Содержание
-
Тема 7. Искусство Византии
-
Византийский крестово-купольный храм
-
Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась укороченная базилика, увенчанная куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенная алтарем на восток. Эта композиция получила название крестово-купольной. Византийский крестово-купольный храм
-
В классическом крестово-купольном храме квадратное в плане здание делилось рядами столбов или колонн на нефы - межрядовые пространства, идущие от входа к алтарю. Нефов, как правило, было 3, 5 или 7, причем ширина центрального нефа вдвое превышала ширину боковых. Точно по центру здания в центральном нефе симметрично располагались четыре главных столба, несущих купол. Эти столбы выделяли в пространстве храма еще один неф - поперечный или трансепт. Византийский крестово-купольный храм
-
Квадратное подкупольное пространство между главными столбами, являющееся пересечением центрального нефа и трансепта, называется средокрестием. Со столбов на стены перекидывались арки, несущие полуцилиндрические (бочковые) своды. На четыре главных столба опирался барабан со световыми окнами, поддерживающий главный купол храма. С центральным куполом могли соседствовать от 4 до 12 меньших куполов (главный купол символизирует Христа, 5 куполов - Христа с евангелистами, 13 куполов - Христа с апостолами). Византийский крестово-купольный храм
-
Вход в храм, обрамленный порталом, располагался с западной стороны. С восточной стороны располагался алтарь, где происходила важнейшая часть христианского богослужения. В области алтаря стена выдавалась полукруглыми выступами - абсидами(апсидами), крытыми полукуполами - конхами. Византийский крестово-купольный храм
-
Византийский крестово-купольный храм
-
Если купол символизировал Церковь небесную, то алтарь - Церковь земную. В алтаре размещался престол - возвышение, на котором проходило таинство евхаристии - пресуществление Святых Даров (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы). Позднее севернее алтаря стали устраивать жертвенник (также с престолом, но меньшего размера), а южнее - дьяконник - помещение для хранения богослужебных сосудов и одежд. Византийский крестово-купольный храм
-
Византийский крестово-купольный храм
-
Приблизительно с IV века алтарь стали отделять алтарной преградой (устройство первой алтарной преграды приписывают Святому Василию Великому). Преграда отделяла священнослужителей от мирян и придавала евхаристическому действу особую торжественность и таинственность. Византийский крестово-купольный храм
-
Внутренняя отделка, роспись храма должны были отражать всю сущность христианского учения в зрительных образах. Персонажи Священной истории в росписи храма размещались в строгом порядке. Все пространство храма мысленно делилось на две части - "небесную" и "земную". В "небесной" части, под куполом - царство Христа и небесного воинства. На барабане храма следовало изображать апостолов, на главных столбах - четырех евангелистов ("столпов евангельского учения"). Византийский крестово-купольный храм
-
В абсиде, в центре "земной" части храма изображали Богоматерь (как правило,Оранту), заступницу всех людей перед Богом. Северная, западная и южная части храма, как правило, расписывались в несколько ярусов, причем верхние ярусы заполнялись сценами из земной жизни Христа, чудесами и страстями. В нижнем ярусе, на высоте человеческого роста писали Отцов Церкви, мучеников и праведников, которые как бы вместе с прихожанами возносили молитву Богу. Византийский крестово-купольный храм
-
Крестово-купольная композиция получила большое распространение как в Византии, так и в сложившейся вокруг нее зоне ортодоксии, особенно на Руси. Храм, показанный на рисунке - русский храм, полностью отвечающий византийскому архитектурному канону, но имеющий, в то же время чисто русские черты (например, купол луковичной формы характерен именно для русского зодчества, византийские архитекторы предпочитали полукруглые купола). Византийский крестово-купольный храм
-
Церковь Сан-Витале в Равенне.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне.
-
Наиболее выдающейся постройкой того времени является церковь Сан-Витале,построенная в 526— 547 гг., имеющая в плане форму восьмиугольника и увенчанная центральным куполом, что наводит на мысль о древнеримских термах, как о возможном архитектурном предшественникетакого рода постройки.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне.
-
-
Церковь Сан-Витале примечательна богатством интерьера, впечатляющего своей объемностью. Под верхним рядом окон в стене главного нефа расположена серия полукруглых ниш, захватывающих территорию боковых нефов; они как бы объединяются, создавая новое, необычное пространственное решение. Боковые нефы сделаны двухэтажными — верхние галереи (хоры) предназначались для женщин. Новая, более рациональная конструкция сводов позволила разместить по всему фасаду здания большие окна, заполняющие светом его внутренние объемы.
-
-
Церковь Сан-Витале в Равенне.
-
Неординарность внешних архитектурных форм соответствует богатому внутреннему декору очень просторного интерьера
-
Церковь Сан-Витале в Равенне.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне. Фрагмент.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне. Фрагмент.
-
Мы видим Юстиниана, его придворных, местное духовенство присутствующими на церковной службе . На противоположной стене изображена императрица Феодора со своими придворными дамами.
-
Император Юстиниан со свитой. Мозаика. Церковь Сан-Витале в Равенне.
-
Императрица Феодора со своими придворными дамами.Мозаика. Церковь Сан-Витале в Равенне.
-
Императрица Феодора со своими придворными дамами.Фрагмент мозаики. Церковь Сан-Витале в Равенне.
-
Фрагмент мозаики «Императрица Феодора со своими придворными дамами».Церковь Сан-Витале в Равенне.
-
Рядом с Юстинианом — двенадцать спутников (из них шестеро — солдаты, сгрудившиеся позади щита с монограммой Христа), и количество их не случайно совпадает с числом апостолов.
-
Император Юстиниан со свитой. Мозаика. Церковь Сан-Витале в Равенне.
-
На этих мозаиках мы видим новый идеал человеческой красоты. Здесь мы видим очень высоких стройных людей с маленькими ступнями, некрупными удлиненными лицами, на которых выделяются большие, пристально глядящие на зрителя глаза. Скрытые под складками тканей тела, кажется, способны лишь на медлительные церемониальные жесты и ношение величественных одеяний. Безусловно, художник стремился придать лицам Юстиниана и стоящих вблизи него портретное сходство.
-
Действительно, их черты весьма индивидуальны (особенно это касается архиепископа Максимиана), но вместе с тем настолько подогнаны под идеал, о котором шла речь выше, что кажется, будто они принадлежат членам одной семьи: Все те же большие темные глаза под изогнутыми бровями, тот же маленький рот, узкий, длинный с легкой горбинкой нос — отныне это станет типичным для византийской живописи.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне. Фрагмент.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне. Фрагмент.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне. Фрагмент.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне. Фрагмент.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне. Фрагмент.
-
Мозаики хоров из церкви Сан Витале в Равенне
-
Церковь Сан-Витале в Равенне. Фрагмент.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне. Фрагмент.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне. Фрагмент.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне. Фрагмент.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне. Фрагмент.
-
Церковь Сан-Витале в Равенне. Фрагмент.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Среди дошедших до нас константинопольских памятников эпохи правления Юстиниана выдающееся место занимает построенная в 532—537 гг. церковь Св. Софии, т. е. Божественной Мудрости (Айя-София, как ее называют на Востоке). Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Это уникальный шедевр архитектуры того времени и одно из величайших проявлений созидающего гения человечества. Храм пользовался такой славой, что в памяти людей даже сохранились имена его создателей — Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
После турецкого завоевания в 1453 г. он был превращен в мусульманскую мечеть. Постепенно к нему были пристроены 4 минарета. В архитектурном отношении это постройка переходного типа между сооружениями раннехристианского зодчества и новыми византийскими храмами. Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Минарет - (от араб. манара, букв. – маяк) – башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних – внутри башни. Различаются два основных типа минаретов – четырехгранные (Северная Африка), либо круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Сохранилась в плане продольная ось, но центральным элементом главного нефа служит огромный купол.С подкупольным пространством соединяются, превращая неф в овал, две огромные ниши с полусферическим верхом, к которым примыкают, как в церкви Сан-Витале, меньшие полукруглые ниши. Таким образом, купол размещен как бы между двумя симметричными половинами здания. Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Посредством четырех арок он опирается на громадные колонны, образующие в плане квадрат. Так что расположенные под этими арками стены лишены несущей функции. Переход от образуемого основаниями арок квадрата к нижнему краю купола осуществляется с помощью сферических треугольников — так называемых парусов. Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Этот архитектурный прием обеспечивает сооружение более высокого и легкого купола, причем с применением метода строительства более экономичного по сравнению с применявшимися прежде (в частности, при сооружении Пантеона и Сан-Ви-тале), когда купол опирался на барабан — круглый либо многогранный. Сам план здания, использование главных несущих столбов-опор, масштабность постройки — все это вызывает в памяти базилику Константина Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Базилика Константина, Рим. Ок. 310-320 н.э.
-
-
Базилика Константина, Рим. Ок. 310-320 н.э.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Входя внутрь храма словно ощущаешь его невесомость; кажется, обладающие массой и жесткостью элементы его конструкции остались где-то снаружи. Перед нами — распахнутое пространство, в котором ниши, апсиды, арки — подобны наполненным ветром парусам корабля. Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Здесь ключевую роль, как никогда прежде, играет свет. Купол парит, «как свод светозарных небес», по выражению современника, поскольку у его основания находится ряд близко расположенных окон, а в стенах самого храма их столько, что те приобретают прозрачность кружевной занавеси, а золотое мерцание мозаик окончательно создает иллюзию «нереальности» этого мира, предстающего перед нашим взором. Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
-
Храм Св. Софии в Стамбуле.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.