Содержание
-
Композитор А.Н.Скрябин
Реформатор музыки
-
Детство
- Родился 25 декабря 1871г. В московской дворянской семье
- Мать Л.П.Щетинина, пианистка, умерла через год после рождения Николая; отец – дипломат, создал новую семью и встречался с сыном эпизодически
- Воспитывался двумя бабушками – матерью и сестрой отца
- Рано проявилась уникальная музыкальная одарённость
-
Годы учения
- Учился в московском кадетском корпусе
- Уже в 10-12 лет писал музыкальные сочинения
- С 1888г. учился в консерватории. Среди его педагогов – С.И.Танеев (на фото), В.И.Сафонов
-
В числе консерваторских «звёзд»
В.И.Сафонов, Из воспоминаний учителя: Раз как-то Скрябин играл у Сафонова на дому, когда тот прилег отдохнуть и немного вздремнул. После Сафонов рассказывал: «Просыпаюсь при прелестных звуках чего-то. Не хотелось даже двинуться, чтобы не нарушить волшебного очарования. Спрашиваю потом: „Что это?" Оказался его Des-dur'ный прелюд. Это одно из лучших воспоминаний моей жизни».
-
Юное дарование
- Скрябин окончил консерваторию в 1892 только по фортепианной специальности (в классе Аренского у него не сложились отношения с преподавателем). Ему была присуждена малая золотая медаль (большой медали удостаивались лишь выпускники, окончившие по двум специальностям)
- Имя Скрябина было занесено на мраморную доску, находящуюся при входе в Малый зал Московской консерватории, наряду с именами самых выдающихся воспитанников консерватории.
- В один год со Скрябиным это учебное заведение окончил Рахманинов, представивший в качестве дипломной работы оперу «Алеко»
-
Знакомство с М.Беляевым
- М.П.Беляев – крупный музыкальный деятель, лесопромышленник, создал собственное музыкальное издательство, специальные концертные организации — Русские симфонические концерты и Русские камерные вечера, учредил ежегодные премии имени Глинки
- Заслуги Беляева сравнимы с заслугами П.Третьякова
-
Дружба с А.К.Лядовым
- Беляев выделил Скрябина на особое место. Он оплачивал его сочинения самыми высокими гонорарами, выдавал щедрые авансы в счет будущих работ. Почти ежегодно Скрябину присуждались Глинкинские премии.
- Через Беляева завязались отношения Скрябина с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и другими петербургскими композиторами. Наибольшая близость сложилась у него с Анатолием Константиновичем Лядовым. Их сближала общность художественных вкусов, в том числе любовь к музыке Шопена.
-
Брак с В.И.Исакович
- Вера Ивановна была пианисткой, и порою супруги давали совместные концерты
- Скрябин в 1890-е годы ведёт активную концертную деятельность по городам России и выезжает за границу
- Некоторое время работает преподавателем в консерватории (не питал склонности к педагогической работе, но студенты ценили в нём тончайшего вдохновенного музыканта)
-
Лучшие произведения композитора 1890-х годов
- 24 прелюдии соч. 11 («энциклопедия» музыкальных образов, типичных для первого периода творчества Скрябина)
- цикл из 12 этюдов соч. 8 (замечательнейшие образцы этюдов в мировой фортепианной литературе)
- три сонаты
- фортепианный концерт — одно из обаятельнейших произведений Скрябина — вошел в число классических образцов этого жанра
-
«Вагнер превратился в грудного младенца с сладким лепетом»
- На рубеже веков Скрябин пишет 2 симфонии, вызвавшие крайние нарекания музыкальной общественности - «какофония, вздор, дикие гармонии»
- Композитор вырабатывает собственный симфонический стиль, отталкиваясь прежде всего от Вагнера
-
Член Философского общества
- Около 1900 года Скрябин познакомился с кружком философов и стал членом московского Философского общества. Особенно близко он сошёлся с кн.С.Трубецким (на фото)
- Утверждается на позициях субъективного идеализма
- Охвачен идеей создания художественного произведения, которое должно преобразовать жизнь, превратить ее в великий праздник для всего человечества
-
Центральное дело жизни
- «Мистерия» представлялась Скрябину как грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств — музыка, поэзия, танец, архитектура и т. д. Это должно было быть особое коллективное «действие», в котором примет участие ни более ни менее, как все человечество! Исполнение «Мистерии» должно повлечь за собой грандиозный мировой переворот и наступление некоей новой эры
- Эта идея не помешала появлению на свет замечательных сочинений композитора, в которых гениальный художник оттеснял на задний план заблуждающегося мыслителя
-
Заграничный период 1903-1910
- В 1904г. Скрябин женился на Т.Ф.Шлёцер, полностью пожертвовавшей своими личными интересами ради творчества мужа
- Удивительная дружба с марксистом Г.Плехановым
- Финансовые затруднения после смерти М.Беляева
- Участие в дягилевских сезонах в Париже, концерты в Швейцарии, Италии, США
-
Возвращение на родину
- В 1912 году Скрябин снял квартиру в доме № 11 по Большому Николо-Песковскому переулку (теперь улица Вахтангова), около Арбата. Здесь он прожил с семьей последние три года жизни
- Сейчас в этом доме располагается музей композитора
-
Дом-музей
-
Работа над «Мистерией»
- Последние годы жизни композитор посвятил реализации идеи «Мистерии». Скрябин часто жаловался на то, что ему приходится заниматься такими «пустяками», как писанием сонат и других пьес, концертированием, и т. д., вместо того, чтобы все силы отдать тому, в чем он видел свое главное назначение. «Как все это надоело... Пора!» — вырывалось у него.
- Однако постепенно, по мере того как замысел «Мистерии» разрастался и принимал все более фантастические масштабы, сам Скрябин, очевидно, смутно начал осознавать невозможность его реализации; во всяком случае в относительно близком будущем.
-
Нелепая смерть
- Гибель композитора в возрасте сорока трех лет (27 апреля 1915г.), в полном расцвете творческих сил, от нелепой, случайной причины (на губе вскочил карбункул, вызвавший общее заражение крови) была воспринята как событие, глубоко трагическое для русского музыкального искусства.
-
Лучшие произведения композитора 1900-х годов
- 4-я соната (принадлежит к вершинам фортепианного наследия Скрябина), 7,9 и 10 сонаты
- две поэмы соч. 32, Сатаническая и Трагическая поэмы, Поэма-ноктюрн (соч. 61), поэма «Странность» (соч. 63)
- Поэма экстаза - одна из кульминационных точек творчества
- 4 прелюдии соч. 37, прелюдии соч. 74
- второй цикл этюдов (соч. 42), цикл из 3-х этюдов (соч. 65)
- Третья («Божественная») симфония — одна из вершин творчества композитора и один из замечательнейших памятников русского и мирового симфонизма начала XX столетия
- «Прометей» (Поэма огня)
- Поэма «К пламени» — одно из выдающихся поздних произведений Скрябина
-
В памяти потомков
-
Источники информации и изображений
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.