Презентация на тему "Определение и краткий обзор речевых нарушений"

Презентация: Определение и краткий обзор речевых нарушений
Включить эффекты
1 из 57
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (4.62 Мб). Тема: "Определение и краткий обзор речевых нарушений". Предмет: медицина. 57 слайдов. Для студентов. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Определение и краткий обзор речевых нарушений
    Слайд 1

    Тема 6 Определение и краткий обзор речевых нарушений

    Раздел 3 Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (причины, механизм, классификация, история изучения, логопедическая работа)

  • Слайд 2

    Дислалия

    нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата

  • Слайд 3

    Причины дислалии

    Слабость нейродинамических процессов – наблюдается частичное недостаточное развитие отдельных сложных движений органов артикуляционного аппарата – слабость некоторых групп мышц артикуляционного аппарата Рассогласованность в работе речедвигательного и речеслухового анализаторов – наблюдается недоразвитие фонематического слуха Анатомические дефекты строения органов артикуляции

  • Слайд 4

    Нарушения звуков при дислалии

  • Слайд 5

    Дефекты звукопроизношения

  • Слайд 6

    Обозначение нарушений отдельных групп звуков

  • Слайд 7

    Уровни нарушенного произношения (О.В. Правдина)

  • Слайд 8

    Виды дислалий

  • Слайд 9

    Сравнение форм дислалий

  • Слайд 10

    Расстройства голоса

    отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата

  • Слайд 11

    Представления о голосе

    Голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками

  • Слайд 12

    Характеристики голоса

    Высота звука – субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Измеряется в Гц Сила голоса, его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитуды колебаний голосовых складок и измеряются в Дб. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос Тембр голоса – индивидуальная характеристика голоса, зависит от частоты и силы колебаний голосовых складок и особенностей резонирования звука голоса в резонаторных полостях

  • Слайд 13

    Основные периоды развития детского голоса

    Ключевым для развития голоса является его мутация. Это позволяет разделить эволюцию детского голоса на протяжении школьного возраста на четыре периода

  • Слайд 14

    Характеристика нарушений голоса

  • Слайд 15

    Ринолалия

    (от греч. rhinos — нос, lalia — речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата речевое нарушение, выражающееся в расстройстве артикуляции и фонации звуков речи для ринолалии характерно патологическое изменение резонирования носовой полости во время фонации, следствием чего является назальность речи

  • Слайд 16

    Формы ринолалии

  • Слайд 17

    Органические причины ринолалии

  • Слайд 18

    Функциональные причины ринолалии

  • Слайд 19

    Врожденные расщелины

    Односторонняя полная расщелина губы альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба Двухсторонняя полная расщелина губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба

  • Слайд 20

    Влияние врожденных расщелин губы и нёба на развитие ребенка

    Ринолалия сопровождается ранним расстройством деятельности центральной нервной системы (повышенная нервно-психической возбудимостью, с ярко выраженными эмоциональными реакциями на свою болезнь) У детей с ринолалией наблюдается обеднение и аномальное долингвистическое речевое развитие При ринолалии артикуляция происходит очень плохо, часто беззвучно. Постепенно лепет уменьшается, становится вялым. В результате нарушается и звуковая артикуляция и развитие просодических элементов речи Наблюдается задержка начала речи и длительный промежуток между появлением первых слогов, слов, фраз

  • Слайд 21

    Ринофония

    назальный оттенок при открытой ринолалии, или отсутствие назального оттенка при закрытой ринолалии является первичным в структуре дефекта при ринолалии

  • Слайд 22

    Дизартрия

    нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата

  • Слайд 23

    Степени тяжести проявления дизартрии

  • Слайд 24

    Причины дизартрии

  • Слайд 25

    Характеристика развития детей с дизартрией

  • Слайд 26

    Дизартрия у детей с детским церебральным параличом (ДЦП)

    ДЦП – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга Частота речевых нарушений при ДЦП составляет 80% Синдромологическая классификация дизартрии при ДЦП (И. И. Панченко, 1979): Спастико-паретическая форма Спастико-ригидная форма Спастико-гиперкинетическая форма Спастико-атактическая форма Атактико-гиперкинетическая форма

  • Слайд 27

    Заикание

    нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

  • Слайд 28

    История развития научного интереса к заиканию

    В 1889 году выходит фундаментальный труд И.А. Сикорского «О заикании» В 50—60-е годы XX в. механизм заикания стали рассматривать, опираясь на учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека Р.Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в нарушении коммуникативной функции речи Н.И. Жинкин с физиологических позиций находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями В 70-е годы в психиатрии были предложены клинические критерии для разграничения невротических и неврозоподобных расстройств (И. Белякова) В.М. Шкловскоий выдвинул положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью полушарий

  • Слайд 29

    Причины заикания

  • Слайд 30

    Социальные факторы, способствующие возникновению заикания

    Коммуникативные нарушения Трудности адаптации к новым условиям Ускоренное развитие речи Неправильное формирование речи в детстве Переучивание леворукости Подражание заикающемуся Недостаточность положительных эмоциональных контактов Неправильное воспитание в семье

  • Слайд 31

    Психогенные факторы в этиологии заикания

    Хроническая психическая травма — длительные, отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляющихся кон­фликтных ситуаций. Они часто связаны с напряженным психологическим климатом в семье или трудностью адаптации ребенка в детском учреждении Острая травма — сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще это реакция испуга или страха

  • Слайд 32

    Представление о патогенетических механизмах заикания

  • Слайд 33

    Симптоматика заикания

  • Слайд 34

    Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей

    Дети имеют нарушения общей, артикуляционной и мимической моторики в виде снижения двигательной памяти, недосточной координации и четкости, объема движений, их напряженности и скованности, трудностей переключения с одного движения на другое, наличия содружественныхдвижений Речь характеризуется недоразвитием разной степени, а также плохой актуализацией словарного запаса, недостаточной сформированностью грамматического строя и низким уровнем развития связной речи, имеются нарушения письма Отмечаются особенности и в психическом развитии: незначительное снижение восприятия, памяти, внимания

  • Слайд 35

    Алалия и афазия

    нарушения внутреннего (структурно-семантического) оформления речевого высказывания

  • Слайд 36

    Алалия

    (от греч. а — отрицание, lalio— говорю, речь) —отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного моз­га во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка

  • Слайд 37

    Причины алалии

  • Слайд 38

    Механизм нарушения при алалии

  • Слайд 39

    Симптоматика алалии

  • Слайд 40

    Уровни недоразвития речи детей с алалией (Р.Е. Левина)

  • Слайд 41

    Особенности формирования психики и интеллектуального развития детей с алалией

    трудности включения, переключения и распределения внимания замедленность слухового восприятия трудности включения и концентрирования внимания, устойчивости и распределения его, повышенная отвлекаемость, истощаемость, прерывистость внимания трудности поведения, повышенное беспокойство, расторможенность речь не является регулятором поведения, самостоятельно не могут контролировать свою деятельность особенности эмоционально-волевой сферы вторичная задержка умственного развития

  • Слайд 42

    Афазия

    полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности

  • Слайд 43

    Причины афазии

  • Слайд 44

    Механизм нарушения при афазии

    Афазии, возникающие при поражении верхневисочных и нижнетеменных зон, называются задними формами афазии. Это афазии, при которых нарушаются парадигматические отношения Афазии, возникающие при поражении заднелобных отделов мозга, называются передними афазиями. При этих формах афазии нарушаются синтагматические соотношения

  • Слайд 45

    Симптоматика нарушения речи при афазии

    является мозаичной, нарушаются разные звенья речевой системы

  • Слайд 46

    Проявления афазии у детей

    Афатическиесиндромы у детей быстро подвергаются обратному развитию. Если же улучшение не наступает в ближайшие недели, то прогноз становится малоблагоприятным Чем младше ребенок, страдающий афазией, тем ее клиническая картина становится все менее красочной, менее богатой продуктивными симптомами Функциональная незрелость всех высших психических функций ребенка – логической памяти, произвольного внимания, мышления и особенно речи – приводит к тому, что у маленьких детей очаговый дефект не может быть спонтанно компенсирован за счет сложных межсистемных функциональных отношений

  • Слайд 47

    Нарушения письменной речи

    Для обозначения недостатков письменной речи употребляются термины "дисграфия" (от лат. "grapho" - пишу) "дислексия" (от лат. "lego" - читаю)

  • Слайд 48

    Психофизиологический аспект процесса письма

    Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность

  • Слайд 49

    Психофизиологический аспект процесса чтения

    Зрительное восприятие, различение и узнавание букв Соотнесение букв с соответствующими звуками Осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого Две стороны чтения: - техническая (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) - смысловая (основная цель чтения)

  • Слайд 50
  • Слайд 51

    Этиология дислексии

  • Слайд 52

    Симптоматика дислексии

    Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков и замены графически сходных букв (X — Ж, П — Н, 3 — В) Побуквенное чтение — нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, (р, а, м, а) Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов Нарушения понимания прочитанного, которые проявляются на уровне отдельного слова, предложения и текста Аграмматизм при чтении

  • Слайд 53
  • Слайд 54

    Этиология дисграфии

  • Слайд 55

    Симптоматика дисграфии

    Ошибки фонетического характера (повторяющиеся замены букв по сходству их произношения) Искажения слоговой структуры слова: пропуски гласных (улица - улца), согласных (снег - сег) и целых слогов (барабан -баран), перестановки слогов (пустила - путисла) Раздельное написание частей одного слова (по шел, у шел, на дел...) и слитное написание двух слов (настоле, вруке...) Ошибки грамматического характера: пропуск предлогов (были лесу, книга столе...), ошибки в согласовании падежных окончаний (нету белых подушках), родовых (большой мальчика) и в управлении (читал книга...) Ошибки графического характера - замены букв по графическому сходству (ги - и, т - п, л - м, 3 - В, ы - и, х - ж, н -ю...) и по расположению в пространстве (С - Э, £ - 3, б ~ д, т — иг...)

  • Слайд 56

    Текст работы с дисграфическими ошибками

  • Слайд 57

    Библиографический список

    Ковригина, Л.В. Введение в логопедическую специальность с основами логопедии: курс лекций / Л.В. Ковригина. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. Левина, Р.Е.Обшая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом/ Р.Е. Левина// Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. Дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. V – М.: Гуманитра. изд. центр ВЛАДОС, 2007. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. Лопатина, Л.В. К вопросу о стертых формах дизартрии / Л.В. Лопатина // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. – Л., 1989. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. Понятийно-терминологический словарь логопеда /под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Академический Проект, 2004. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах и цифрах / Т.В. Пятница. – изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи/ Т.Б. Филичева// Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедорв и студ. Дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. Кн. V – М.: Гуманитра. изд. центр ВЛАДОС, 2007.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке