Содержание
-
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО 7 января (25 декабря по старому стилю)
-
Рождество Христово – это самое промыслительное событие, как на земле, так и на небе, ибо здесь осуществилось чудо из всех чудес. Преп. Иустин (Попович)
-
Тайна воплощения манит к себе человечество, потому что без этой тайны для человечества остается лишь безотрадное тление в похотях прелестных и мрачные врата смерти. Мы воспеваем Христово воплощение, потому что сколько бы мы ни любили свое греховное естество, мы все же жаждем утешиться пакибытием. В глубоком молчании ночи Слово Божие воплотилось на земле: так воплощается оно в молчаливых глубинах нашей души - там, где умолкает разум, где истощаются слова, где ум человека предстоит Богу. Неизвестным и неузнанным родился Христос на земле, и лишь волхвы и пастухи вместе с ангелами вышли навстречу Ему: так тихо и незаметно для других рождается Христос в человеческой душе, а она выходит Ему навстречу, потому что возгорается в ней звезда, ведущая к Свету. СвященномученикИларион (Троицкий)
-
Святитель Григорий Богослов называет Боговоплощение "вторым творением", когда Бог как бы заново творит человека, воспринимая на Себя человеческую плоть, "вторым общением" между человеком и Богом: "Существующий начинает существовать; Несозданный создается; Необъемлемый объемлется; Богатый становится нищим через восприятие плоти, чтобы я обогатился Его Божеством... Что за новое таинство? Я получил образ Божий и утратил его, а Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и меня обессмертить. Он вступает во второе общение с нами, которое гораздо лучше и выше первого". Епископ Иларион (Алфеев)
-
В воплощении Слова происходит, по выражению святого Ефрема Сирина, "обмен" между Богом и человеком: Бог воспринимает от нас человеческую природу, а нам дарует Свое Божество. Через воплощение Слова происходит обожение человека. "Слово воплотилось, чтобы мы обожились", - говорил святитель Афанасий Великий. "Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих сделать сынами Божиими", - сказал святой Ириней Лионский. Обожение, к которому человек был предназначен по самому акту творения и которое утратил через грехопадение, возвращено человеку воплотившимся Словом. Епископ Иларион (Алфеев)
-
А я говорю: «Возлюбленный Младенец! Что же я дам Тебе? Я отдал бы все, что имею»…Но Он отвечал: «И небо Мое, и земля Моя: Я не нуждаюсь ни в чем: отдай лучше все это бедным людям, и Я приму, как бы это сделано для Меня». Я продолжал: «Охотно я сделаю это; но что я дал бы Тебе собственно?» Тогда Младенец отвечал мне: «Если ты такой щедрый, то Я скажу тебе, что ты должен дать Мне: дай Мне твои грехи, твою испорченную совесть и твое осуждение». – «Что же хочешь с ними Ты сделать?» - спросил я. – «Я возьму их на Свои плечи: это будет Моим достоянием и тем великим делом, о котором предсказывал Исаия: «Той грехи наши носит и о нас болезнует». Тогда я начал плакать и сказал: «Божественный Младенец! Возьми, что есть моего, и дай мне Твое! Тобою я оправдан от грехов и верую в жизнь вечную!». (из письма Гоголя к В.А. Жуковскому)
-
Сегодня – Рождество Христово, день начала подвига Спасителя мира. Сегодня – день испытания нашей любви и верности Ему. И пусть услышит мир нашей жизнью возвещенную истину: "С нами Бог, разумейте языцы... яко с нами Бог!" С радостью величайшего праздника Рождества Христова вас всех поздравляем! Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
-
Христос рождается - славите, - обращается к нам святая Церковь в эти праздничные дни. Так последуем же ее призыву и будем славить Его в наших делах и словах, мыслях и чувствах. Славить Бога в праздник - значит благодарить Господа за этот праздник и думать о великих событиях, с ним связанных. Отец Глеб Каледа
-
Каждый год вносит для отдельного христианина в восприятие христианского праздника (как и в восприятие самой окружающей нас жизни) новые мотивы. Конечно, эти оттенки касаются не самой сути настоящего Праздника, заключающейся в пришествии на Землю Еммануила "еже есть сказаемо: с нами Бог" (Мф 1:23), а его, так сказать, окружения. Моя мысль последние годы останавливается на образе волхвов, пришедших вслед за звездою от востока поклониться родившемуся Христу. Протоиерей Глеб Каледа
-
О рождении Бога на земле проповедовали небеса, но эта проповедь была величественной и молчаливой, потому что устами небес была звезда. То событие, которое теперь празднует весь христианский мир, прошло в свое время почти совсем незамеченным. св. Иларион (Троицкий)
-
Во время царствования в Иудее Ирода, который был под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему земле Иудейской всенародную перепись. Вифлеем
-
Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Конец VII — начало VIII вв. Церковь Санта Мария, Кастельсеприо, Италия. Фрески в апсиде Путешествие в Вифлеем
-
Вифлеем - город хлеба. Располагается в 10 километрах от Иерусалима.
-
Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в доме, в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. Перепись в Вифлееме. Питер Брейгель
-
В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился Младенец – Сын Божий, Христос Спаситель мира. Конец 15 века, Византия, Феофан Грек, фреска, церковь Перивлепта в Мистре (Греция)
-
Пресвятая Богородица спеленала Божественного младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота. И.Репин. Рождество
-
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим
-
И сказал им ангел : «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе ДавидовомСпаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». А. Иванов. Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа
-
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Лк. 2: 13-14
-
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. Лк. 2: 15 Пастухи — первые благовестники. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
-
И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Боровиковский В.Л. Рождество Христово
-
Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. Лк. 2: 17-19
-
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. Лк. 2: 20 А. Иванов. Славословие пастухов. 1850 г.
-
Еще Иосиф и Пресвятая Матерь Божия с Младенцем Иисусом оставались в Вифлееме, как из далекой страны с востока (из Персии и Вавилонии) пришли поклониться с дарами волхвы.
-
ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ МЛАДЕНЦУ ХРИСТУ
-
Звезда, которая вела за собой волхвов к месту рождения Христа, названа Вифлеемской
-
Волхвы поклонились Младенцу Христу и поднесли Ему свои дары: золото, ладан и смирну.
-
Золото — это царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царём; Ладан — это дар священнику, так как Иисус пришёл стать новым Учителем и истинным Первосвященником; Смирна — это дар тому, кто должен умереть, так как смирну употребляли для бальзамирования тела умершего. Перед погребением Его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.
-
Золото дошло до нас в виде 28 пластинок размером 5 на 7 см, с похожим, но отличающимся орнаментом, а ладан и смирна перемешаны в темные шарики, напоминающие маслины. Их сохранилось около 70.
-
-
-
Насладившись созерцанием Святого Семейства и получив во сне повеление от Ангела, волхвы не вернулись к Ироду, а другим путем пошли в свою страну. Фреска Дионисия «Возвращение волхвов в Вавилон»
-
Врата смирения Храм Рождества Христова в Вифлееме. Построен в 326 г. по указанию царицы Елены
-
-
-
Чудотворная «Вифлеемская» икона отличительна тем, что Госпожа Наша изображается чуть-чуть улыбающейся, что смягчает Ее Лик. Образ был написан в России и передан в Вифлеем императрицей Елизаветой, после того, как она перед ним исцелилась от тяжёлой болезни.
-
Святой Вертеп, Пещера Рождества находится под главным алтарем.
-
-
Святой престол над местом рождения Спасителя в Пещере Рождества Христова
-
-
Под престолом находится серебряная звезда с четырнадцатью лучами, символизирующими четырнадцать станций ВиаДолороза ( скорбный путь). По внутреннему кругу Звезды надпись по-латыни: «HicdeVirgineMariaJesusChristusnatusest» (Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос).
-
-
В южной части пещеры расположен придел Яслей
-
Поле Пастухов, которым и явился Ангел, возвестив о рождении Спасителя.
-
Конец VII — начало VIII вв. Церковь Санта Мария, Кастельсеприо, Италия Фреска в апсиде Иконография «Рождество Христово»
-
Иконография Рождества Христова так же значительна и многопланова, как и сам праздник. Она очень «сюжетна» — на иконе изображаются многие события, о которых упоминается в Евангелиях от Матфея и от Луки и Священном Предании. Суть праздника — утверждение истинности воплощения Бога Слова, пришедшего на землю во плоти ради спасения человечества от рабства греха – выражена и в иконографии. На иконе мы видим основные события, сопровождавшие пришествие в мир Сына Божия Иисуса Христа, икону можно «читать» как книгу.
-
Последователь Рублева Москва. 1410–1430 гг. В центре иконы обычно изображается пещера, перед ней – красное ложе, на котором возлежит Богоматерь. Ее фигура – самая большая на этой иконе. Это не случайно, – ведь именно благодаря Пречистой Деве произошло величайшее таинство – пришествие Бога в мир.
-
Лик Богородицы обращен не ко Христу, а к нам. Это положение Богоматери указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец принадлежит уже не Ей, а всему миру. Также этот поворот символизирует обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.
-
Фигурка младенца Христа – самая маленькая на иконе. Он туго завернут в пеленки, неподвижен и кажется беспомощным. Сын Божий приходит в мир не в Своем величии и блеске, не для того, что Ему поклонялись и служили люди, а для того, чтобы Самому послужить им, спасти их от вечной смерти. Приходит тихо и скромно, почти незаметно.
-
Но именно на Него указывает Вифлеемская звезда, которая привела ко Христу волхвов. Над головой Христаизображен полукруг. Это условное обозначение неба. В небе сияет Вифлеемская звезда. Лучи ее спускаются прямо к голове Младенца, они указывают на Него. Они словно говорят: Он один может спасти людей от гибели!
-
Тверь Середина XVI в. Среди гор – Ангелы, волхвы с дарами, пастухи.
-
В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Эта сцена на иконе тоже символ. Она показывает, что Сын Божий пришел в мир как истинный человек и готов испытать все, что свойственно любому человеку, конечно же, кроме греха.
-
Внизу – сидящий в раздумье Иосиф, рядом с ним – старец в шкуре, олицетворяющий «дух сомнения».
-
Икона Рождества написана яркими красками. Это всё творение ликует о родившемся Христе. И на горках, как ступенечках, ведущих к небу, мы видим яркие блики Божественного света, озарившего вселенную, ведь Христос – Солнце правды, Свет, просвещающий мир.
-
1405 г., прп. Андрей Рублев. Праздничный чин, Благовещенский собор Московского Кремля
-
Тропарь праздника (глас 4-й): «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсиямирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты Востока, Господи: слава Тебе!»
-
Кондак праздника (глас З-й) «Дева днесь Пресущественнагораждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родисяОтроча младо превечный Бог». Св. Роман Сладкопевец
-
Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы: днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается: силы небесныя радуются, и земля с человеки веселится: волсвиВладыце дары приносят: пастырие Рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
-
Что Ти принесем, Христе, яко явися на земли яко человек, каяждобо бывших Тобою тварей благодарение Ти приносит. Ангелы пение, Небеса звезду, Волсви дары, пастуси хвалу, …. Девы Богородицу Марию
-
Через воплощение Сына Божия, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, мы становимся сынами Бога Отца и братьями Христа. Бог воплощается, чтобы иметь возможность общаться с нами на равных, чтобы, разделив нашу судьбу и прожив нашу жизнь, получить право сказать нам о Себе и о нас ту последнюю истину, которая никаким иным способом не могла быть нам открыта. Истину о том, что нет пропасти, разделяющей Бога и человека; нет непреодолимых препятствий для встречи между человеком и Богом - один на один, лицом к лицу. Еп. Иларион(Алфеев)
-
Пусть праздник Рождества Христова станет праздником рождения Христа в нашей душе и нашего возрождения во Христе.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.