Содержание
-
Тема 4Причины речевых нарушений
Раздел 1 Научно-теоретические основы логопедии
-
Развитие представлений об этиологии нарушений речи
Греческий философ и врач Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) видел причину ряда речевых расстройств в поражении мозга Аристотель (384—322 гг. до н. э.), связывая процессы речеобразования с анатомическим строением периферического речевого аппарата, усматривал причины речевых расстройств в нарушениях последнего 1861 г. Поль Брока показал наличие в головном мозге поля, специально относящегося к речи, и связал потерю речи с его поражением В 1874 г. Вернике установил связь понимания речи с сохранностью определенного участка коры головного мозга С.М. Доброгаев (1922) среди причин речевых нарушений выделял «заболевания высшей нервной деятельности», патологические изменения в анатомическом речевом аппарате, недостаточность воспитания в детстве и«общие невропатические состояния»
-
Современные представления о причинах речевых нарушений
Одним из первых исследователей, систематизировавших данные о причинах нарушения речевого развития, был М.Е.Хватцев
-
-
Органические и функциональные причины
-
Понятие об эндогенных и экзогенных вредных воздействиях на организм ребенка
-
Концепция развития психики Л.С. Выготского
составляет методологическую основу изучения причин нарушений речевого развития в детском возрасте подчёркивает связь психического развития с воздействием окружающей среды, в связи с чем вводится понятие социальная ситуация развития
-
Социальная ситуация развития
сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, являющихся специфичными для каждого возрастного этапа
-
Причины и условия возникновения речевых нарушений
-
Условия, обусловливающие многообразие речевых нарушений
Понимание речи как специальной функциональной системы, связанной с разными уровнями головного мозга (кора, подкорковые узлы (стриоиаллидум) и стволовые образования с их ядрами и отходящими от них нервами к мышцам речевых органов), позволяет определить разнообразие речевых нарушений При первичном поражении коркового уровня в зонах речедвигательного и речеслухового анализатора возникают такие афазия, алалия, корковая дизартрия При поражении подкорковых узлов (экстрапирамидная система), ядер ствола и мозжечка, связанных с регуляцией мышечного тонуса, возникают двигательные нарушения, сопровождающиеся различными формами расстройств речи, типа дизартрии
-
Критические периоды в развитии речевой функции
Выделяют три критических периода в развитии речевой функции
-
Значение наследственности в возникновении речевой патологии
Определенное значение в этиологии речевых нарушений у детей имеют и наследственные факторы. Часто они являются предрасполагающими условиями, реализующимися в речевую патологию под влиянием даже незначительных неблагоприятных воздействий Ринолалия, обусловленная расщелиной нёба в 10—30% случаев может быть связана с наследственными факторами (П. Г. Светлов, 1962; А. Я. Пискунов, 1960 и др.) По данным С. А. Гриднева (1976), наследственная отягощенность среди заикающихся составляет 17,5% Отмечается роль наследственных факторов в возникновении нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии)
-
Понятие о структуре речевых нарушений
совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов того или иного нарушения речи и характер их связей Анализ этиологии речевых нарушений помогает разграничению «первичных» речевых расстройств, связанных с поражением или дисфункцией речевых механизмов, от «вторичных», наблюдаемых у детей с нарушениями интеллекта или сенсорными дефектами, а также при различных текущих заболеваниях центральной нервной системы
-
Первичные и вторичные нарушения
В структуре речевого нарушения выделяют первичные и вторичные дефекты
-
Сложность и полиморфность факторов, вызывающих речевые нарушения
Этиологические факторы, вызывающие нарушения речи, сложны и полиморфны. Наиболее часто встречается сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушения созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов
-
Библиографический список
Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.4. Детская психология / Л.С. Выготский. – М., 1982. Ковригина, Л.В. Введение в логопедическую специальность с основами логопедии: курс лекций / Л.В. Ковригина. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб заведений / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. Понятийно-терминологический словарь логопеда /под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Академический Проект, 2004. Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах, схемах и цифрах / Т.В. Пятница. – изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. Хватцев, М.Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. 2-е изд. – М., 1995.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.