Содержание
-
Рождество в восточно- и западнохристианском искусстве Влияние апокрифов на изображения сюжета
-
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. От Матфея святое благовествование
-
От Луки святое благовествование В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было.
-
саркофаг в храме святого Амвросия в Милане 343 г
-
саркофаг собора в Мантуе саркофаг латеранского музея (изображение рождества Христова на саркофагах соединяется с изображениемпоклонения волхвов)
-
Саркофаг, найденный на Аппиевой дороге (изображение рождества Христова, волхвы приносят дары Младенцу, лежащему в яслях )
-
Рождество. Фрагмент. Ампула Монца Иконография, в которой ясли Христа фланкированы фигурами Иосифа и Марии, Уникальность композиции придаёт закрытая решеткой структура (не ясли!), изображённая в центре, между Иосифом и Марией. А. Грабар увидел в ней алтарную апсиду с престолом, устроенную в подлинной пещере Рождества во времена императора Константина. Византия. Палестина. 6-7 вв.
-
Жены Мироносицы у Гроба Господня. Вознесение. Распятие. Рождество Христово. Крещение 6 в
-
Рождество. Слоновая кость. (Вашингтон, виз. собрание Дамбартон ОуксПример ранневизантийской палестинской иконографии Рождества) Евангельская сцена разворачивается на фоне городского пейзажа, плотно заполняющего поле между фигурами. Это - образ Вифлеема и храма Рождества. В центре композиции Богоматерь на ложе. Её голова обращена к сидящему рядом Иосифу. С противоположной стороны повивальная бабка Саломея, согласно апокрифическим источникам, помогавшая при родах. Ясли за спиной Марии по форме напоминают каменный алтарный престол с нишей для Св. Даров. На них возлежит спелёнутый Младенец. Византия, Сиро-Палестина. Конец 7 в.
-
Трон епископа Максимиана из Равенны 6 в.
-
Путешествие в Вифлеем. Рождество Христово. Благовестие пастухам Церковь Санта Мария, Кастельсеприо, Италия Фрески в апсиде. Конец VII — начало VIII вв.
-
[фрагмент]
-
Миниатюра Евангелия Афонопантелеймонова монастыря
-
Благовещение. Рождество Христово. Сретение. Вторая пол. 12 в.
-
Рождество Христово (Икона, монастырь св. Екатерины (Синай)) Один из самых подробных иконографических изводов Рождества. Представлены многочисленные события, связанные с ним, известные по апокрифическим источникам. Вверху изображены хоры славославящих ангелов, под ними пещера с Богоматерью на ложе и младенцем в яслях. К Нему с небес опускается световой луч. По сторонам изображены: история волхвов в трех эпизодах, Благовестие пастухам, Сон Иосифа, Омовение младенца, дополненное редчайшей для Византии сценой "Несение купели". В нижних регистрах даны события, связанные с преследованиями Ирода: "Елисавета, прячущаяся в скале с младенцем Иоанном Крестителем", "Бегство в Египет", "Избиение младенцев". Византия, 12 в.
-
Рождество. Мозаика. (Капелла Марторана в Палермо) В иконографии использованы схожие детали: положение Богоматери на ложе, форма самого ложа, белый покров с тремя полосками в ногах и голове, спеленутый младенец в Рождестве. Византия. 1143-1151 гг.
-
Рождество Христово, Вход в Иерусалим, Распятие; Сретение, Сошествие во Ад, Вознесение. Части тетраптиха, монастырь св. Екатерины (Синай) В "Рождестве" младенец показан спеленутым как во гробе и лежащим в яслях, уподобленным алтарному престолу. Византия, 12 в.
-
Рождество Христово Церковь свв. Апостолов, Салоники, Греция 1312–1315 гг.
-
Купание младенца Христа Пастухи
-
Рождество Христово Кахрие Джами, монастырь Хора, Константинополь, Турция Мозаика Ок. 1316–1321 гг.
-
Рождество Христово Церковь Богоматери Перивлепты, Мистра, Греция Вторая половина XIV в.
-
Рождество Христово, поклонение волхвов и бегство в Египет. Из сийского Евангелия 1339-1340 гг
-
Рождество Христово (Новгородский музей) 1341
-
Благовещение. Рождество Христово. Снятие со креста. Оплакивание. Кон. 14 в.
-
Рождество Христово Начало XV в.
-
Рождество Христово Нач. 15 в. 1410 г.
-
Рождество Христово Константинопольский Мастер. Перв. Четв. 15 в.
-
Рождество Христово с избранными святыми Евдокия, Иоанн Лествичник и Ульяна Школа или худ. центр: Новгород Первая половина XV в.
-
Рождество Христово Последователь Рублева Школа или худ. центр: Москва 1410–1430 гг
-
Рождество Христово. Икона, Музеи Моковского Кремля. Иконография традиционна, за исключением некоторых деталей: сцена омовения расположена в левой части композиции, сидящий Иосиф - в правой (нетипично для русских памятников нач. 15 в.). Москва, перв. четв. 15 в.
-
Рождество Христово Из праздничного чина Мастерская Андрея Рублева Школа или худ. центр: Москва 1425–1427 гг.
-
Рождество Христово Из праздничного чина Середина XV в.
-
Рождество Христово Вторая четверть XV в.
-
Джотто ди Бондоне Рождество. 1305-1313 гг.
-
Альтдорфер Альбрехт 1507 Дюрер Альбрехт 1503
-
Сандро Боттичелли Мистическое Рождество
-
Остсанен Якоб Корнелис ван Рождение Христа
-
Микеланджело Меризи де Караваджо. Рождество со святым Лаврентием и святым Франциском. 1609 г
-
Ла Тур, Жорж де. Новорожденный (Рождество Христово)
-
Эль Греко. Поклонение пастухов. Около 1600 г
-
Сколь ни многочисленны изменения в деталях изображения Рождества на разных памятниках разных эпох, но иконографическое развитие композиции шло все-таки довольно слабо; оно проявляется не в художественной переработке целой темы, а в разработке отдельных типов и фигур и в дополнении сцены некоторыми подробностями.
-
Навес, пещера, арка Все древнейшие сохранившиеся памятники представляют Рождество Христово под навесом Впервые изображение Рождества Христова в пещере появляется на одной из ампул Монцы, которая датируется концом VI—началом VII века, и с этого времени пещера, как место рождения Спасителя, изображается на всех византийских памятниках и на большинстве западных. На картинах эпохи Северного Возрождения, в частности А. Дюрера, А. Альтдорфера, сцена Рождества представлена на фоне арки, напоминающей триумфальные арки Древнего Рима.
-
Вол и осел Они присутствуют в большинстве изображений Рождества Христова и появляются уже на саркофаге, который исследователи датируют 343 годом. Хотя их появление естественно в месте рождения Спасителя, этим животным в древности придавалось большое символическое значение. В памятниках раннехристианской письменности вол является символом иудейского народа, а осел—символом язычников. В этом смысле толковалось пророчество Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел—ясли господина своего...» На Руси понимание символизма этих животных было утрачено, и на иконах вместо них иконописцы часто стали изображать более им привычных коня и корову. В современной иконографии животные в изображении Рождества Христова обычно отсутствуют.
-
Звезда звезда над изображением Рождества является не позднее 4 века изображается почти на всех памятниках за немногим исключением простая форма чаще ивсего повторяется в памятниках всех эпох до 16-17 вв. изредка имеет вид монограммы Христа в круге в мозаике Палатинской капеллы – замена звезды ангелом около волхвов в русских памятниках 17-18 вв. изображается ангел со звездой в руках
-
Богоматерь На всех видах памятников древнехристианского периода она представляется сидящей. Византийское искусство не сохранило первоначальной формы изображения Богоматери. В памятниках византийских и русских Богоматерь обычно изображается лежащей. Первые памятники с изображением лежащей Богоматери восходят к VI веку. К ним следует отнести изображения на кафедре Максимиана и ампуле в Монце. На византийских памятниках – лежащая Богородица, обычно отвернувшаяся от Младенца, глядящая в сторону. С XVII века Богоматерь иногда изображается сидящей у яслей или, по образцу западных картин, стоящей на коленях
-
Иосиф В византийских и русских памятниках при родившемся Богомладенце почти всегда присутствует Иосиф Обручник. Обычно он изображается в виде старца. В руках он держит длинный посох путника. На Западе, начиная с эпохи Возрождения, Иосиф изображается коленопреклоненным перед яслями с родившимся Младенцем. В западной традиции святой Иосиф мог изображаться человеком средних лет. В западноевропейской традиции Иосиф иногда изображался и с пилой, символом его профессии, которой он затем обучил Иисуса. На некоторых иконах перед пребывающим в глубокой задумчивости Иосифом изображается старый сгорбленный пастух. Эта фигура появилась в иконографии Рождества Христова во времена преподобного Андрея Рублева (XV в.). Некоторые исследователи считают, что в образе старца-пастуха изображен бес, который пытается смутить Иосифа.
-
Ангелы Их изображения отсутствуют на саркофагах (они отличаются простотой). С VIII-IX вв. в рождественские композиции стали включать их изображение. В древнейших памятниках – 2-4 ангела Ангелы стоят обычно над пещерой по двум сторонам луча и простирают руки к небу. Евангелист Лука повторяет несколько раз единственное число — «ангел», и только впоследствии добавляется «многочисленное воинство небесное». Говоря об явившемся множестве ангелов, Лука не пишет, что речь идёт о музыкальном хоре, но обычно они изображаются именно так. Нередко художники, особенно нидерландские, дают в руки ангелам музыкальные инструменты и ноты.
-
Пастыри На иконах обычно изображается два пастыря: молодой и старец. Одеждой пастырей является короткая туника, в руках они держат посохи с закругленным верхним концом. В ранних примерах этого сюжета в картину могут быть включены ягненок со связанными ногами, а также пастушеский посох и свирель. Иногда пастух несет ягненка на плечах. В средневековых изображениях,не позднее 11-12 вв. появляется пастухов, они разного возраста — юный, средних лет и старец. Но иногда их может быть и больше. Рядом с пастухами нередко изображают овечек. Их, как правило, не много — две-три, максимум четыре-пять. Стадо входит в сцену начиная с 1-х веков христианства. В Византии в изображении рождества появляется собачка, сцена оживляется речкой и растительностью. На более поздних памятниках пастыри играют на флейтах.
-
Омовение Младенца, повитухи Сцена омовения младенца, позаимствованная из апокрифов, появляется довольно рано: ее можно увидеть уже на троне епископа Максимиана из Равенны (VI в). Она не известна по древнехристианскому периоду, но обширно применяется в Византии. В древнерусских иконах Рождества эта сцена считается практически обязательной. Довольно часто положение младенца прямо без поддержки стоящего в купели, в нимбе, – тенденция к идеализации сцены.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.