Презентация на тему "Раскрытие Богородичной тематики в иконографической программе росписей Дионисия"

Презентация: Раскрытие Богородичной тематики в иконографической программе росписей Дионисия
1 из 36
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для студентов на тему "Раскрытие Богородичной тематики в иконографической программе росписей Дионисия" по мировой художественной культуре (МХК). Состоит из 36 слайдов. Размер файла 8.39 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    36
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Раскрытие Богородичной тематики в иконографической программе росписей Дионисия
    Слайд 1

    Раскрытие Богородичной тематики в иконографической программе росписей Дионисия. Храм Рождества Богородицы в Ферапонтово(1502).

  • Слайд 2

    Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь – Россия, Вологодская область

  • Слайд 3
  • Слайд 4
  • Слайд 5
  • Слайд 6

    Ферапонтов Белозерский Рождества Богородицы мужской монастырь основан на рубеже XIV –XV веков. Был расписан величайшим русским художником Дионисием и его сыновьями Фео­досием и Владимиром в 1500—1502 гг. Основное место в них занимает цикл из 25 композиций на тему Акафиста богородице. У Дионисия нашли свое отражение все песнопения. Мастер располагает сцены акафиста тремя ярусами росписей по всему периметру собора. Таким образом Дионисий создал одно из самых совершенных воплощений акафиста в живописи. При выполнении росписей собора Дионисий готовил пигменты из цветных камней, которые находил у стен монастыря, на берегах Бородавского озера. . Это единственная сохранившаяся роспись выдающегося представителя московской иконописной школы, главного художника рубежа XV—XVI веков.

  • Слайд 7

    Ака­фист— византийское торжественное песнопение, восхваляющее богоматерь. Слово «акафист» по-гречески означает «неседален»: этот гимн положено слушать стоя. Он состоит из вводной песни «Взбранной воеводе...», в ко­торой приносится благодарение Богоматери за одержанную победу и моль­ба защитить от новой опасности. Затем идут 24 песни, состоящие из краткого повествования. Повествование первых 12 песен основано на житии Марии и Христа. В них последовательно вспоминаются Благовещение (в первых четырех песнях), Целование Марии и Елизаветы, Сомнения Иосифа, Поклонение пастырей, Путешествие волхвов, Возвращение волх­вов в Вавилон, Бегство в Египет и Сретение. Но эти темы занимают поэта не сами по себе, он размышляет о таинственном смысле, который в них находит. Последние 12 песен теряют всякую связь с евангельскими собы­тиями и содержат богословские рассуждения и славословия Марии и Христа. Песни Акафиста подразделяются на чередующиеся конда’кии и’косы. Несмотря на то что Акафист — произведение чисто литературное, егоавтор заимствовал многие темы и образы из апокрифов, широко попу­лярных в народной среде и часто созданных народным творчеством. В русской монументальной живописи первыми из сохранившихся изо­бражений на тему Акафиста являются росписи Ферапонтова монастыря. Акафистный цикл в Ферапонтовой монастыре занимает ведущее местов системе росписей всего храма.Цикл начинается на восточных столбахчетырьмя сценами Благовещения, передающими первые четыре песниАкафиста. Расположение Благовещения на восточных столбах обусловленодревней традицией, восходящей еще к IX в.Сохранив эту традицию,Дионисий тонко и тактично вводит новую иконографическую тему в старинную систему росписей.

  • Слайд 8

    План собора по уровню второго яруса росписей 1 — икос 1 (Благовещение у колодца) 2 - кондак 2 (Благовещение в хра­ме) 3 — икос 2 (Благовещение в храме) 4 - кондак 3 (Благовещение в храме) 5 — икос 3 (Целование Марии и Елизаветы) 6 — кондак 4(Сомнения Иосифа) 7 - икос 4 (Поклонение пастырей) 8 - кондак 5 (Путешествие волхвов) 9 - икос 5 (Поклонение волхвов) 10 - кондак 6(Возвращение волхвов) 11- икос 6 (Бегство в Египет) 12 — кондак 7 (Сретение) 13 - — икос 7 (Христос указывает апостолам на книгу) 14 - кон­дак 8 (В небесах Богоматерь — Знамение в трехцветном ореоле, на земле —преподобные) I5 - икос 8 (Деисус) 16 — кондак 9 (Христос на троне, окруженный ангелами и серафимами в миндалевидной мандорле); 17—икос 9 (Богоматерь на троне и два витии); 18 — кондак 10 (Шествие на Гол­гофу); 19 — икос 10 (Богоматерь на фоне стены благословляет дев); 20 — кондак 11 (Христос между двух святителей, внизу колодец и ищущие очищения люди); 21 — икос 11 (Богоматерь со свечой, два про­рока, внизу в вертепе люди); 22 — кондак 12 (Сошествие во ад и уничто­жение записи Адама); 23 — икос 12 (Молящиеся перед храмом, из которого поднимается Богоматерь с Младенцем); 24 — кондак 13 (Поклонение иконе Одигитрии); 25 — кондак 1 (вводный, Поклонение иконе Одигитрии).

  • Слайд 9

    «Ангел предстатель с небесе послан бысть...» (Акафист. Икос 1). Представлено Благовещение у колодца, описанное в апокрифическом Протоевангелии Иакова. Архангел Гавриил спускается к Марии с благой вестью о воплощении от нее Спасителя. Икос 1Ангел предстатель с небесе послан быстьрещи Богородице: радуйся, и со безплотным гласом воплощаема Тя зря, Господи, ужасашеся и стояше, зовый к Ней таковая: Радуйся, Еюжерaдocтьвозсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет. Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление. Радуйся, высотонеудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскимаочима. Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носишиНосящаго вся. Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробоБожественнаго воплощения. Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу. Радуйся, НевестоНеневестная.  1

  • Слайд 10

    «Сила Вышняго осени...» (Акафист. Кондак 3) Благовещение: архангел Гавриил показан перед восседающей на престоле и принимающей благую весть Марией. Композиция отражает представления о Благовещении как о моменте Боговоплощения: в медальоне на лоне Богородицы, между ее разведенными руками помещена прозрачная фигурка воплотившегося Младенца Христа (видна с близкого расстояния). Кондак 3Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную, и благоплодная Тоя ложесна, яко село показа сладкое, всем хотящим жати спасение, всегда петисице: Аллилуиа. 2

  • Слайд 11

    «Разум недоразумеваемыйразумети Дева ищущи...» (Акафист. Икос 2) Благовещение в доме: Мария обращается к архангелу Гавриилу, желая уразуметь тайну возвещенной ей благой вести. Икос 2Разум недоразумеваемыйразумети Дева ищущи, возопи к служащему: из боку чисту, Сыну како есть родитися мощно, рцы Ми? К Нейже он рече со страхом, обачезовыйсице: Радуйся, совета неизреченнагоТаиннице; радуйся, молчания просящих веро. Радуйся, чудес Христовых начало; радуйся, велений Его главизно. Радуйся, лествице небесная, Еюжесниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо. Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение. Радуйся, Свет неизреченно родившая; радуйся, еже како, ни единаго же научившая. Радуйся, премудрых превосходящая разум; радуйся, верных озаряющая смыслы. Радуйся, НевестоНеневестная. 3

  • Слайд 12

    «Видящи Святая Себе в чистоте...» (Акафист. Кондак 2) Представлено Благовещение в доме: недоумевающая Мария вопрошает архангела Гавриила о смысле возвещенной им благой вести. Кондак 2Видящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души Моей является: безсеменнагобо зачатия рождество какоглаголеши, зовый: Аллилуиа. 4

  • Слайд 13

    «ИмущиБогоприятную Дева утробу...» (Акафист. Икос 3) После получения благой вести Мария отправилась к сестре своей матери Елизавете — жене священника Захарии, будущей матери Иоанна Предтечи. Елизавета по вдохновению свыше первая приветствовала Матерь Господа, а младенец Иоанн также в знак приветствия «взыграл» в утробе матери (Лк. 1:39—45). В сцене Целование Марии и Елизаветы на слова икоса 3 (песня 5) Ди­онисий передал общее чувство двух женщин — Марии, будущей матери Христа, и Елизаветы, ожидающей его предтечу Иоанна, написав их оди­наково юными, прекрасными и стройными и объединив их одной линией Икос 3ИмущиБогоприятную Дева утробу, востече ко Елисавети: младенец же онояабие познав Сея целование, радовашеся, и играньми яко песньмивопияше к Богородице: Радуйся, отрасли неувядаемыярозго; радуйся, Плода безсмертнаго стяжание. Радуйся, Делателя делающая Человеколюбца; радуйся, Садителя жизни нашеярождшая. Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот; радуйся, трапезо, носящая обилие очищения. Радуйся, яко рай пищныйпроцветаеши; радуйся, яко пристанище душам готовиши. Радуйся, приятное молитвы кадило; радуйся, всего мира очищение. Радуйся, Божие к смертным благоволение; радуйся, смертных к Богу дерзновение. Радуйся, НевестоНеневестная. 5

  • Слайд 14

    «Бурю внутрь имея помышлений сумнительных...» (Акафист. Кондак 4) Сомнения Иосифа. После пребывания у Елизаветы Мария вернулась в Назарет к обручнику Иосифу. Увидев готовившуюся стать матерью Марию, И. усомнился в ее непорочности. Явившийся И. ангел повелел ему принять Марию и возвестил ему тайну зачатия от Духа Святого. Кондак 4Бурю внутрь имея помышлений сумнительных, целомудренный Иосиф смятеся, к Тебе зря небрачней, и бракоокрадованную помышляя, Непорочная; уведев же Твое зачатие от Духа Свята, рече: Аллилуиа. 6

  • Слайд 15

    При изображении первых песен художники обычно использовали тра­диционную иконографию тех евангельских сюжетов, которые лежали в основе этих песен. Дионисий шел по тому же пути, но в ряде компози­ций он тщательно отобрал только те моменты, которые отражали саму песню. Так, в икосе 4 (песня 7) говорится о том. что пастыри услышали ангелов, поющих о рождении Христа. Дионисий отказался от развернутой картины Рождества Христова, которую зачастую давали другие худож­ники как иллюстрацию к этой песне. В центре композиции он изобра­зил Богоматерь. Она сидит за яслями, в которых лежит младенец. Пра­вой рукой она указывает на Христа, левой придерживает ясли. Слева среди горок стоят юноши-пастыри, над их головами — ангелы. Первый пастырь смотрит на младенца, а два последних подняли голову и, обер­нувшись к ангелам, напряженно прислушиваются к их песне. Художнику удалось точно передать слова Акафиста «пастухи слы­шат поющих ангелов». Но роспись Дионисия — не только иллюстрация первых строк. Мастер Ферапонтовских фресок передал саму форму песно­ пения, его ритмичность, радостную настроенность его возгласов. В его фреске звучат слова лирической части песнопения: «небесная срадуются земным», «земная сликовствуют небесным». Вся композиция — песня в зрительных образах. В ритме линий, в нежных, словно приглушенных тонах красок, в благоговейных жестах Марии и пастырей, в фигуре глу­боко задумавшегося Иосифа столько гармонии, что живопись воспри­нимается как музыка. Гармоничность росписей Дионисия передает вос­приятие художником мира, в котором он видит красоту и упорядочен­ность.

  • Слайд 16

    «Слышашапастырие Ангелов поющих...» (Акафист. Икос 4) Рождество Христово. Римский император Октавиан Август повелел провести перепись населения, во время которой каждый житель должен был придти в город, откуда происходил его род. Ожидавшая ребенка Дева Мария с обручником Иосифом прибыли в город рода Давидова, Вифлеем, и, не найдя мест в гостиницах, заночевали в пещере («вертепе») для скота. Здесь ночью родился Младенец Иисус. Пастухи, находившиеся рядом с пещерой, услышав ангельское пение, первыми пришли поклониться Богомладенцу. Двунадесятый праздник Рождества отмечается 25 декабря (7 января). Икос 4Слышашапастырие Ангелов поющих плотское Христово пришествие, и текше яко к Пастырю видят Сего яко агнца непорочна, во чреве Мариинеупасшася, Юже поющереша: Радуйся, Агнца и Пастыря Мати; радуйся, дворе словесных овец. Радуйся, невидимых врагов мучение; радуйся, райских дверей отверзение. Радуйся, яко небесная срадуются земным; радуйся, яко земная сликовствуют небесным. Радуйся, апостолов немолчная уста; радуйся, страстотерпцев непобедимая дерзосте. Радуйся, твердое веры утверждение; радуйся, светлое благодати познание. Радуйся, Еюжеобнажися ад; радуйся, Еюжеоблекохомся славою. Радуйся, НевестоНеневестная. 7

  • Слайд 17

    «Боготечную звезду узревшеволсви...» (Акафист. Кондак 5) Шествие волхвов. Перед Рождеством Христовым над пещерой, где должен был родиться Иисус, зажглась яркая Вифлеемская звезда. Увидев ее, волхвы (мудрецы) с востовка отправились поклониться Царю Иудейскому. Кондак 5Боготечную звезду узревшеволсви, тоя последоваша зари, и яко светильник держаще ю, тою испытахукрепкаго Царя, и достигшеНепостижимаго, возрадовашася, Ему вопиюще: Аллилуиа. Больше всего движения в сцене путешествия волхвов на слова кондака5 (песня 8). Оно передано не только развевающимся плащом последнего всадника, позою первого волхва, указывающего рукой вверх и оборачивающегося к своим спутникам, но и всем построением сцены: Дионисий сдвинул всадников чуть-чуть влево, склонил горки в сторону, противоположную движению, и построил композицию по диагонали. Впечатление движения создается и связью композиции с архитектурой самого храма: изогну­тая линия свода, идущего после этой сцены, словно продолжает свобод­ный бег. Эта фреска написана особенно легко и вдохновенно. Три поко­ления людей — старец, средовек и юноша — в радостном, трепетном ожи­дании путешествуют в поисках истины. 8

  • Слайд 18

    «Видешаотроцыхалдейстии...» (Акафист. Икос 5) Поклонение волхвов. Пришедшие на свет Вифлеемской звезды волхвы принесли Богомладенцу драгоценные дары — золото, ладан и миро, символы царской власти, божественной сущности и искупительной жертвы Христа. Персидский старец Мельхиор, потомок Сима, средовек халдейский царь Валтасар, потомок Иафета, и юноша эфиоп Каспар, потомок Хама, поклоняющиеся Царю Иудейскому, олицетворяют все народы и племена языческого мира Икос 5Видешаотроцыхалдейстии на руку ДевичуСоздавшаго руками человеки, и Владыку разумевающе Его, аще и рабий прият зрак, потщашасядармипослужити Ему, и возопити Благословенней: Радуйся, Звезды незаходимыяМати; радуйся, заре таинственнаго дне. Радуйся, прелести пещь угасившая; радуйся, Троицы таинники просвещающая. Радуйся, мучителя безчеловечнагоизметающая от начальства; радуйся, Господа Человеколюбца показавшая Христа. Радуйся, варварскаго избавляющая служения; радуйся, тимения изымающая дел. Радуйся, огня поклонение угасившая; радуйся, пламене страстей изменяющая. Радуйся, верных наставнице целомудрия; радуйся, всех родов веселие. Радуйся, НевестоНеневестная. 9

  • Слайд 19

    «Проповедницы богоносниибывшеволсви...» (Акафист. Кондак 6) Возвращение волхвов в Вавилон. Поклонившись Богомладенцу, волхвы во сне получили откровение не возвращаться к жестокому и коварному правителю Иудеи — Ироду, хотевшему убить новорожденного Младенца — Царя Иудейского, и «иным путем отошли они в страну свою». Кондак 6Проповедницы богоноснии, бывшеволсви, возвратишася в Вавилон, скончавше Твое пророчество, и проповедавшеТя Христа всем, оставиша Ирода яко буесловна, не ведущапети: Аллилуиа. 10

  • Слайд 20

    «Возсиявый во Египте просвещение истины...» (Акафист. Икос 6) Бегство в Египет. Ирод, не дождавшийся возвращения волхвов, приказал уничтожить в Вифлееме всех младенцев мужского пола младше двух лет. Предупрежденные ангелом, Иосиф с Богомладенцем и Девой Марией в сопровождении Иакова, сына Иосифа от первого брака, бежали в Египет и оставались там до смерти Ирода. По преданию, при вступлении Святого семейства в пределы Египта по всей стране сами собой сокрушились языческие идолы. Икос 6Возсиявый во Египте просвещение истины, отгналеси лжи тьму: идолибо его, Спасе, не терпящеТвоея крепости, падоша, сих же избавльшиисявопияху к Богородице: Радуйся, исправление человеков; радуйся, низпадение бесов. Радуйся, прелести державу поправшая; радуйся, идольскую лесть обличившая. Радуйся, море, потопившее фараона мысленнаго; радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни. Радуйся, огненный столпе, наставляяйсущия во тьме; радуйся, покрове миру, ширший облака. Радуйся, пище, манны приемнице; радуйся, сладости святыя служительнице. Радуйся, земле обетования; радуйся, из неяже течет мед и млеко. Радуйся, НевестоНеневестная.  11

  • Слайд 21

    «Кондак 7ХотящуСимеону от нынешняго века преставитисяпрелестнаго, вдался еси яко младенец тому, но позналсяеси ему и Бог совершенный. Темжеудивися Твоей неизреченней премудрости, зовый: Аллилуиа. «ХотящуСимеону от нынешняго века преставитися...» (Акафист. Кондак 7) Сретение — встреча Младенца Иисуса СимеономБогоприимцем в Иерусалимском храме. По иудейскому обычаю, на сороковой день после рождения Иисуса Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм. Здесь их встретили глубокий старец праведный Симеон и пророчица Анна. Симеону было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Сына Божия, рожденного Девой. Приняв на руки Младенца, Симеон узнал в нем Мессию, Спасителя Израиля, и пророчествовал о Его служении. Двунадесятый праздник Сретения Господня отмечается 2 (15 февраля). 12

  • Слайд 22

    «Новую показа тварь...» (Акафист. Икос 7) Христос указывает апостолам на Евангелие, в котором раскрывается новозаветное откровение об обновлении человека («твари», т.е. творения) для жизни вечной.Участок стены, где размещается композиция, прорезан дверным проемом, ведущим в тайник внутри свода. Кондак 7ХотящуСимеону от нынешняго века преставитисяпрелестнаго, вдался еси яко младенец тому, но позналсяеси ему и Бог совершенный. Темжеудивися Твоей неизреченней премудрости, зовый: Аллилуиа. 13

  • Слайд 23

    «Странное рождество видевше...» (Акафист. Кондак 8) Богоматерь «Воплощение» с предстоящими.Особенностью композиции является жест Богоматери, указывающий на Младенца, явившегося в мир для спасения человеческого рода. Изображение монахов, предстоящих Богоматери с Младенцем, соответствует содержащемуся в тексте кондака призыву устраниться от мира, взирая на непостижимое чудо рождения Христа от Девы. Кондак 8Странное рождество видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, хотяйпривлещи к высоте Тому вопиющия: Аллилуиа.  14

  • Слайд 24

    В северо-западном углу мы находим «Деисус», что означает «моле­ние». Согласно известному апокрифу «Хождение богородицы по мукам» Богоматерь, спустившись в ад, исполнилась жалости к грешникам и стала просить Христа об их помиловании. В центре композиции Дионисия на фоне розовой стены сидит на троне Христос. По сторонам трона, как это принято изображать в Деисусе, стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Доброта, свойственная искусству Дионисия, особенно ощущается в этой фреске. Христос изображен здесь не строгим и мудрым судией, благословляющим одной рукой, а в другой держащим Евангелие. Его правая рука отставлена в ораторском жесте, словно он прислушивается к мольбам. Позы Богоматери и Предтечи полны достоинства. Мольба о помиловании грешников выражена только легким на­ клоном головы и протянутыми руками. В Предтече нет и следа аскетизма. Обычная одежда пустынника — власяная милоть — заменена античным хитоном и гиматием. У ног Богоматери и Иоанна контуром нанесены под­нимающиеся из-за горок коленопреклоненные фигуры. Композиция Дионисия отличается от обычных Деисусов тем, что наверху, на небе, написан медальон с поясным изображением Христа в белых сияющих ризах. Медальон поддерживают два летящих ангела, на­ поминающие тех, которые писались в сценах Вознесения. Повторное изо­ бражениеХриста передает слова икоса 8 (песня 15) «Весь бе в нижних и в вышних...». На слова икоса 8 и написана эта сцена. Сложные рас­суждения Акафиста о единстве божественной и человеческой сущности Христа переданы композиционным единством всего изображения. Но связь между небом и землею представлена художественными образами, которые были доступны и понятны каждому простому человеку: за светло- розовой оградой рая благородные, спокойные Богородица и Иоанн Кре­ститель молят Христа о людях, которые живут на земле. Дионисий пере­ дал не только богословскую часть икоса, но и его лирически-взволнован­ные возгласы: «Радуйся, ею же отверзеся рай, радуйся, ключу царствия Христова, радуйся, надеждо благ вечных. ..». Расположение этой сцены возле западной стены с изображением Страшного суда подчеркивает вло­ женноев нее содержание, усиливает эмоциональное воздействие

  • Слайд 25

    Икос 8Весь бе в нижних и вышних никакоже отступи неописанное Слово: снизхождениебо Божественное, не прехождение же местное бысть, и рождество от Девы Богоприятныя, слышащия сия: Радуйся, Бога невместимаго вместилище; радуйся, честнаго таинства двери. Радуйся, неверных сумнительноеслышание; радуйся, верных известная похвало. Радуйся, колеснице пресвятая Сущаго на Херувимех; радуйся, селение преславноеСущаго на Серафимех. Радуйся, противная в тожде собравшая; радуйся, девство и рождество сочетавшая. Радуйся, Еюжеразрешися преступление; радуйся, Еюжеотверзеся рай. Радуйся, ключу Царствия Христова; радуйся, надеждо благ вечных. Радуйся, НевестоНеневестная.

    «Весь бе в нижних и вышних...» (Акафист. Икос 8) Деисус (Спас на престоле, Богоматерь и Иоанн Предтеча) с «Ветхим Деньми» в медальоне, который поддерживают ангелы. Внизу по сторонам — восстающие из гробниц праведники в белых одеждах.Жест Христа подчеркивает роль Богородицы в божественном снисхождении и рождестве Спасителя. 15

  • Слайд 26

    «Всякое естество ангельское удивися...» (Акафист. Кондак 9) Христос на троне в окружении ангелов, удивляющихся чудесному Воплощению «неприступнаго» Бога во «всем приступнаго Человека», который плотию пребывает с человеческим родом.Кондак 9Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу; неприступнагобо яко Бога, зряще всем приступнаго Человека, нам убоспребывающа, слышаща же от всех: Аллилуиа. 16

  • Слайд 27

    «Ветиямноговещанныя, яко рыбы безгласныя...» (Акафист. Икос 9) По сторонам от восседающей на троне Богоматери представлены два оратора-«ветии», в недоумении взирающих на Приснодеву Марию, которая послужила орудием Боговоплощения. Их изображения указывают на бессилие носителей мирской премудрости, античных философов и еретиков перед таинством воплощения Бога от Девы В икосе 9 (песня 17) «Витии многовещанные, яко рыбы безглас­ ные. ..» говорится, что витии оказались безгласными, как рыбы, не бу­ дучи в силах объяснить, как могла Мария, оставаясь девой, родить сына. Дионисий все внимание сосредоточил на Марии. Он создал образ удиви­ тельной духовной чистоты. Она сидит на золотом престоле так легко, что, кажется, только слегка касается сидения. Обе ее воздетые руки обра­ щеныладонями к зрителю, словно высшая благодать нисходит на нее. Она одна. С ней нет младенца. Дионисий подчеркивает, что она — дева.42 Темный мафорий покрывает ее голову, покатые плечи, грудь и спадает на спину, открывая спереди лазоревое платье. Спокойная, вся обращенная к людям, она отражает слова возгласов девятого икоса, сравнивающих ее с «кораблем» для тех, кто хочет «спастися», с «пристанищем житейских плаваний». Дионисий никого не поместил подле нее. Мария в изобра­жении Дионисия настолько внутренне просветленная, что никто не может занимать место рядом с нею. Этот внутренний духовный свет худож­ ник передал нежной прозрачностью светлых розовых тонов архитектур­ного фона, словно озаренного Марией, и ослепительной белоснежностью ступеней, поднимающихся к ее престолу. У ног Марии два витии. Один из них (его фигура наполовину утра­чена при растеске окна), не выдержав ее лучезарного сияния, пал на землю. Другой одет в богатое, светлое одеяние. Белый колпачок на голове показывает, что это не христианин, это «баснотворец». Меньшие раз­ меры его фигуры по сравнению с фигурой Марии передают его ничтож­ ность. Он идет, словно «увядая». Его слабеющие колени подгибаются. В лице испуг и смятение. Он бессильно свертывает свиток своих «афиней- скихплетений». Он побежден. Так богословский догмат о непорочном за­ чатииперерастает в широкую философскую мысль о превосходстве и тор­ жестведуховной чистоты, благородства и доброты 17

  • Слайд 28

    «Спасти хотя мир...» (Акафист. Кондак 10) Приведение Христа на Голгофу. Изображение Христа, смиренно стоящего у креста, подчеркивает добровольный характер принесенной им искупительной жертвы за человеческий род, что соответствует тексту кондака, где говорится о «самообетованном» явлении Спасителя в мир. Справа от креста представлен указывающий на него всадник в царском венце. В нем можно видеть прокуратора Иудеи Понтия Пилата или первого христианского императора Константина Великого, который был удостоен видения Креста Господня и, избрав его своим знаменем, спасся от врага и одержал победу. Кондак 10Спасти хотя мир, Иже всех Украситель, к сему самообетованприиде, и Пастырь сый, яко Бог, нас ради явися по нам человек: подобным бо подобное призвав, яко Бог слышит: Аллилуиа.  18

  • Слайд 29

    «Стена еси девам, Богородице Дево...» (Акафист. Икос 10) Богоматерь, представленная на фоне стены, благословляет дев-инокинь. Покровительствуя монашескому подвигу, Богоматерь, подобно стене крепости, оберегает и охраняет всех, следующих путем Христа, от соблазнов земной жизни. Икос 10Стена еси девам, Богородице Дево, и всем к Тебе прибегающим: ибо небесе и земли Творец устроиТя, Пречистая, вселься во утробе Твоей, и вся приглашати Тебе научи: Радуйся, столпе девства; радуйся, дверь спасения. Радуйся, начальнице мысленнагоназдания; радуйся, подательнице Божественныя благости. Радуйся, Ты бо обновила есизачатыястудно; радуйся, Ты бо наказала есиокраденныя умом. Радуйся, тлителя смыслов упраждняющая; радуйся, Сеятеля чистоты рождшая. Радуйся, чертожебезсеменнагоуневещения; радуйся, верных Господеви сочетавшая. Радуйся, добрая младопитательнице девам; радуйся, невестокрасительнице душ святых. Радуйся, НевестоНеневестная. На фреске «Стена еси девам» (икос 10, песня 19) Мария стоит на фоне стены, опустив руки на головы прекрасных дев, словно защищая и благословляя их. Трудно себе представить что-либо более выразитель­ ное, чем этот жест. Стена, замыкающая композицию, «усиливает симво­ лическуютему покровительства, заіциты».Ни в одной другой иллю­ страцииэтого икоса до Дионисия мы не найдем ни столь наглядно вос­ произведенного символа, ни столь выразительного жеста Марии. Эмоциональное воздействие композиции «Стена еси девам» усили­ ваетсятем, что она изображена на склоне одного из столбов. Создается впечатление, словно Мария склоняется не только над девами на фреске, но и над людьми, стоящими в храме под росписью. Люди втягиваютсявкомпозицию, как бы дописывают строфу песни, где говорится, что Бого­родица •—• стена не только девам, но всем, к ней прибегающим. 19

  • Слайд 30

    «Пение всякое побеждается...» (Акафист. Кондак 11) На фоне городской стены с башнями представлен Христос и обращенные к Нему в молитвенной позе московские митрополиты Петр и Алексий, ниже — колодец, окруженный болящими. Композиция восходит к изображению исцелений от чудотворного источника близ константинопольского монастыря Христа Филантропа в Манганах. Кондак 11Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих: равночисленныябо песка песни аще приносим Ти, Царю Святый, ничтоже совершаем достойно, яже дал еси нам, Тебе вопиющим: Аллилуиа. Отражая кондак 11 (песня 20) «Пение всяческое побеждается...», художники других стран изображали Христа, окруженного епископами и учениками, Дионисий сохранил этот тип. Он также написал Христа стоя­ щиммежду двумя святителями, но внизу он прибавил колодец, возле кото­ рогосидят ищущие духовного очищения люди. В русских памятниках мы часто находим этот мотив. Для кондака 9 (песня 16) «Всякое естество ангельское удивися. . .» в памятниках вне России изображалось или Ро­ждество в несколько измененном переводе, или Богоматерь с младенцем, окруженная ангелами. У Дионисия мы видим Христа в миндалевидной славе, на фоне которой стоят ангелы и парят серафимы. Подобная компо­ зицияс некоторыми видоизменениями будет использована для этой песни остальными русскими художниками

  • Слайд 31

    «Светоприемнуюсвещу, сущим во тьме явльшуюся...» (Акафист. Икос 11) Изображение Богоматери со свечой в руках соответствует содержащемуся в икосе 11 уподоблению Девы Марии свече, явившейся «сущим во тьме» — людям, представленным в пропасти. Чудесный свет, явленный им Богоматерью, — воплотившийся Спаситель, чье рождение от Девы было предсказано изображенными по сторонам Богоматери пророками. Икос 11Светоприемнуюсвещу, сущим во тьме явльшуюся, зрим Святую Деву, невещественный бовжигающи огнь, наставляет к разуму Божественному вся, зарею ум просвещающая, званием же почитаемая, сими: Радуйся, луче умнаго Солнца; радуйся, светило незаходимаго Света. Радуйся, молние, души просвещающая; радуйся, яко гром враги устрашающая. Радуйся, яко многосветлоевозсияваеши просвещение; радуйся, яко многотекущуюисточаеши реку. Радуйся, купели живописующая образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну. Радуйся, бане, омывающая совесть; радуйся, чаше, черплющаярaдocть. Радуйся, обоняние Христова благоухания; радуйся, животе тайнаго веселия. Радуйся, НевестоНеневестная.

  • Слайд 32

    «Благодать дати восхотев...» (Акафист. Кондак 12) Сошествие Христа в ад описано в апокрифическом Евангелии от Никодима. Спустившись в ад после своей крестной смерти, Христос разрушил его врата и вывел оттуда души ветхозаветных праведников, с верою ожидавших Его пришествия. В композиции ферапонтовского собора Христос представлен разрывающим свиток с перечнем грехов — «кабальную запись», которая знаменует лежащую на человеческом роде печать грехопадения. Кондак 12Благодать дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати, и раздрав рукописание, слышит от всех сице: Аллилуиа. 

  • Слайд 33

    «Поюще твое Рождество...» (Акафист. Икос 12) Храм с растворенной дверью, на фоне которого изображены Богоматерь с Младенцем, представляет собой символический образ Богородицы как «одушевленного храма» — вместилища воплотившегося Бога. В соответствии с текстом икоса в молитвенном предстоянии изображены: слева — «цари благочестивые», справа — «иереи благоверные». Икос 12Поюще Твое Рождество, хвалим Тявси, яко одушевленный храм, Богородице: во Твоей бовселився утробе содержай вся рукою Господь, освяти, прослави и научи вопити Тебе всех: Радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, святая святых большая. Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом; радуйся, сокровище живота неистощимое. Радуйся, честный венче людей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных. Радуйся, церкве непоколебимый столпе; радуйся, Царствия нерушимая стено. Радуйся, Еюжевоздвижутся победы; радуйся, Еюженизпадаютврази. Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение. Радуйся, НевестоНеневестная.

  • Слайд 34

    «О, ВсепетаяМати...» (Акафист. Кондак 13) Торжественный вынос одной из наиболее почитаемых святынь Константинополя — чудотворной иконы «Богоматерь Одигитрия». В центре представлен диакон, который держит икону так, как ее действительно носили в Константинополе: руки диакона раскинуты в стороны, древко иконы укреплено у него на поясе. Среди предстоящих изображены царь, царица, патриарх, духовенство и народ. Кондак 13О, ВсепетаяМати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущияизми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа, aллилуиа, aллилуиа.

  • Слайд 35

    «Взбранной Воеводе победительная...» (Акафист. Кондак 1) Поклонение иконе Богоматери. По сторонам от выносной иконы Одигитрии изображено духовенство и народ, молящиеся Богородице об избавлении от всех бед.Считается, что кондак «Взбранной воеводе» был написан позднее основного текста Акафиста, в связи с его первым исполнением 7 августа 626 г. по случаю избавления Константинополя от осады персов и аваров. Кондак 1Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуемТираби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, НевестоНеневестная.

  • Слайд 36

    Использование поверхностей столбов, а не только южной и северной стен для сцен Акафиста, не имеет аналогий ни в росписях русских церк­вей, ни церквей вне России. Такое расположение очень важно композиционно: художник наполнил весь храм сценами песнопения. Они звучат и по стенам, и в центре храма на столбах, и на сводах в северных и южных углах здания. На последующих русских фресках и иконах вплоть до лубочных кар­ тин X I X в. мы находим те же иконографические схемы, что и в Фера­ понтове. В греческих и южнославянских странах развитие шло по дру­ гимпутям. Лишь в церквах Буковины иногда можно встретить иконо­ графически близкое решение некоторых композицийив X V в., пропадают в XVI, чтобы вновь появиться уже в XVII в. В сложении иконографии Акафиста на московской почве могли играть значительную роль Дионисий и художники его круга. Вся дея­тельность Дионисия была связана с богородичными храмами, и, воз­можно, он уже до Ферапонтова работал над темой Акафиста. Он жил в общении с видными представителями русской общественной, политиче­ской и богословской мысли. Согласно легенде, церковь Рождества богородицы в Ферапонтове была построена на «сокровища» Иоасафа, быв­шего архиепископа Ростовского. В 1486 г. Иоасаф построил недалеко от Ферапонтова деревянную церковь, посвященную Ризоположению, празд­нику, связанному, как и Акафист, с представлением о богоматери как по­кровительнице Русского государства. Приезд Дионисия в Ферапонтов может быть связан с пребыванием там Иоасафа. Последний прекрасно знал работы Дионисия в Москве и подмосковных монастырях и мог по­желать иметь в построенной им церкви Рождества изображения Ака­фиста. Акафистный цикл Ферапонтова монастыря сохранил для нас художе­ственные искания эпохи подъема московской живописи. Он показывает, что живописцы той поры решали сложные вопросы, волновавшие умы современников, откликались на общественно-политические события и идеологические споры. Дионисий привлекали в Акафисте именно те его стороны, за кото­рые любили это произведение широкие народные массы. Художник отра­зил его образность, передал лиричность, ритмический строй. Отвлечен­ные догматические рассуждения он наполнил высоким, идеальным, но чисто человеческим чувством. Он устранил аскетизм, подчеркнутый в росписях многих монастырских храмов, например в Дечанах и на Афоне. Никаких картин страданий человеческих или страстей христовых нет на ферапонтовых фресках. Они создают приподнятое настроение радо­стного праздника. Не выходя за рамки религии, напротив, углубляя ре­лигиозную мысль, Дионисий приходит к новому восприятию мира.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке