Содержание
- 
              
            
Композитор А.Н.Скрябин
Реформатор музыки
 - 
              
            
Детство
- Родился 25 декабря 1871г. В московской дворянской семье
 - Мать Л.П.Щетинина, пианистка, умерла через год после рождения Николая; отец – дипломат, создал новую семью и встречался с сыном эпизодически
 - Воспитывался двумя бабушками – матерью и сестрой отца
 - Рано проявилась уникальная музыкальная одарённость
 
 - 
              
            
Годы учения
- Учился в московском кадетском корпусе
 - Уже в 10-12 лет писал музыкальные сочинения
 - С 1888г. учился в консерватории. Среди его педагогов – С.И.Танеев (на фото), В.И.Сафонов
 
 - 
              
            
В числе консерваторских «звёзд»
В.И.Сафонов, Из воспоминаний учителя: Раз как-то Скрябин играл у Сафонова на дому, когда тот прилег отдохнуть и немного вздремнул. После Сафонов рассказывал: «Просыпаюсь при прелестных звуках чего-то. Не хотелось даже двинуться, чтобы не нарушить волшебного очарования. Спрашиваю потом: „Что это?" Оказался его Des-dur'ный прелюд. Это одно из лучших воспоминаний моей жизни».
 - 
              
            
Юное дарование
- Скрябин окончил консерваторию в 1892 только по фортепианной специальности (в классе Аренского у него не сложились отношения с преподавателем). Ему была присуждена малая золотая медаль (большой медали удостаивались лишь выпускники, окончившие по двум специальностям)
 - Имя Скрябина было занесено на мраморную доску, находящуюся при входе в Малый зал Московской консерватории, наряду с именами самых выдающихся воспитанников консерватории.
 - В один год со Скрябиным это учебное заведение окончил Рахманинов, представивший в качестве дипломной работы оперу «Алеко»
 
 - 
              
            
Знакомство с М.Беляевым
- М.П.Беляев – крупный музыкальный деятель, лесопромышленник, создал собственное музыкальное издательство, специальные концертные организации — Русские симфонические концерты и Русские камерные вечера, учредил ежегодные премии имени Глинки
 - Заслуги Беляева сравнимы с заслугами П.Третьякова
 
 - 
              
            
Дружба с А.К.Лядовым
- Беляев выделил Скрябина на особое место. Он оплачивал его сочинения самыми высокими гонорарами, выдавал щедрые авансы в счет будущих работ. Почти ежегодно Скрябину присуждались Глинкинские премии.
 - Через Беляева завязались отношения Скрябина с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым и другими петербургскими композиторами. Наибольшая близость сложилась у него с Анатолием Константиновичем Лядовым. Их сближала общность художественных вкусов, в том числе любовь к музыке Шопена.
 
 - 
              
            
Брак с В.И.Исакович
- Вера Ивановна была пианисткой, и порою супруги давали совместные концерты
 - Скрябин в 1890-е годы ведёт активную концертную деятельность по городам России и выезжает за границу
 - Некоторое время работает преподавателем в консерватории (не питал склонности к педагогической работе, но студенты ценили в нём тончайшего вдохновенного музыканта)
 
 - 
              
            
Лучшие произведения композитора 1890-х годов
- 24 прелюдии соч. 11 («энциклопедия» музыкальных образов, типичных для первого периода творчества Скрябина)
 - цикл из 12 этюдов соч. 8 (замечательнейшие образцы этюдов в мировой фортепианной литературе)
 - три сонаты
 - фортепианный концерт — одно из обаятельнейших произведений Скрябина — вошел в число классических образцов этого жанра
 
 - 
              
            
«Вагнер превратился в грудного младенца с сладким лепетом»
- На рубеже веков Скрябин пишет 2 симфонии, вызвавшие крайние нарекания музыкальной общественности - «какофония, вздор, дикие гармонии»
 - Композитор вырабатывает собственный симфонический стиль, отталкиваясь прежде всего от Вагнера
 
 - 
              
            
Член Философского общества
- Около 1900 года Скрябин познакомился с кружком философов и стал членом московского Философского общества. Особенно близко он сошёлся с кн.С.Трубецким (на фото)
 - Утверждается на позициях субъективного идеализма
 - Охвачен идеей создания художественного произведения, которое должно преобразовать жизнь, превратить ее в великий праздник для всего человечества
 
 - 
              
            
Центральное дело жизни
- «Мистерия» представлялась Скрябину как грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств — музыка, поэзия, танец, архитектура и т. д. Это должно было быть особое коллективное «действие», в котором примет участие ни более ни менее, как все человечество! Исполнение «Мистерии» должно повлечь за собой грандиозный мировой переворот и наступление некоей новой эры
 - Эта идея не помешала появлению на свет замечательных сочинений композитора, в которых гениальный художник оттеснял на задний план заблуждающегося мыслителя
 
 - 
              
            
Заграничный период 1903-1910
- В 1904г. Скрябин женился на Т.Ф.Шлёцер, полностью пожертвовавшей своими личными интересами ради творчества мужа
 - Удивительная дружба с марксистом Г.Плехановым
 - Финансовые затруднения после смерти М.Беляева
 - Участие в дягилевских сезонах в Париже, концерты в Швейцарии, Италии, США
 
 - 
              
            
Возвращение на родину
- В 1912 году Скрябин снял квартиру в доме № 11 по Большому Николо-Песковскому переулку (теперь улица Вахтангова), около Арбата. Здесь он прожил с семьей последние три года жизни
 - Сейчас в этом доме располагается музей композитора
 
 - 
              
            
Дом-музей
 - 
              
            
Работа над «Мистерией»
- Последние годы жизни композитор посвятил реализации идеи «Мистерии». Скрябин часто жаловался на то, что ему приходится заниматься такими «пустяками», как писанием сонат и других пьес, концертированием, и т. д., вместо того, чтобы все силы отдать тому, в чем он видел свое главное назначение. «Как все это надоело... Пора!» — вырывалось у него.
 - Однако постепенно, по мере того как замысел «Мистерии» разрастался и принимал все более фантастические масштабы, сам Скрябин, очевидно, смутно начал осознавать невозможность его реализации; во всяком случае в относительно близком будущем.
 
 - 
              
            
Нелепая смерть
- Гибель композитора в возрасте сорока трех лет (27 апреля 1915г.), в полном расцвете творческих сил, от нелепой, случайной причины (на губе вскочил карбункул, вызвавший общее заражение крови) была воспринята как событие, глубоко трагическое для русского музыкального искусства.
 
 - 
              
            
Лучшие произведения композитора 1900-х годов
- 4-я соната (принадлежит к вершинам фортепианного наследия Скрябина), 7,9 и 10 сонаты
 - две поэмы соч. 32, Сатаническая и Трагическая поэмы, Поэма-ноктюрн (соч. 61), поэма «Странность» (соч. 63)
 - Поэма экстаза - одна из кульминационных точек творчества
 - 4 прелюдии соч. 37, прелюдии соч. 74
 - второй цикл этюдов (соч. 42), цикл из 3-х этюдов (соч. 65)
 - Третья («Божественная») симфония — одна из вершин творчества композитора и один из замечательнейших памятников русского и мирового симфонизма начала XX столетия
 - «Прометей» (Поэма огня)
 - Поэма «К пламени» — одно из выдающихся поздних произведений Скрябина
 
 - 
              
            
В памяти потомков
 - 
              
            
Источники информации и изображений
 
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
                  
                
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.