Содержание
-
Дошпулуур – национальный струнный музыкальный инструмент
Выполнила: студентка 2 курса группы «б» Ооржак Диана Сергеевна
-
Тувинская традиционная музыкальная культура, как объект не только научного исследования, но и практического освоения, представляет собой уникальное явление в Саяно-Алтайском регионе и по яркости, самобытности и своеобразию отличает тувинцев среди тюркоязычных народов не только Южной Сибири. В отношении инструментальной культуры Тува представляет собой своеобразный центр наиболее активного использования всего комплекса инструментального фонда кочевой цивилизации. Опыт мирового этномузыкознания показывает, что у народов, связанных со скотоводством, как правило, наблюдается большое разнообразие музыкальных инструментов: смычковые и щипковые хордофоны, ударные и духовые. Большинство из них струнные музыкальные инструменты.
-
Немного об инструменте…
Дошпулуур – тувинский, традиционный, двухструнный щипковый инструмент. В дореволюционной Туве дошпулуур был самым распространенным и любимым музыкальным инструментом тувинцев. Он был почти в каждом аале, если не в каждой юрте. Об этом свидетельствуют, в частности, замечание Г. Е. Грум-Гржимайло, относящееся к началу прошлого столетия. Часто он упоминается и в произведениях устного народного творчества, особенно много народных песен о дошпулууре. Тувинский традиционный дошпулуур состоит из двух основных частей: трапециевидного корпуса, обтянутого с обеих сторон кожей, и длинной шейки, проходящей сквозь корпус. Плоский деревянный корпус имеет форму трапеции.
-
-
Технология изготовления дошпулуура
-
Требования к изделию
-
Техника безопасности при выполнении работ
Надежно закреплять заготовки при строгании, сверлении; При сверлении верхней части грифа внимательно обращаться электрическим дрелем; Работая с резцом, свободную руку держать с противоположной стороны от направления резания; Пыль, стружку, опилки удалять щеткой – сметкой; Работать в хорошо освещенном помещении; Стамеской, долотом работать, резать древесину в направлении от себя в сторону верстака; Во время резьбы некоторых деталей обращать особое внимание на положение рук от направления «лезвия» резцов и других острых инструментов.
-
1. Выбор дерева
Для изготовления деревянного корпуса в основном берется лиственница, изредка ель, сосна или кедр. Немаловажную роль играет правильный выбор места, где растет лиственница – сухое, болотистое, солнечное, тенистое, северный склон горы или южный и т.д., а также возраст и порода лиственницы. По наблюдениям мастеров, лиственница, которая росла на открытом, высоком, сухом месте уступает по качеству звука лиственнице, которая росла в тени, низком месте, там, где больше влаги. У такой лиственницы годовые кольца ложатся плотно к друг другу и равномерно, отчего структура древесины получается плотным и лучшим по качеству звучания.
-
2. Обработка древесины
Обработку древесины проводят разными способами. Поскольку лиственница очень смолиста, то смолу из нее выпаривают путем кипячения. Кипятят древесину примерно полдня, пока вся смола не выкипит, затем ее сушат. Через 7-8 дней можно приступать к изготовлению музыкального инструмента. Прокипяченная древесина высыхает быстро, что ускоряет процесс изготовления инструмента и со временем не трескается. Помимо кипячения, древесину сушили, обмазав заготовку свежим коровьим навозом и положив ее в тени до полного высыхания, т.е. почти на все лето, либо заготовку зарывали в навоз. Этот способ сушки дает древесине еще и красновато-коричневый оттенок.
-
Шейка и головка в виде лопаточки делаются из цельного куска березы. Длина шейки вместе с головкой около 55 см , при общей длине всего инструмента около 80 см. Головка сделана в виде фигурки лошади. На шейке нет ладов. И дека, и дно кожаные. Они делаются из кожи козла, теленка или марала, а лучшей считается кожа горного козла, снятая весной; оленеводы и охотники Тоджинского района используют и кожу косули или оленя.
-
Сквозь корпус проходит круглая шейка, заканчивающаяся четырехгранной головкой или же иногда и резной головкой лошади. На головке насквозь вставлены три длинных колка, на которые натягиваются струны.
-
Формы дошпулуура. В центре хоомейжи Тувы – Сам Аян-оол.
-
3. Обработка кожи
-
Кожу предварительно подвергают специальной обработке: дней 5-7 вымачивают в холодной воде. Например, оставляют в реке, придавив сверху камнями, чтобы не унесло течением. В зимнее время я вымачиваю кожу дома. Вымачивается кожа до тех пор, пока не начнет отходить шерсть, затем остатки шерсти соскабливаются и сырая кожа натягивается на корпус, приклеивается и сушится в таком месте, где пропитывалась бы дымом. Чем холоднее вода, в которой вымачивается кожа, тем меньше вероятности испортить кожу.
-
Струны для традиционного дошпулуура делались из некрученых конских волос, а в наше время конский волос также заменяется тонкой леской. В основном ее предпочитают из-за прочности. Длина рабочей части струн у дошпулуура легко изменяется при помощи подвижного верхнего порожка. Порожек этот в виде металлического кольца, сквозь который продеты все четыре струны, притягиваются к шейке веревочкой или кожаной вязкой и свободно передвигается по шейке верх и вниз, удлиняя или укорачивая звучащую часть всех струн одновременно. Приспособление это помогает быстро перестроить инструмент соответственно тесситуре певца при сопровождении пению.
-
Для 1 и 3 струн берется примерно 14-18 волос, а для 2 и 4 струн – около 20-25 волос. Толщина струн большей частью выбирается вообще-то на глазок, соответственно общему размеру инструмента. Струны дошпулуура находятся очень высоко над шейкой, расстояние не менее 3,5 см.
-
Спасибо за внимание!
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.