Содержание
-
Хороводные игры для младшего и старшего дошкольного возраста Составитель: Панкрушина Т.С.
-
Хороводные игры для младшего дошкольного возраста
-
Хороводные игры для старшего дошкольного возраста
-
Хороводные игры с пением Хороводными называются в Великоруссии игры-пляски с песнями. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основой хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы, товарищества, хоровод - это верный помощник в организации детей. Хороводные игры доступны каждому ребенку, они завлекают детей уже с году. Эти игры помогут малышам научиться выполнять простейшие движения, развивать координацию движений. Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию. Используя хороводные игры, дети знакомятся с истоками своего народа, с истоками игровой культуры в целом. Необходимо системно использовать хороводные игры, чередуя игры разных национальностей.
-
По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла. Валя тапки примеряла, Чуть надела – захромала. Стала Валя выбирать, Кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, На, надень и попляши. Дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя внутри круга, - влево Валя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает хоровод останавливается. Все смотрят на Валю. Валя выбирает ребенка, который выходит на середину круга По дорожке Валя шла Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала.
-
У Маланьи, у старушки Жили в маленькой избушке Семь дочерей, Семь сыновей, Все без бровей. С такими глазами, С такими ушами, С такими носами, С такими усами, С такой головой, С такой бородой… Ничего не ели, Целый день сидели, На нее (на него) глядели, Делали вот так…. Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте. Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение. Бабушка Маланья
-
Катилось яблоко В круг хоровода. Кто его поднял Тот воевода. -Воевода, воевода Выбегай из хоровода! Раз, два, не воронь Беги, как огонь! Играющие стоят по кругу и перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга Бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. Они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные в это время хлопают в ладоши. Воевода Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.
-
Звонкою подковкой Подковали ножку. Выбежал с обновкой Ослик на дорожку. Новою подковкой Звонко ударял И свою обновку Где-то потерял… Ослик галопом скачет внутри круга. Звучит музыка «Лошадка» Н. Потоловского По окончании музыки останавливается. Все произносят, а ослик с последним словом кладет подковку между двумя детьми из круга. По сигналу ведущего эти двое бегут в разные стороны. Обежав круг, они должны быстро взять подковку. Подковка Выигравший становится осликом. Игра повторяется. Дети образуют круг. В середине – ослик с подковкой в руке.
-
Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем. И бегаем кругом, И бегаем кругом. Подают друг другу руки. Бегут, держась за руки. Мы топаем ногами Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется. Дети становятся по кругу на расстоянии выпрямленных в стороны рук и в соответствии с произносимым текстом выполняют упражнения:
-
Пролетал высоко сокол. Обронил перо в осоку. Соколиного пера Не найти нам до утра. Снова солнышко взойдет – Ира (Вова) перышко найдет. Сокол пробегает за кругом и роняет перо за спиной одного из детей. Сокол садится на свободный стул в кругу с детьми. Ребята называют имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает перо и становится соколом. Сокол Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол.
-
Как под горкой снег, снег, И на горке снег, снег, И под елкой снег, снег, И на елке снег, снег, А под снегом спит медведь. Тише, тише, не шуметь! Идут к середине круга (4 шага) Идут назад, от центра (4 шага) Идут к середине круга (4 шага) Идут назад, от центра (4 шага) Осторожно приближаются к спящему медведю Произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком. Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает».
-
Принесли мы вам подарки Кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет. Кукла Кукла, кукла попляши, Яркой лентой помаши. (2 р.) Конь Скачет конь наш - цок да цок Слышен цокот быстрых ног (2 р.) Волчок Вот как кружится волчок Прожужжал и на пол лег (2 р.) Самолет. Самолет летит, летит Смелый летчик в нем сидит Ребёнок выбирает одну из игрушек и называет её Дети выставляют ногу на пятку и машут лентой, произносят слова. Потом замирают на месте в позе куклы и ребенок выбирает понравившуюся куклу. Дети скачут по кругу галопом, потом замирают на месте в позе коня и ребенок выбирает понравившегося коня Дети кружатся на месте, произнося слова, затем присаживаются на корточки. Ребенок выбирает себе волчка. Дети расставляют руки в стороны, бегут по кругу, потом останавливаются в позе самолета и ребенок выбирает себе самолет. Подарки В центре круга стоит ребенок. Дети идут вокруг него хороводом, произнося слова:
-
Метелица, метелица, Снег по полю стелется! Кто кружится, вертится - Тот заметелится! Метелица Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся. Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает. Для этой игры дети из пар образуют круг. Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, друг к другу боком. Затем пары поочередно начинают кружиться под песню:
-
Капитан, капитан, не бей льдинкой по ногам, По кривым сапогам! У тебя нос сучком, голова лучком, Спина ящичком! На это водящий отвечает: Скачу по дорожке на одной ножке, В старом лапоточке. По пенькам, по кочкам, по холмам, по горам. Бух! По ногам! В льдинку Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть льдинкой по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась. Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. В это время играющие поют:
-
Левой ногой, Чепена, Гой, гой, Чепена. Правой ногой, Чепена, Гой, гой, Чепена. Пойдем вперед, Чепена, Гой, гой, Чепена. Пойдем назад, Чепена, Гой, гой, Чепена. Все мы спляшем, Чепена. Кругом, кругом, Чепена. Подпрыгивает на левой ноге влево. Дети повторяют движения водящего. Подпрыгивает на правой ноге вправо. Дети повторяют движения водящего. Идет вперед, подняв вверх руки. Дети идут мелкими шагами вперед. Идёт назад, опуская руки. Дети идут мелкими шагами назад. Чепена Дети повторяют то же, начинается круговой танец. Игру проводят под любую народную мелодию. Дети стоят по кругу. Считалкой выбирается Чепена. Он становится в круг и начинает игру речитативом:
-
Бабка Ёжка, костяная ножка, С печки упала, ногу сломала, А потом и говорит: у меня нога болит. Пошла она на улицу–раздавила курицу. Пошла на базар – раздавила самовар. Бабка Ёжка Бабка Ёжка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает. В середине круга встает водящий – Бабка Ёжка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
-
(1)За руки друзей берём, вместе хоровод ведём.(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок.(3)За руки друзей берём, вместе хоровод ведём. (4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей(7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок(9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод… Каблучок 1, 3, 10 - идём по кругу хороводным шагом.2, 5, 8 - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.4, 6 - подпрыгиваем на месте.7, 9 - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.
-
Колпачок, колпачок, Маленькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя поили Мы тебя кормили На ноги поставили Танцевать заставили. Танцуй, сколько хочешь Выбирай, кого захочешь, Поклониться не забудь Выбирай кого-нибудь. Грозят пальцем. Грозят другой рукой. Поднимают руки вверх, ребенок в центре встает. Ребенок выполняет танцевальные движения. Ребенок подходит к выбранному ребенку, кланяется ему и выводит в центр круга. Колпачок Игра повторяется с другим ребенком. В центре круга сидит на корточках ребенок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова:
-
Разлился родничок,Золотой рожок.У-ух!Разлился ключевой,Белый, снеговой.У-ух!По мхам. По болотам,По гнилым колодам.У-ух! Родничок Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает. Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:
-
Мы посадим грушку – вот, вот! Пускай наша грушка растет, растет! Вырастай ты, грушка, вот такой вышины; Вырастай ты, грушка, вот такой ширины; Вырастай ты, грушка, вырастай в добрый час! Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас! А мы эту грушку все щипать будем. От нашей Марийки убегать будем! Грушка Все игровые действия должны быть согласованы со словами. Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – Грушка. Все ходят вокруг Грушки по кругу: Дети поднимают руки вверх. Дети разводят руки в стороны. Дети приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее. Дети быстро убегают, а грушка ловит.
-
Березка белена, Маковка зелена,Летом мохнатенькая, Зимой сучковатенькая,Где она стоит, Там и шумит. Березка зелененькая, Весной веселенькая,Среди поля стоит, Листочками шумит,Гремит, гудит, Золотым венчиком звенит. А осенью корни у березки усыхают, Листочки опадают! Берёзка Дети становятся в круг и поют: Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой. Девочка «березка» изображает шум листьев, движение веток (она шуршит платьем, машет над головой платками). Девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.
-
Воробей маленький. Серенький, удаленький, По двору шныряет, Крошки собирает.В огороде ночует, Ягоды ворует. Огородник и воробей Если Воробью удастся положить орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют: Выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи - это «огород». В стороне, в 10 шагах, чертят круг - «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют: Уж век воробышку не лётывать, В огороде ягод не клёвывать, На дубовой тычинке не сиживать. А ты, воробышек, садись на лужочек, А ты, серенький, садись во кружочек. Не пора ли тебе встать и полетать, В хороводе нашем поплясать! Воробей бежит в круг (ребята, поднимая и опуская руки, впускают и выпускают его), берёт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. В конце игры подсчитывают, какой воробей принёс больше орехов в «гнездо» - он победитель.
-
Дедушка Водяной Что сидишь ты под водой Выгляни на чуточку На одну минуточку. Вариант для девочки: Бабушка Водяная Что сидишь ты и моргаешь Выгляни на чуточку На одну минуточку. Дедушка Водяной В центре круга на корточках сидит ребенок - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются. Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова.
-
-Гуси, мои гуси, а где, гуси, были?-А мы были в поле, на синем на море.-Кого, гуси, видели?-А серого волка. Унес волк гусенка, Вместо поросенка, За ручку, за ножку, За белый рукавчик! Гуси и волк «Волк» пытается вытянуть одного «гуся» из ряда, но «мамка» мешает ему — она поворачивается к «волку», а за ней весь ряд. «Мамка» кричит: Один участник игры в середине хоровода изображает «волка», другой — «мамку», все остальные — «гуси». «Мамка» переговаривается с «гусями»: «Волк» выбегает их хоровода. «Гуси» становятся в ряд, обхватывая друг друга за пояс. Впереди встает «мамка». -Гуси, мои гуси, щиплите волка!Да гоните: по мхам, по болотам, по крутым оврагам! «Гуси» набрасываются на «волка» и щиплют его.
-
По лужайке, босиком, Солнышком согрето, За цветистым мотыльком Пробежало лето. Искупалось в реке, Полежало на песке, Загорело, пролетело И исчезло в далеке. Лето С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето. Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга. Круг останавливается. Лето выполняет прыжки на месте с маховыми движениями рук («мельница») Лето выбегает за круг и присаживается за кем-либо.
-
Пчёлки яровые, Крылья золотые, Что вы сидите, В поле не летите? Аль вас дождичком сечёт, Аль вас солнышком печёт? Летите за горы высокие, За леса зелёные На кругленький лужок, На лазоревый цветок. Пчёлы Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши. Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
-
Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся. Он летел, летел, летел Да за веточку задел. Ручкой хлоп-хлоп-хлоп, Ножкой топ-топ-топ, А пальчиками чик-чик-чик,А головкой тик-тик-тик. Раз сюда, два сюда, Повернись вокруг себя. Пузырь лопнул! Воздух вышел! Пузырь Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг. Дети образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу и вместе произносят: Дети отходят назад, держась за руки. Дети идут по кругу. Хлопки перед собой. Притопы. Стучат указательными пальчиками. Качают головой. Поворот вокруг себя. Дети отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» или двигаются к центру круга, и произносят звук «ш-ш-ш».
-
Все поют: Дорогая Арина, Встань выше овина, Рученьки сложи, Чье имя укажи! Арина ходит напевая: Хожу, гуляю Вдоль караваю, Вдоль по караваю, Кого найду, узнаю! Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной. Арина Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза.
-
Смотрит солнышко в окошко Светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладоши, Очень рады солнышку. Топ-топ-топ-топ! Топ-топ-топ-топ! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп! На сигнал: «Дождь идет, скорей домой» Затем водящий говорит: «Дождь прошел. Солнышко светит». Идут по кругу. Хлопают в ладоши. Ритмично притоптывают на месте. Ритмично хлопают в ладоши. Дети бегут к водящему под зонтик. Дети возвращаются в круг. Солнышко и дождик Дети идут по кругу и проговаривают:
-
Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели. А потом, потом, потом, Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите! Раз-два, раз-два, Вот и кончилась игра. Дети идут по кругу. Дети бегут по кругу. Дети постепенно останавливаются. Карусель Дети образуют круг, берутся за руки и двигаются по кругу под слова: Вариант: дети одной рукой берутся за длинный шнур со связанными концами.
-
Зачем тебе, Жабка, Четыре лапки? Чтобы скакать по травке, Вытянувши лапки. Покажи, Жабка, Как ты прыгаешь-скачешь. А я этак и вот так! Бода-бода-болабода, Живёт жабка у болота. Выпуча глаза, сидит, Громко-громко говорит: Ква-квак, ква-квак, А я прыгаю вот так! Жабка Кого Жабка коснётся, тот становится новой Жабкой. Выбирается Жабка. Остальные рисуют круг и становятся на черту, а Жабка выходит на середину круга, и с ней переговариваются: Говорят дети. Говорит Жабка. Говорят дети. Жабка показывает, как она прыгает. Дети в это время поют: Жабка прыгает и пытается «осалить» одного из ребят. А дети, увёртываясь, бегают по линии круга.
-
Ах, как мыши надоели, Все погрызли, всё поели! Берегитесь же, плутовки, Доберёмся мы до вас! Вот захлопнем мышеловку И поймаем сразу вас! Мышки вбегают и выбегают из круга. Дети опускают руки и садятся на корточки. Мышеловка Все становятся в круг, взявшись за руки — это мышеловка. Один или двое — «мышки», они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами: Не успевшие выбежать из круга мышки считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие мышки.
-
Иголка, нитка, узелок Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок». Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
-
Заря - зарница, красная девица, По полю ходила, ключи обронила, Ключи золотые, ленты голубые, Кольца обвитые - за водой пошла! Заря Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит: С последними словами Заря осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей. Игроки де должны поворачиваться, пока Заря выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.
-
Стоит тополёк, тонок и высок, Тонок и высок, листвой широк. Его солнышком печёт, частым дождичком сечёт, Буйный ветер повевает, тополёчек наклоняет. А он маковкой звенит и весёленький стоит. Тополёк По считалке выбирается Жмурка, он стоит в центре круга с завязанными глазами. А остальные участники игры берут себе названия деревьев: дуб, берёза, рябина, сосна, клён и т. д. Взявши за руки, они становятся в круг и двигаются то в одну, то в другую сторону. Каждый играющий исполняет песню про «своё» дерево. Например, о тополе поют: Затем Жмурка называет два дерева, и сразу двое ребят бегут и меняются местами, а Жмурка их ловит.
-
Ходит Ваня, ходит Ваня, Посреди кружочка, посреди кружочка. Ищет Ваня, ищет Ваня, Для себя дружочка, для себя дружочка. Нашёл Ваня, нашёл Ваня, Для себя дружочка, для себя дружочка. Пляшет Ваня, пляшет Ваня, Со своим дружочком, Со своим дружочком. Ходит Ваня Дети становятся в круг, взявшись за руки. Выбирается Ваня, он идёт внутри круга противоходом, а дети двигаются по кругу, а словами: Ходит Ваня внутри круга. Подставляет то правую руку, то левую ко лбу. Подходит к выбранному дружочку и протягивает ему руки. Ваня с другом выходят в центр круга и кружатся в паре.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.