Содержание
-
«Виды речевых нарушений у дошкольников»
ГБОУ ЦППРК Петродворцового района Санкт-Петербурга «Доверие»
Презентацию подготовила: Учитель-логопед Демьянцева Юлия Васильевна
-
Понятийный словарь:1. Фонетическая сторона речи – произнесение звуков как результат
согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата аппарата
2. Фонематическая сторона речи – способность различать и дифференцировать фонемы звуки речи
3. Речедвигательный механизм – состоит из: центрального отдела (кора мозга, преимущественно левое полушарие), проводникового отдела (нервные пути) и двигательного аппарата речи
4. Речедвигательный аппарат – состоит из: артикуляторного аппарата (губы, зубы, небо, глотка), голосового аппарата (хрящи гортани, голосовые связки) и дыхательного аппарата (бронхи, легкие, диафрагма)
5. Иннервация – воздействие на органы чувств, мышцы, железы и т.д. с помощью нервов
-
- Возможные диагнозы при речевой патологии
- Заикание
- Дислалия
- Дизартрия
- Алалия
- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
- Общее недоразвитие Речи (ОНР)
- Задержка речевого
- Развития (ЗРР)
- Ринолалия
-
РИНОЛАЛИЯ НАРУШЕНИЕ ТЕМБРА ГОЛОСА И ПРОИЗНОШЕНИЯ ВСЕХ ЗВУКОВ РЕЧИ,
ОБУСЛОВЛЕННЫЕ АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ ДЕФЕКТАМИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА (РАСЩЕЛИНАМИ НЕБА, РУБЦОВЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ, ПАРЕЗАМИ И ПАРАЛИЧАМИ МЯГКОГО НЕБА)Ребенку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические коррекционные занятия с логопедом. Иногда ему необходима помощь и других специалистов: стоматолога, отоларинголога, невропатолога. При необходимости осуществляются операции на небе (хейлопластика) до 6 лет.
-
АЛАЛИЯ ОТСУТСТВИЕ ИЛИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ВСЛЕДСТВИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ
КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА ВО ВНУТРИУТРОБНОМ ИЛИ РАННЕМ ПЕРИОДАХ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Различают три вида алалий: сенсорные, моторные и сенсо-моторные. Алалию нельзя считать просто временной функциональной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Отмечаются нарушения всех компонентов речи: фонетико-фонематической стороны, лексико-грамматического строя. Среди неречевых расстройств выделяются моторные, сенсорные и психо-патологические симптомы.
-
ЗАИКАНИЕНАРУШЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОЕ
СУДОРОЖНЫМ СОСТОЯНИЕМ РЕЧЕВОГО АППАРАТА Для преодоления заикания применяется комплексный метод, включающий в себя:- терапевтическое лечение (медикаментозное и немедикаментозное), направленное на оздоровление нервной системы- психотерапевтическое воздействие- коррекционные занятия с логопедом- обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий
-
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)СЛОЖНЫЕ РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА, ПРИ КОТОРЫХ У
ДЕТЕЙ НАРУШЕНО ФОРМРОВАНИЕ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ, КАСАЮЩИХСЯ И ЗВУКОВОЙ, И СМЫСЛОВОЙ СТОРОН, ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ И ИНТЕЛЛЕКТЕРечевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвитияПринято выделять четыре уровня речевого развития при ОНР
-
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР I)
Активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов («ись» - «киска», «ака» - «собака»).
Могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленных грамматически («Ись иди» - «киска сидит»).
Характерна многозначительность употребляемых слов («ись»: «киска», «мишка»)
- Возможна замена наименования предметов названиямидействий и наоборот (слово «пи» - часть глагола «пить», может обозначать чашку, воду, молоко, сок).
Широко используя жесты и мимику, дети понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации.
Произношение большинства звуков нарушено, многие из них искажаются, смягчаются и т.д.
-
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР II)
Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех или четырех слов.
Ребенок может использовать трех- и дажечетырехсложные слова («асина» - «машина», «ибуаська» - «чебурашка»).
Отмечаются грубые ошибки в использованииграмматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм («Ем оська» - «ем ложкой»).
Отмечается грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («итоти» - «цветочки», «какоки» - «колготки».
- Характерны многочисленные искажения звуков: дефекты смягчения, озвончения, произношения свистящих, шипящих, сонорных и др.
-
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР III)
Активная речь характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-фонематического недоразвития. Наблюдается неточное употребление многих лексических значений ( «кружка» - «чашка», «стакан», «кружка»
- Появляются первые навыки словообразования («стол» - «столик»); но дети не могут производить прилагательные от существительных («сок из яблок» - «яблочный сок»); затрудняются образовывать глаголы приставочным способом («красил» - «покрасил», «выкрасил»)
- Недостатки произношения выражаются в смешении,замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими.
-
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ (ОНР IV)
- Нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков речи
- Дети допускают перестановки слогов и звуков,сокращение гласных при их стечении, замены и пропускислогов в речевом потоке, у них недостаточная внятная дикция, вялая артикуляция («каша во рту»)
- Лексические ошибки проявляются в замене слов, близкихпо значению («Мальчик чистит метлой двор» - «Мальчик подметает метлой двор»), в смешении признаков («Большой дом» - «Высокий дом»)
- В грамматическом оформлении ошибки в употреблениисуществительных родительного числа («Увидели медведев, воронов»), в согласовании прилагательных ссуществительным («Раскрашиваю шарик красным ручком»)
-
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФФНР)НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РОДНОГО ЯЗЫКА У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ, СВЯЗАННЫМИ С ДЕФЕКТАМИ ВОСПРИЯТИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ
Выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:- дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп
- дети, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава и определить их последовательность
-
ДИЗАРТРИЯ ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОРГАНИЧЕСКОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ
СИСТЕМЫ, ГЛОВНОГО МОЗГА ВО ВНУТРИУТРОБНОМ ИЛИ РАННЕМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЯЕТСЯ В НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, ОБУСЛОВЛЕННОМ ПОВРЕЖДЕНИЕМ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ активный и пассивный словарь значительно отличаются по объему (пассивный шире активного)
в грамматическом строе речи выделяется такая специфическая ошибка, как пропуск предлогов («кига езыт тое» - «книга лежит на столе)
- в вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотделении и слюнетечении
-
ДИСЛАЛИЯ НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОМ СЛУХЕ И СОХРАННОСТИ
ИННЕРВАЦИИ РЕЧЕВОГО АППАТАРА
Дислалия делится на группы:
Функциональная. Возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения.
Причины: общая физическая ослабленность в период формирования речевой функции, недостаточная степень развития фонематического слуха, неблагоприятные социальные и речевые условия, двуязычие в семье
2. Механическая. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата
-
ПРОЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Звук заменяется другим, более простым по артикуляции (л – у)
Звук отсутствует:
- ампа (лампа),
- акета (ракета)
Звук произносится искаженно: горловой Р, межзубный С
-
ВИДЫ НЕДОСТАТКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КАКИЕ ЗВУКИ НЕ СФОРМИРОВАНЫ ИЛИ
НАРУШЕНЫ
- Сигматизм – дефекты произношения свистящих (с,з,ц) и шипящих (ш,ж,ч,щ)
- Ротацизм – дефекты произношения звуков «р, р'»
- Каппацизм – дефекты произношения звуков «к, к'»
- Дефекты озвончения – замена звонких согласных парными глухими
- Хитизм – дефекты произношения звуков «х, х'»
- Гаммацизм – дефекты произношения звуков «г, г'»
- Ламбдацизм – дефекты произношения звуков «л, л'»
- Йотацизм – дефекты произношения звука «й»
- Дефекты озвончения – замена мягких согласных твердыми
- Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения
- Ринофония – нарушен только тембр голоса
-
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР)ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ БОЛЕЕ МЕДЛЕННЫМ ТЕМПОМ ПО
СРАВНЕНИЮ С НОРМОЙ ТЕМПАМИ УСВОЕНИЯ РОДНОГО ЯЗЫКАОТСТАВАНИЕ РАВНОМЕРНО В ФОРМИРОВАНИИ ВС ЕХ КОМПОНЕНТОВ ЯЗЫКАЕсли речевое развитие ребенка значительно задерживается, не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Необходимо вовремя провести необходимые исследования, определить причины ЗРР.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.