Содержание
-
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» преподаватель по классу музыкально-теоретических дисциплин ХановаАльфинаБайтуровна pptcloud.ru
-
урок-презентация по предмету «Музыкальная литература» для обучающихся пятилетнего срока обучения ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
Задачи: образовательные: познакомить с музыкальным творчеством композитора; подвести обучающихся к осознанию личности композитора и глубины его творчества; раскрыть понятия « эпоха барокко», «полифония», «месса», «фуга», «токката» развивающие: развивать эмоционально-образное мышление; обогащать музыкально-слуховой опыт; формировать коммуникативные компетенции воспитательные: воспитывать музыкально-эстетический вкус; воспитывать духовно-нравственные качества личности, толерантность; воспитание музыкальной культуры, как части общедуховной культуры личности ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
Тип урока: комбинированный Вид урока: урок – введение (изучение нового материала) ТСО: портрет И.С. Баха; картины клавесина, органа; аудио, видео материалы, музыкальный центр, TV, DVD проигрыватель; мультимедийная установка; нотные пособия, раздаточный материал Место проведения: кабинет музыкально-теоретических дисциплин ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
Методическое обеспечение:
образовательная программа по предмету «Музыкальная литература» конструкт урока по теме «Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха» конспект урока «Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха» учебные пособия по предмету «Музыкальная литература» дидактический материал: Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для ДМШ: второй год обучения предмету.- М.: Музыка.- 2002. 183с., нот., ил. наглядные пособия: мультимедийная презентация; раздаточный материал; словарь эстетических эмоций диагностический материал: тесты по зарубежной музыке ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
Произведения И.С. Баха: Органная Токката и фуга ре минор; Токката Фуга Французская сюита до минор: Аллеманда; Куранта; Сарабанда; Жига ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
Музыка до И. С. Баха (повторение пройденной темы, тест) Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор (1685 – 1750) Основные периоды жизни: Веймар – Кётен – Лейпциг; Последние годы жизни ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
Тест по пройденному материалу
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Подготовка к основному этапу занятия
-
И. С. Бах родился 31 марта 1685 года в маленьком местечке Тюрингии - Эйзенахе, в семье музыкантов. Уже с раннего детства он готовился, как и все его предки, к профессии музыканта. Первым его учителем был папа — скрипач, городской музыкант. Самостоятельная жизнь у Себастьяна началась в 15 лет, когда он решил поступить в школу певчих стипендиатов при монастырской церкви. Примечание: обучающиеся перечисляют биографические данные композитора. (Метод создания проблемной ситуации). ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Усвоение новых знаний, умений
-
Он никогда не расставался со своей любимой цитрой,на которой играл очень искусно. ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Усвоение новых знаний, умений Цитра
-
Цитра— струнный щипковый инструмент, известный еще в древности. Особую популярность она завоевала в середине XIX века. Но в наши дни цитра почти не используется. «Музыка И. С. Баха понятна всем, как музыкантам, так и людям, от музыки далеким», — писал известный швейцарский пианист Эдвин Фишер. Творчество Баха — это тот «фокус», в котором сошлись, чтобы в дальнейшем разойтись, музыкальные пути всего человечества. ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Усвоение новых знаний, умений
-
И. С. Бах был не только прекрасным композитором, но и лучшим среди своих современников, исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойденным. Это вынуждены были признать даже его соперники. ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Усвоение новых знаний, умений
-
С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. В этот период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор. Токката – это (итал. «toccata») «прикосновение», «удар» – виртуозная пьеса для клавишных инструментов. Примечание:прослушивание Токкаты Баха Какие настроения передаёт эта музыка? Примечание: работа с графическим аналогом «Словаря эмоциональных состояний» (по В.Ражникову) Какой инструмент исполняет это произведение? (Орган) ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Усвоение новых знаний, умений
-
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Усвоение новых знаний, умений Орган отливал серебром, Немой, как в руках ювелира, А издали слышался гром, Катившийся из-за полмира. Покоилась люстр тишина И в зареве их бездыханном Играл не орган, а стена, Украшенная органом. Ворочая балки, как слон, И, освобождаясь от брёвен, Хорал выходил, как Самсон, Из кладки, где был замурован. Борис Пастернак
-
1. К какой группе инструментов относится орган? _______________________________ 2. Назовите предшественников (прародителей органа). _______________________________ 3. С каких времён известен орган? Назовите эпоху. _______________________________ 4. Какие виды клавиатур существуют у органа? _______________________________ 5. С какого времени орган был введён в церковь? _______________________________ Примечание: рассказ обучающегося по слайду.
-
И.С. Бах создавал не только органные произведения, но пьесы для клавира и клавесина. Например, Французская сюита до минор. Сюита состоит из четырёх частей: Аллеманда; Куранта; Сарабанда; Жига Примечание: прослушивание фрагментов сюиты. работа с раздаточным материалом: «Таблица-анализ восприятия музыкального произведения». ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Усвоение новых знаний, умений ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
Какой из танцев сюиты изображён на картине? Таблица-анализ восприятия музыкального произведения ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Усвоение новых знаний, умений Трёхмануальный клавесин Клавесин XVII век
-
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Усвоение новых знаний, умений Примечание: самостоятельная работа на уроке. Обучающиеся заполняют данную таблицу после прослушивания музыкального произведения.
-
В 1717 году Бах с семьей переехал в Кётен. В Кётене Бах пишет, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. Здесь были написаны двухголосные и трёхголосные инвенции (синфонии), полифонический цикл из 24 прелюдий и фуг. Основная работа Баха – руководитель школы певчих – приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были настолько ничтожны, что певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их певческих способностей. ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Усвоение новых знаний, умений
-
Из Кетена в 1723 году Бах переезжает в Лепциг, где остаётся до конца своей жизни. Здесь он занимает должность руководителя хора певческой школы. Однако, как и прежде, его творческие возможности ограничены: Бах должен сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была бы слишком продолжительной, а также… опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение». В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально – инструментальные композиции: большую часть кантат, «Страсти по Матфею», «Итальянский концерт». ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Усвоение новых знаний, умений
-
Семья И. С. Баха ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
Единственной отрадой на протяжении всей жизни были творчество и семья. Подросшие сыновья – Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануэль, Иоганн Кристиан – оказались талантливыми музыкантами. Ещё при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах – вторая жена композитора. Хорошо пела старшая дочь Баха. Поэтому в его доме часто звучала музыка. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли. ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха прошла мало замеченной. О нем скоро забыли. Его могила при перепланировке церковного двора исчезла под мостовой. Печально сложились судьбы жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы её тяжелой жизни ей помог Бетховен. ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
И. С. Бах - годы жизни 1685 - 1750 великий немецкий композитор; представитель эпохи барокко; непревзойденный органист; великий мастер полифонии. Основные периоды жизни: Веймар – Кётен – Лейпциг Музыкальный словарь: Гомофония – вид многоголосной фактуры, в которой один голос (мелодия) главенствует, а остальные голоса аккомпанируют. Полифония– вид многоголосной фактуры, основанной на одновременном сочетании и развитии нескольких самостоятельных мелодических голосов. Фуга – «бег» - полифоническое многоголосие, основанное на развитии одной темы. Месса– «обедня» - жанр церковной католической службы. ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
Подведение итогов
Где и когда жил И.С. Бах (страна, годы жизни)? На каких музыкальных инструментах умел играть И.С. Бах? Каким было детство Баха? Перечислите города, в которых жил и работал Бах. Какие произведения написал композитор в Веймаре Кётене? Какой была жизнь Баха в Лейпциге? Назовите произведения, написанные композитором в последние годы жизни? Для каких музыкальных инструментов написано большинство произведений Баха? Какое произведение является вершиной развития полифонии. ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Заключительный этап
-
1. Творчество И. С. Баха относится к стилю: а) рококо; б) барокко в) классицизм 2. Родина Баха – немецкий город а) Лейпциг; б) Бонн в) Эйзенах 3. В переводе на русский язык BACH означает: а) море б) океан в) ручей 4. В творчестве Баха преобладал… а) полифонический склад музыки б) гомофонно-гармонический склад музыки в) монодический склад музыки 5. При жизни Бах был более известен как исполнитель - импровизатор и педагог, чем как композитор? а) да б) нет ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
Примечание: практическая работа с раздаточным материалом . Пронумеровать материал в верной последовательности, опираясь на сообщение учащегося и презентацию по теме, для дальнейшего вклеивания в тетрадь в хронологическом порядке. Рассказ учащегося об основных периодах творчества И.С. Баха по представленной таблице.
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Рефлексия
-
Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: учебник для ДМШ: второй год обучения предмету.- М.: Музыка.- 2002. - 183с., нот., ил., стр. 19-25; ответить на вопросы и выполнить задания на стр. 25; ответить на вопросы теста по творчеству И. С. Баха в рабочей тетради по музыкальной литературе; выразить свои впечатления в «Дневник активного слушателя» по пьесам Французской сюиты ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»
-
ЛГ МАОУ ДОД «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» Предмет «Музыкальная литература» является обязательной дисциплиной учебного плана детской музыкальной школы, определяющей своеобразие и универсальность отечественной системы музыкального образования. Цельпредмета «Музыкальная литература» - формирование у детей основ музыкальной культуры как части общей духовной культуры личности. Содержание предмета складывается из следующих элементов: опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальным произведениям как памятникам духовной культуры; непосредственное знание музыки и знания, относящиеся к области музыкального искусства; умения и навыки, необходимые для осуществления слушательской деятельности; опыт учебно-творческой деятельности в процессе слушания и осмысления музыкального произведения. Для работы по предмету разработана рабочая образовательная программа «Музыкальная литература» для обучающихся II-V классов пятилетнего срока обучения Лангепасского городского муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Музыкальная школа». Программа составлена на основе утверждённых научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры РФ: Примерная программа по учебной дисциплине «Музыкальная литература» для ДМШ и музыкальных отделений ДШИ, Москва, 2002; Примерная вариативная программа «Музыкальная литература», Москва, 2008.
-
Тема урока «Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха». Данный урок проводится в I четверти и является четвертым по календарно-тематическому плану образовательной программы по дисциплине «Музыкальная литература». Цель и задачи урока соответствуют цели образовательной программы и направлены на практическое решение задачи воспитания музыкальной культуры как части общедуховной культуры человека через изучение музыкального творчества И. С. Баха. Урок проектировался с учётом тех знаний, умений и навыков, которыми обладают обучающиеся второго года обучения по предмету: восприятие музыкального произведения, умение его анализировать, выразить своё отношение к музыке, определить жанр и т. д. Исходя из опыта работы, отметим, что первые минуты начала урока обучающимся свойственна неустойчивость внимания, нежелательная при восприятии нового материала. В связи с этим, организующим началом явилось обращение к пройденному материалу с целью активизации внимания и интереса детей к продолжению урока, акцентировались те вопросы, которые прежде всего связаны с изучением нового материала. Таким «связующим звеном» стал термин «эпоха Барокко». Это дало возможность плавно перейти к теме урока. Перед учениками были поставлены следующие учебные задачи: определить характерные черты эпохи Барокко; показать свои знания о творчестве композитора; после прослушивания произведения определить название инструмента; выразить своё отношение к музыке Баха. Содержание: факты биографии композитора, компьютерная презентация, фрагменты музыкальных произведений.
-
Формы работы: слушание и анализ музыкальных произведений; проверочный тест по пройденному материалу. Практическая деятельность заключается в работе с дидактическим материалом: «Дневник активного слушателя»; таблица-анализ восприятия музыкального произведения;графический аналог «Словаря эмоциональных состояний» (по В. Ражникову); новые понятия были записаны в музыкальный словарь. Методы: погружения, забегания вперёд, создание проблемной ситуации, активизация музыкального мышления. На заключительном этапе урока были использованы методы: создания ситуации успеха, «живого» исполнения музыки (Носова Полина (домра) исполнила Арию ре минор, Шахбазян Гарик (гитара) исполнил Менуэт до минор); рефлексии. Урок прошёл в форме диалога учителя и учеников на хорошем эмоциональном уровне в атмосфере доброжелательности. Для оценивания деятельности обучающихся применялись методы словесного поощрения. Цель урока достигнута, обучающиеся познакомились с музыкальным творчеством композитора, освоили новые понятия, смогли выразить собственное отношение к музыке композитора, обогатили музыкально-слуховой опыт.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.