механизм нарушения при алалии
-
Симптоматика алалии
-
Уровни недоразвития речи детей с алалией (Р.Е. Левина)
-
Особенности формирования психики и интеллектуального развития детей с алалией
трудности включения, переключения и распределения внимания замедленность слухового восприятия трудности включения и концентрирования внимания, устойчивости и распределения его, повышенная отвлекаемость, истощаемость, прерывистость внимания трудности поведения, повышенное беспокойство, расторможенность речь не является регулятором поведения, самостоятельно не могут контролировать свою деятельность особенности эмоционально-волевой сферы вторичная задержка умственного развития
-
Афазия
полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности
-
Причины афазии
-
Механизм нарушения при афазии
Афазии, возникающие при поражении верхневисочных и нижнетеменных зон, называются задними формами афазии. Это афазии, при которых нарушаются парадигматические отношения Афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов мозга, называются передними афазиями. При этих формах афазии нарушаются синтагматические соотношения
-
Симптоматика нарушения речи при афазии
является мозаичной, нарушаются разные звенья речевой системы
-
Проявления афазии у детей
Афатическиесиндромы у детей быстро подвергаются обратному развитию. Если же улучшение не наступает в ближайшие недели, то прогноз становится малоблагоприятным Чем младше ребенок, страдающий афазией, тем ее клиническая картина становится все менее красочной, менее богатой продуктивными симптомами Функциональная незрелость всех высших психических функций ребенка – логической памяти, произвольного внимания, мышления и особенно речи – приводит к тому, что у маленьких детей очаговый дефект не может быть спонтанно компенсирован за счет сложных межсистемных функциональных отношений
-
Нарушения письменной речи
Для обозначения недостатков письменной речи употребляются термины "дисграфия" (от лат. "grapho" - пишу) "дислексия" (от лат. "lego" - читаю)
-
Психофизиологический аспект процесса письма
Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность
-
Психофизиологический аспект процесса чтения
Зрительное восприятие, различение и узнавание букв Соотнесение букв с соответствующими звуками Осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого Две стороны чтения: - техническая (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) - смысловая (основная цель чтения)
-
-
Этиология дислексии
-
Симптоматика дислексии
Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков и замены графически сходных букв (X — Ж, П — Н, 3 — В) Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, (р, а, м, а) Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста Аграмматизм при чтении
-
-
Этиология дисграфии
-
Симптоматика дисграфии
Ошибки фонетического характера (повторяющиеся замены букв по сходству их произношения) Искажения слоговой структуры слова: пропуски гласных (улица - улца), согласных (снег - сег) и целых слогов (барабан -баран), перестановки слогов (пустила - путисла) Раздельное написание частей одного слова (по шел, у шел, на дел...) и слитное написание двух слов (настоле, вруке...) Ошибки грамматического характера: пропуск предлогов (были лесу, книга столе...), ошибки в согласовании падежных окончаний (нету белых подушках), родовых (большой мальчика) и в управлении (читал книга...) Ошибки графического характера - замены букв по графическому сходству (ги - и, т - п, л - м, 3 - В, ы - и, х - ж, н -ю...) и по расположению в пространстве (С - Э, £ - 3, б ~ д, т — иг...)
-
Текст работы с дисграфическими ошибками
-
Библиографический список
Ковригина, Л.В. Введение в логопедическую специальность с основами логопедии: курс лекций / Л.В. Ковригина. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. Левина, Р.Е.Обшая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом/ Р.Е. Левина// Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. Дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. V – М.: Гуманитра. изд. центр ВЛАДОС, 2007. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. Лопатина, Л.В. К вопросу о стертых формах дизартрии / Л.В. Лопатина // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. – Л., 1989. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. Понятийно-терминологический словарь логопеда /под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Академический Проект, 2004. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах и цифрах / Т.В. Пятница. – изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи/ Т.Б. Филичева// Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедорв и студ. Дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. V – М.: Гуманитра. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.