Содержание
-
Шехеразада.
pptcloud.ru
-
Первая часть.
Первоначально называлась “Море и Синдбадов корабль”. Во вступлении звучат две контрастные темы: царя Шахриара – грозного и жесткого владыки – и прекрасной, юной Шехеразады. Первая тема исполняется струнным и медными духовыми инструментами в низком регистре.
-
Тема мудрой рассказчицы Шехеразады всегда звучит у скрипки соло. По своему мелодическому рисунку она напоминает затейливый восточный орнамент, как бы “вьется”. Композитор придал ей своеобразный ладовой колорит, применив дорийский минор (с большой секстой).
-
Главная партия последующего сонатного аллегро – образ волнующегося моря. Мелодия главной партии основана на теме Шахриара, однако теперь она становится темой отважного путешественника Синбада, сохраняя суровый характер. С ней контрастирует светлая побочная – тема Синбадовакоробля.
-
Мерное и тихое чередование мягких аккордов у деревянных духовых инструментов с неповторимо своеобразным звучанием бесполутонового лада в мелодии передаёт плавное покачивание корабля на волнах океана. И снова море волнуется и бушует (заключительная партия). Вслед за видоизмененной репризой следует заключение – кода. Тема Шахриара здесь светлеет, как будто деспотический владыка под влиянием прекрасных сказок смягчается и дарует ещё один день жизни, чтобы услышать продолжение.
-
Вторая часть.
Первоначальное название ее было такое: “Фантастический рассказ Календера-царевича”. Вновь звучит голос Шехеразады. Она начинает новую сказку. Но поскольку сказка выдаётся “от первого лица”, на первый план выступает новый рассказчик – Календер. Вот почему солирующую скрипку сменяет другой инструмент – солирующий фагот. Основная тема второй части построена на интонациях восточных народных песен и вначале звучит спокойно, повествовательно.
-
Далее следуют несколько ярких симфонических вариаций. Переходя от инструмента к инструменту, меняя гармоническое сопровождение, тема получает новый облик. Середина части ярко контрастна. Слышатся тревожные фанфарные призывы (тромбоны). К концу музыка переходит в марш. С наступлением репризы повествовательная тему звучит уже не так и спокойно. В конце появляется грозная тема Шахриара.
-
Третья часть.
“Царевич и царевна”- носит лирический характер. Музыка полна света, жаркого солнца, сладостного томления. Первая тема (Царевич) – широкая, напевная – напоминает восточную мелодию.
-
В середине части появляется тема Шехеразады, рассказавшей ещё одну сказку. Задумчиво звучит голос скрипка. Для музыки всей части характерен восточный колорит. Он проявляется и в мелодических оборотах, и в орнаментальных наигрышах, напоминающих звучание восточных инструментов.
-
Четвёртая часть.
“Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником”. Слышится гневный голос Шахриара – ему отвечает мягкий голос Шехеразады. Она начинает свою последнюю сказку. Доносится шум праздника в восточном городе. Основная тема четвёртой части – в характере восточного танца, в ритме лезгинки.
-
Постепенно музыка становится все более драматичной. И вот уже все заполняет грозная и могучая тема моря. Разбушевалась морская стихия. Наступает кульминация. Затем все стихает, успокаивается волны, и нет уже корабля Синдбада. Он разбился о скалы во время бури. Звучит тихая грустная тема Шехеразады и укрощённая, покорённая ею тема Шахриара. Он даровал ей ещё один день жизни.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.