Содержание
-
Рабочая программа по музыки для 1 класса Составлена на основе учебной программы Е.Д Критской Выполнила: Студентка 4 курса Группы ХО МЗ 4 Оганесян Е.А.
-
Пояснительная записка
“Музыка в нашей жизни” Цель программы: массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Задачи: Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки: — воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как
-
основы музыкальной грамотности — развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.
-
Методы для решения поставленных задач: Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение. Принцип триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя ориентирует учителя на развитие музыкального мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили. Принцип тождества и контраста реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.
-
Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации.
-
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б. М. Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира (в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей) предполагает изучение основных жанров фольклорных сочинений, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. Через опыт общения с музыкой как «искусством интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев)
-
Частные умения: дети учатся воспринимать и исполнять музыку, импровизировать на настроение, вызванное картинами природы; хороводные, плясовые и танцевальные движения; Знания: - Дети знакомятся с героями музыкальных сказок. - Знакомство с музыкальными инструментами. Различие звучания музыкальных инструментов (фортепиано, скрипки, балалайки, трубы, флейты) оркестров, хоров и голосов. - Знакомство со сказками, небылицами, шутками в музыке. - Знакомятся с музыкой разных народов. - Знакомятся с картинами природы в музыке. -Знакомятся с русскими народными песнями и плясками. - Знакомятся с народной музыкой в творчестве композиторов. - Понимание основных дирижерских жестов: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение. - Различие более коротких и длинных звуков, выделение сильной и слабой долей. - Восприятие темповых и динамических особенностей музыки. - Знание имен композиторов: П.И. Чайковского, М.И. Глинки, С.С. Прокофьева.
-
Умения, навыки: Способность восприятия музыкального искусства: в начальной школе, дети учатся воспринимать доступную их возрасту народную, классическую и современную музыку; на этой основе, учитель воспитывает у детей глубокие нравственные чувства, умение сопереживать эмоционально – образному содержанию музыкальных произведений. Формирование певческой культуры: дети постепенно овладевают навыками хорового пения, выразительного исполнения песен, усваивают знания и навыки, необходимые им для певческой деятельности. Развитие творчески активной личности ребенка: учитель стремится пробудить у детей младшего школьного возраста их творческие возможности, музыкальные возможности, воспитать у детей активность и способность к самостоятельным действиям Умение выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, исполнять на классных музыкальных инструментах сопровождения к знакомым произведениям. Восприятие народных мелодий в творчестве композиторов. Отличие восточной и западной музыки. Восприятие языка классической и современной музыки. Пение по ручным знакам и по нотам. Пение с дирижированием.
-
Конспекты уроков
1 класс, 1я четверть Тема четверти: «Музыка в нашей жизни»
-
Ход урока Здравствуйте, ребята! Теперь у вас есть урок, на котором вы услышите много прекрасной музыки. (Учитель обращает внимание детей на рисунки в рабочей) Знаете ли вы, что музыку сочиняют композиторы? А для того, чтобы она прозвучала нужны исполнители: пианисты, баянисты, скрипачи, хор и оркестр. Но музыка существует не только для тех, кто её сочиняет и исполняет, а для всех нас – для слушателей. Музыку можно услышать не только в концертном зале, театре, по радио и телевизору. Музыка звучит и в природе, и в душе человека. Научиться слушать музыку вам помогут уроки музыки. Сегодня мы с вами начинаем путешествие в удивительный мир музыки!
-
Слайд1 Эпиграф. Вслушайся, весь мир поёт- Шорох, свист и щебет. Музыка во всём живёт! Мир её волшебен! Михаил Пляцковский. Вслушайтесь в звуки, которые окружают нас. Давайте закроем глаза и прислушаемся. Что вы слышите? ( Ответы обучающихся) Правильно, нас окружают самые разные звуки: музыкальные и немузыкальные. Слайд2. Звуки: шумовые и музыкальные. Послушайте внимательно. Какие звуки вы услышите? (Если урок проводится без мультимедийной установки, на доску прикрепляются таблички и картинки. Дети угадывают звук и относят его к разряду музыкальных или шумовых звуков). Молодцы! Отлично справились с заданием. Ребята, посмотрите, сколько разных звуков пришло к нам в гости. Они так торопились на встречу с вами, что случайно закрыли тему урока. Если мы не откроем её, то никогда не узнаем как зовут главную героиню нашего урока. Чтобы доска (экран) открылись нужно исполнить какую-нибудь добрую и красивую песенку. Какие вы знаете песенки? (Ответы обучающихся). Я предлагаю исполнить песню В.Шаинского на слова М.Пляцковского «От улыбки». Готовы? Тогда начинаем! Слайд3. «От улыбки» В.Шаинского на слова М.Пляцковского (видео или текст)
-
Давайте все вместе прочитаем тему сегодняшнего урока «И муза вечная со мной» А вот и главная героиня – МУЗА! Слайд4. Муза Терпсихора. А вы знаете кого называют Музой? (Ответы обучающихся). Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед вами чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг. О МУЗАХ, покровительницах искусств, мы узнали из мифов и легенд Древней Греции. Музы вдохновляют художников, музыкантов, поэтов – всех, кто дарит людям красоту, любовь и надежду. Откройте учебник, на странице 9 изображены Музы. Какие они весёлые и жизнерадостные. -Сколько их изображено на рисунке? (Ответы обучающихся). Древнегреческие легенды гласят, что живёт 9 Муз, каждая из которых имеет влияние на определённую область творчества. Имя нашей героини Терпсихора («любящая танцы») – муза танцев и хорового пения, в её руке лира и плектр (приспособление для игры на щипковых инструментах). Она и поведёт нас в чудесный мир музыки и поможет раскрыть её тайны. Слайд5. Сюрприз музы Терпсихоры. «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского Посмотрите, какой сюрприз приготовила нам Терпсихора! В этом сундучке спрятана прекрасная музыка. А чтобы открыть его нужно отгадать загадки: Движенья плавные смычка приводят в трепет струны, Мотив звучит из далека, поёт про ветер лунный. Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка Звучит мечтательный мотив, его играет…..(скрипка).
-
Зазвенят серебряные струны Как будто струйки водяные, И на волнах, качая шхуны, Резвятся ветры удалые! И ветер, и волну морскую- Все струны нам изображают, Все звуки музыки рисуют. Какой же это инструмент играет? Зовут его красиво, звонко, Но не Татьяна и не Марфа. А звуки нежны, струны тонки. Наш инструмент зовётся….(Арфа). Правильно, именно скрипка и арфа будут рассказывать нам сказочную историю. Слушание. «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского. -Как звучит эта музыка? Какие чувства она у вас вызывает? (Ответы обучающихся). Давайте подберём слова, которыми можно охарактеризовать эту музыку и настроение, которое она у вас вызывает. Хорошо. Давайте ещё раз посмотрим на доску и вспомним три понятия, без которых нельзя представить себе любую музыку. -Назовите их? (Композитор, исполнитель, слушатель). Музыку сочиняют для нас композиторы. Музыку, которую вы только что слышали, написал великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Слайд6.Композитор П.И. Чайковский. (портрет). Чтобы научиться слушать и понимать музыку, сделать её неотъемлемой частью своей жизни, нужно стать настоящим слушателем. Музыка всегда «возникает» из тишины. Послушайте и вы тишину в классе перед тем, как зазвучит музыка П. Чайковского.
-
Слушание. «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского -Кто исполнял музыку? Один исполнитель или много исполнителей? (Ответы обучающихся). Много голосов различных инструментов сливались в прекрасное, стройное звучание. Это играл оркестр. -А может кто-нибудь из вас знает как называют человека, который руководит оркестром музыкантов? (Ответы обучающихся). Он руками машет плавно, Слышит каждый инструмент. Он в оркестре самый главный, Он в оркестре – президент! Верно. Это дирижёр. А давайте представим себя исполнителями – дирижёрами оркестра( ведь каждый из вас хотя бы раз в жизни видел в телепередачах, как дирижёр управляет оркестром или хором). Сейчас мы попытаемся ощутить себя настоящими исполнителями и расскажем музыку П.И.Чайковского с помощью выразительных дирижёрских жестов. ФОНОГРАММА: свободное дирижирование (вне схемы) фрагментом музыки П.Чайковского из балета «Щелкунчик» Молодцы! Сегодня на уроке мы почувствовали себя слушателями, когда слушали музыку П.И.Чайковского, исполнителями, когда дирижировали воображаемым оркестром. В начале урока мы были певцами-хористами, когда исполняли песню В.Шаинского «От улыбки»
-
Завершим наш урок разучиванием «Песни о школе» Д.Кабалевского на слова В.Викторова. Перед началом пения вспомним, что музыка возникает из тишины. Поэтому давайте выпрямим спинку, расправим плечи, поднимем голову, послушаем тишину… ПЕНИЕ: «Песня о школе» Д. Кабалевского. Учитель раздаёт детям текст песни, одновременно текст песни выводится на экран. ΙVэтап. Домашнее задание. Vэтап. Подведение итогов урока. Наша гостья Муза Терпсихора вами довольна, ей очень понравилось, как вы поёте. Поэтому она подарила всем вам хорошее настроение! Давайте и мы поблагодарим её аплодисментами. (Обучающие хлопают в ладоши.) Терпсихора обязательно будет приходить на наши уроки. А мы с вами встретимся через неделю. Спасибо за урок!
-
«И муза вечная со мной»
-
-
-
Музы
-
Муза Терпсихора
-
Загадки
1. Движенья плавные смычка приводят в трепет струны, Мотив звучит из далека, поёт про ветер лунный. Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка Звучит мечтательный мотив, его играет….. 2. Зазвенят серебряные струны Как будто струйки водяные, И на волнах, качая шхуны, Резвятся ветры удалые! И ветер, и волну морскую- Все струны нам изображают, Все звуки музыки рисуют. Какой же это инструмент играет? Зовут его красиво, звонко, Но не Татьяна и не Марфа. А звуки нежны, струны тонки. Наш инструмент зовётся…
-
-
Ход урока
-
-
-
-
-
«Хоровод Муз!»
-
-
Ход урока Учитель: Вспомним нашу первую встречу с музыкой в этом классе. Кого музыка называет музыкантами? И чем отличаются они друг от друга?Дети: Композитора, исполнителя, слушателя.Учитель: Кем мы были на прошлом уроке? Композиторами, исполнителями, слушателямиДети: Исполнителями и слушателями. Учитель: Кого мы называем композитором? Дети: Человека, который первым слышит музыку и рассказывает её людям.Учитель: Что нужно знать композитору, чтобы услышать и рассказать музыку?Дети делают предположительные ответы.Учитель: (Собирая высказывания детей, подводит их к тому, что без помощи музыки нам не обойтись.) Откроем страницу 12 нашего учебника. Посмотрите, муза опять нас куда-то зовет. Картинки на этих страницах подсказывают, что она приглашает нас найти самим музыку. Помните песню, в которой девочка рассказывала, где она слышит музыку? (Исполняется песня «Музыка» Г. Струве.)
-
Птичьи трели это музыкаИ капели это музыка.Есть особенная музыка в тихом шелесте ветвейИ у ветра и у солнышка,И у тучки и у зернышкаТоже музыка своя.Музыка предложила свои подсказки (рисунки, тексты) где нам, как композиторам услышать музыку. Что показывает муза нам нужно делать, чтобы, когда мы услышим музыку, она зазвучала? Дети: Петь, играть на музыкальных инструментах.Учитель: Сколько в классе у нас музыкальных инструментов? Дети дают предположительные ответы. Учитель: А вот и не угадали. У каждого из вас есть свой, непохожий не на какой другой музыкальный инструмент — это голос. Музыка подарила его каждому человеку. А как он будет звучать, это зависит от каждого из вас. И еще один инструмент в нашем классе - фортепиано. Мы им тоже воспользуемся сегодня. С чего же нам начать?
-
Учитель: Давайте познакомимся с первым четверостишием. К нему есть иллюстрация.Делается разбор содержания: какие мысли спрятались в четверостишие, что хотят дети, к кому обращаются, как его называют; что больше — изображения солнышка или отношения к нему детей; как необходимо выразить это обращение (ищется соответствующая интонация). Через прием моделирования интонаций дети должны выбрать самую приемлемую. Учитель: Что хотят дети подумать «хорошо, если будет солнышко», или приказать солнышку светить, или поиграть, или попросить.Дети, пробуя различные интонации, выбирают одну. Например, интонацию просьбы. Через приемы контрастных сопоставлений, использования невербальных коммуникаций осваивается данная интонация. Интонационно-мелодическое движение напоминает страстное моление (1 и 2 строки) и галантную учтивость (3 и 4 строки). В произнесении текста чувствуется уважителъностъ, сердечная открытость. Мелодический контур основывается на спуске, нисходящем скольжении. Характерный жест - поклон, реверанс.
-
Когда все дети пропели, определяется, какая же интонации самая удачная. Учитель объясняет, что именно чувство радости, доброго ожидания создает у музыки радостное настроение. Через обратный процесс (метод переинтонирования) можно закрепить осознание радостного настроения е музыке. Учитель: А чтобы музыка зазвучала надо вспомнить, что отличает звуки музыкальные от не музыкальных.Дети, назвав эти признаки (высоту и долготу), импровизируют исполнение песенки-заклички. По такому же алгоритму проходит работа с фрагментом «Дождик, дождик». К обобщению добавляется, что одной из разновидностей интонации просьбы является ее строгие формы произношения.Используется метод «сочинение сочиненного», приемы - мелодекламация, пластическое интонирование, пение.Учитель: Перейдем к третьему стихотворному тексту. (Читает текст, интонационно выделяя три части.) А теперь постараемся прочитать так, чтобы каждое слово было похоже на то содержание, которое спрятано в словах. Например, слово «бегать» двигалось, а не стояло.
-
Учитель: С каким настроением получилась наша музыка?Дети: Призывно. Учитель: Что ее сделало призывной? Обобщаются интонационные признаки призывной интонации.Учитель: Текст «Баю, баюшки» мы попробуем не только спеть, но и помочь нашему голосу игрой на музыкальном инструменте. Начнем с сочинения мелодии. Муза нам подсказала, с каким настроением должна получиться наша музыка. Нежно. Как будем сочинять мелодию как первую или как третью песенку?Дети выбирают один из способов сочинения. Могут быть использованы два варианта в классе. Интонация колыбельности характеризуется колебательностью, пространственностью образа движения. Моделируя обстановку интимного общения, создается ощущение уюта и защищенности от всего мешающего, лишнего. Отсутствие суеты создает состояние созерцательности, единения с Вселенной.Учитель: (Через совместную оценку, рассуждения, выбирается лучший вариант. При исполнении детьми, учитель помогает гармоническим сопровождением).Теперь украсим наше пение. Можно ли голосом изобразить покачивание колыбельки?
-
Дети: Предположительные ответы. Можно изобразить равномерное покачивание колыбельки, чтобы не помешать сну ребенка.Учитель объясняет, как покачивается люлька: вверх-вниз. Значит, и звуков может быть всего два: верхний и нижний. Далее все дети изображают покачивание колыбельки и поют на двух звуках: баю-бай. Солист исполняет свою колыбельную. Следующий этап - учитель предлагает одному ребенку аккомпанировать пению на фортепиано или металлофоне, другому петь.Учитель: Какие по настроению получились сегодня наши песенки? От чего это зависело?Дети: Оттого, что мы хотели сказать и делали это так, как подсказывали нам солнышко, дождик, считалка, колыбельная.Учитель: Какая у нас сегодня получилась музыка: радостная, строгая, призывная, нежная?Необходимо, чтобы дети воспроизвели характерные интонационные признаки каждого настроения. Учитель: Какие песенки запомнились вам больше всего?В учебниках этих детей появляется отличительный знак — подарок от музыки.Дома можно придумать окончания к песенкам-закличкам из учебника.
-
Куда ведет нас муза…
-
-
Песенки - заклички
Божья коровка Дождик, веселей Божья коровка, Лети на небко,Там твои деткиКушают котлетки.Всем по одной,А тебе………….. Дождик, дождик, веселейКапай, капай, не жалей!Только нас не намочи!Зря в окошко………………
-
-
Ход урока Учитель: Вот художник так художник, все леса позолотил.Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.Отгадать загадку просим, кто художник этот?Дети: Осень. Учитель: Правильно, и тема сегодняшнего урока – «Музыка осени». Давайте мы с вами сейчас вспомним все краски уходящей осени. Звучит запись А.Вивальди «Осень». Учитель: Какую вы услышали осень? - Какие картины представили? - Какую осень нарисовал композитор А.Вивальди? (Сведения о композиторе.)
-
Дети: Разноцветная осень, разноцветные леса. - Музыка нарисовала весёлый характер осенних листьев. - Осенние листья радуются, как будто собираются на бал. - Музыка полна радости и счастья. Учитель: А знаете ли вы, что бывает три осени? Первая приходится на сентябрь и называется первоосенье. Вторая приходится на октябрь – глубокая осень. И третья приходится на ноябрь – предзимняя осень. Сейчас мы поговорим о сентябре – период золотой осени. Назовите самые характерные признаки сентября. (Солнышко бледнее, небо холоднее, день короче, ночь длиннее, птицы улетают в теплые края, листья желтеют и опадают и т.д.) Рассматривают картину И.Левитана «Золотая осень». Учитель: Озолотились березы, раскалились докрасна рябины и дубы, зардели клёны. Настал карнавал листвы, или листопад. Теперь покажите движением этот карнавал листвы. Звучит песня «Падают листья», музыка М.Красева, слова М.Ивенсен. Учитель. Какая музыка? Дети. Музыка спокойная. Светлая, мягкая, нежная, задумчивая. Учитель. Правильно, и движения вы передали, соответствующие характеру музыки. А какими красками пользуется художник для изображения осени? Дети. Оранжевыми, красными, желтыми.
-
Учитель. Но не только художники, но и поэты выражают свое настроение по поводу осени. Сейчас я вам предлагаю послушать, как поэт Плещеев изобразил осень в своем стихотворении. (Аудиозапись стихотворения «Осень».) А сейчас мы споем две песни о листопаде композитора Тамары Попатенко, которая выражает свое отношение к листопаду и свое настроение. Дети поют две песни «Листопад», музыка Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко; «Сарафан надела осень», музыка Т. Попатенко, слова И. Черницкой… Учитель. Чем отличаются эти песни друг от друга? (Одна песня по характеру грустная, печальная, жалобная, тоскливая, хмурая. Другая – веселая, звонкая, легкая, солнечная, под нее хочется танцевать.) Эти песни отличаются друг от друга по характеру и содержанию. Сентябрь – самый грибной месяц года. Есть такая поговорка: кто пораньше встает, тот грибов наберет, а сонливый, да ленивый идут после за крапивой. Когда собирают грибы, приговаривают: «Боровик, боровик, красная головка, дам тебе морковку». Но не всякий гриб в лукошко кладут. А какие грибы можно собирать? Игра «Кузовок». (Дети называют грибы и «складывают» в воображаемый или бутафорский кузовок.)
-
Учитель. Много грибов набрали в кузовок? Хочу предложить вам исполнить песню «Попадайся, грибок!», музыка и слова В. Герчик. Пусть эта песня станет закличкой, и когда вы с родителями будете собирать грибы в осеннем лесу, то обязательно наберете полную корзину. Будем петь весело, задорно, звонко, чтобы грибам захотелось к вам в лукошко. Исполнение песни «Попадайся, грибок!». Музыка и слова В. Герчик. Учитель. А сейчас поговорим об октябре и ноябре. Октябрь – период глубокой осени. Издавна в народе говорят: октябрь – грязник. Почему его так называют? (Часто идут моросящие дожди, на улице грязно и неуютно, холодно, дуют порывистые ветры, погода пасмурная.) Рассмотрим картины художника И.Левитана «Поздняя осень», «Туман». Послушаем в исполнении симфонического оркестра музыкальный отрывок «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского и услышим, как он изобразил в музыке характер октября. (Звучит грамзапись.) А сейчас мы с вами попадём в волшебную мастерскую и кистями и красками подберём фон октября. Фон октября должен соответствовать услышанной вами музыке. (Дети работают.) В каких тонах вы изобразили фон октября? (Темные фиолетовые, серые, синие.), Какое произведение у П.И. Чайковского по характеру? (Хмурое, печальное, грустное.) (Учитель предлагает детям нарисовать дома на этих листочках с фоном осенний пейзаж.)
-
Учитель: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман,Гусей крикливых караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора.(А.С. Пушкин) Ребята, вы догадались, о каком месяце мы будем говорить? Дети. О ноябре. Учитель. Ноябрь – предзимье. Выделите характерную особенность ноября. (Деревья стоят голые, становится холоднее, выпадает первый снег.) (Дети рассматривают картину И. Левитана «Первый снег») Учитель: А теперь давайте «войдем» в эту картину. Возьмите снег, который лежит на перилах. Какой снег? (Холодный, мокрый.) Давайте поиграем в снежки. (Дети « лепят» воображаемые снежки и кидают в друг друга – физкультминутка.)
-
Учитель. А теперь послушайте, как композитор Ц. Кюи изобразил ноябрь в своей песне «Осень». Звучит песня «Осень», музыка Ц.Кюи, слова А.Плещеева. Какое настроение в этой песне? (Грустное, печальное, тоскливое…) Дети, а вы знаете, что осень – это сказка, потому что каждый месяц приносит нам волшебные превращения природы? Звучит грамзапись рассказа «Отчего Осень плачет», автор Э. Шим. Только осень успела прийти, как слышатся недовольные голоса. Люди говорят: - Ах, какая жалость, лето красное кончилось… Птицы в стаи сбиваются: - Опять нам лететь на чужбину… Звери лесные ворчат: - Кончилось вольное житье… И никто, видать, приходу Осени не радуется. Призадумалась Осень: - Отчего бы это? – спрашивает, - Чем я не хороша? Чем не пригожа? И богата, и щедра, и красива – только живи, да радуйся!
-
За лето реки да озера обмелели. Я (Осень) их до бережков налила. На полях, на лугах трава за лето выгорела. Я (Осень) их стеклянной росой да серебряным инеем покрыла. Были леса темные. Я (Осень) их раскрашивать разными красками начала…Наконец, надумала у людей спросить, отчего приходу Осени никто не радуется. Учитель. Давайте ответим на вопрос Осени: почему мы не радуемся ей? (Дождик, холодно, дни короткие, тепло одеваемся, солнышко не греет…) И всё-таки осень, ребята, это и хорошо и плохо; как любое время года, оно приносит нам и радость, и грусть. Обобщение пройденного материала. Выход из класса под музыку П.И. Чайковского «Осень».
-
П.И.Чайковский А.Вивальди
-
Кюи Ц.А.
-
И.Левитан
-
-
-
-
-
Ход урока Сегодня нам с вами надо выяснить, где живет музыка. Как она появляется, мы уже выяснили на прошлом уроке. Муза предлагает всем нам совершить увлекательное путешествие на школьном корабле. Капитаном этого корабля Муза попросила быть меня. Школьный корабль обязательно должен посетить несколько «гаваней». Остановки предлагается сделать в «гаванях»: «Школьная», «Буквенная семья», «Музыкальная азбука». Давайте попробует представить, что же можно увидеть там? Музыка в путешествии будет нам помогать. Итак, наш школьный корабль отправляется в путь. (Звучит песня (отрывок) С. Ранды «Путешественники». Дети слушают музыку, стараясь представить, что можно показать в своих «гаванях»). Давайте посмотрим, в какую гавань направился наш кораблик? (Слайд 3) Чтобы сообщить о нашем приближении, надо подать сигнал - гудок: звук «У». (Дети выполняют упражнение). Вот мы и на месте: «гавань» «Школьная». Нас встречает музыка «Теперь мы первоклашки» А. Ермолов (слайд4) Исполняя песню, мы поняли, что музыка в школе - это не только уроки музыки. Музыка в школе живет (переменки, звонки, песни без числа...). Плывем дальше под исполнение песни «Путешественники». Дети точно должны услышать пульсацию в музыке и показать покачивание корабля. (слайд 5)
-
Звучит гудок прибытия корабля в «гавань» «Буквенная семья». Музыка встречает нас и в этой гавани. «Чему учат в школе» В. Шаинского - исполнение. Что ждет нас в этой гавани? (Буквы). Правильно, для того, чтобы записать мысль, нужны буквы, из которых складываются слова, для того, чтобы выполнить математическое действие, нужны цифры. (слайд 7) Как называют буквенную семью? (Азбука). Сколько всего букв в ней живет?( 33 буквы) А вот Муза дала нам задание: «Сделайте азбуку музыкальной». Как же это можно сделать? (Спеть азбуку) А композитор Малышков сумел сделать азбуку музыкальной. Давайте послушаем, как у него получилось. (слайд 8) Муза нам подсказывает, что азбука бывает еще и музыкальной. Давайте продолжим наше путешествие и отправимся в Музыкальную гавань. Эта гавань - самая загадочная, потому что мы меньше всего знаем, с чем мы можем там встретиться. (слайд 9) Но у нас есть предположения о том, кого мы там можем встретить. Подскажите мне, что это за знак? (скрипичный ключ) Правильно, скрипичный ключ всегда рядом с…..(нотами)(слайд 10) Наша музыкальная азбука состоит из нот. Сколько нот в музыкальной азбуке? Давайте прочитаем и посчитаем их. (слайд 11) Действительно, специальные знаки - ноты - позволяют записывать музыкальные мысли, мелодии. (слайд 11)Посмотрите, нотками записана песенка, которую мы уже учили. Я её сыграю, а помогите спеть песню. .
-
Молодцы, вы хорошо спели, но, к сожалению, наш урок подходит к концу, и в «Музыкальную гавань» мы вернёмся, но только на следующем уроке. А сейчас у нас будет вынужденная остановка в «гавани» «Мой дом». Слайд 12 Пока мы будем отдыхать, давайте сделаем сюрприз для Музы, расскажем ей в своих рисунках о том, где в нашей школе живет музыка. И к следующему уроку вы их принесете
-
Где в нашей школе живет музыка?
-
-
Музыкальная азбука
Все на свете дети знают, Звуки разные бывают. Журавлей прощальный клекот, Самолета громкий рокот,
-
Гул машины во дворе,Лай собаки в конуре,Стук колес и шум станка,Тихий шелест ветерка.
-
Это звуки - шумовые.Только есть еще другие:Не шуршание, не стуки -Музыкальные есть звуки.
-
А теперь посмотрим, кто внимательный тот сразу найдет музыкальные и шумовые звуки.
-
Звуки выстроились в ряд,получился звуков ряд (звукоряд)
-
Я сначала нарисуюЗакорючку вот такую, Дальше линию продлю,На верхушке закруглю
-
Вот и вышел ключ отличный,А зовется он СКРИПИЧНЫЙи ВТОРОЕ ИМЯ ЕСТЬНапишу его я здесь: КЛЮЧ СОЛЬ.
-
Запомни:КЛЮЧ СОЛЬ называется так потому,Что начало завиточкаНа второй рисуют строчке На той самой второй строчке, на которой живет нота соль.
-
Вот пятиэтажный дом. Проживают знаки в нем."Нотоносец" дом зовут, знаки-ноты в нем живут.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.