Содержание
-
«Жить припеваючи!»(Летние народные праздники).
Проект выполнен Бирюковой Полиной под руководством учителя музыки ГБОУ СКОШИ №2 Синявской А. А.
-
Выбор темы.
При изучении базового курса предмета «Музыка» в 4 классе мы заинтересовались темой русского фольклора и захотели познакомиться с другими темами, не входящими в программу этого курса. Затем на кружке «Бэби-шлягер» мы обсудили эту тему , после чего и образовалась инициативная группа участников проекта «Народные праздники лета» во главе с Полиной Бирюковой, которая согласилась принять участие в изучении русских праздников и традиций.. Она встала у руля теоретической части –создания сценария и подготовки презентации проекта.
-
Цель проекта
Знакомство с русскими народными календарными праздниками.
-
Задачи:
Создание сценария праздника «Троица». Разучивание песен, стихов, игр летних народных праздников и праздника «Троица».
-
Актуальность:
Тема проектной работы выбрана с целью расширения и углубления знаний в области музыкальной культуры нашей Родины. Народные праздники лета – этот материал нами наименее изучен и почти не представлены в курсе школьной программы. Поэтому мы обратились к изучению этой темы.
-
Лето – самая долгожданная пора в крестьянском и народном цикле обрядов и праздников. Множество поговорок дают характеристику этому времени года. Вот только малая часть этих поговорок: «На зимний стол – летний разносол». «Что летом соберешь с тем зиму и проведешь».
-
Один из летних праздников это Честной семик.
Семик — это четверг на последней неделе перед Троицей. В старину говорили: "Честная масленица в гости Семик звала"... и добавляли: "Честь ей за то и хвала!« С этим днем связано множество своеобразных обычаев.
-
В окрестных рощах девушки связывали ветвями ("завивали") молодые березки…
-
…и проходили под их зелеными сводами с поцелуями и песней:Покумимся, кума, покумимся! Нам с тобою не браниться — дружиться!
-
Веселые толпы народа в венках из полевых цветов носили по улицам изукрашенную пестрыми лоскутками и яркими лентами березку.
-
На 50-ый день после праздника Пасха следует праздникТроица.
С незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа Троицын день. В этот день дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Кустодиев «Троицын день».
-
На поляне девушки плели венки из травы и цветов. Если рядом была речка, загадывали желание: если венок не тонул, плыл — желание исполнится; если тонул – не исполнится. Шумно и весело проходит Троица. В этот день устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. (Фрагмент праздника)
-
Купаленка – ночка маленька.
Главным летним праздником был день летнего солнцестояния (21 или 22 июня), когда дневное светило достигает наивысшего проявления своих творческих сил, делает первый поворот на зиму. Купальские обряды, совершаемые в канун праздника ("ночь накануне Ивана Купалы"), включают сбор целебных трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, уничтожение чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, ночные гуляния вокруг купальского костра в ожидании "игры солнца". Но главным мотивом этого праздника является выпроваживание, изгнание нечистой силы, которая, по народным верованиям, особенно опасна в это время. В эту ночь не полагалось спать, поскольку ведьмы, колдуны, оборотни и русалки вредят во всю Мощь своей вредоносной силы: отбирают у коров молоко, портят хлеба.
-
Три спаса.
Первый Спас еще называют Медовым Спасом. Этот день - праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Срок стараются соблюдать точно (14 августа), ибо, по поверьям, если пчельник не заломаетсота, то соседние пчелы вытаскают весь мед.
-
Второй – Яблочный Спас.
Раньше до второго Спаса фрукты есть было не положено. 19 августа их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется "Яблочным Спасом". Из трех Спасов Яблочный Спас — самый главный. Церковь освящает плоды нового урожаяПосле освящения часть плодов отдавали нищим, также яблоки раздавались всем прихожанам и посылались на дом к больным. Те, кто не исполняли этот обычай, вызывали всеобщее презрение.
-
Ореховый спас.
К третьему Спасу — 10 августа/29 августа — обычно созревают орехи, поэтому он и называется ореховым. Другое его название — Спожинки. К этому дню, по народной традиции, полагалось успеть дожать последний сноп в озимом поле. Потому, наверное, и называется он еще Спожинками-дожинками (Спожинать — кончать жатву, дожинать хлеб).
-
К завершению августа жатва заканчивалась. Последний сноп — так же, как и первый — считался магическим, его сохраняли до Нового года, он символизировал благополучие дома. На Третий Спас существовало обыкновение загадывать о посеве. Из последнего снопа брали три колоска и зарывали в землю в укромном месте. Если раньше и лучше всех взойдут зерна первого колоса — значит, лучший урожай даст в будущем году ранний сев; если зерна второго — средний, третьего — поздний.
-
Источники
http://img-fotki.yandex.ru/get/9113/20573769.38/0_91f2f_2904f6ef_L.png пчелка с цветами http://img-fotki.yandex.ru/get/9163/47407354.c6d/0_12a9ae_9d615e17_L.png ромашки Фон – градиентная заливка
-
-
-
-
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.