Содержание
-
Архитектура и скульптура Пскова и Новгорода
-
Архитектура Новгорода
Строительство XIV—XV веков в Новгороде характеризуется широким размахом. Многочисленные храмы строятся боярами, посадниками, архиепископом, купцами, корпорациями уличан. Новгородские зодчие — выходцы из той же среды городского ремесла — вносят в это строительство живую творческую мысль и являются проводниками народных художественных взглядов в архитектуре. В то же время на ее развитие накладывают свой отпечаток консервативные идеологические тенденции господствующих феодальных верхов, особенно нарастающие в XV веке в связи с упорным сопротивлением новгородского боярства включению Новгорода в состав Русского централизованного государства.
-
Архитектура Пскова
В обстановке оскудения и опустошения Русской земли большее, чем когда-либо, значение приобрело деревянное зодчество. Как от древнейшего времени, так и от XIII—XIV веков памятников деревянного зодчества не сохранилось.
-
Церковь Успения на Волотове (1352) развивает принципы, заложенные в основе архитектурного образа церкви Николы на Липне. Здесь лопатки исчезают вовсе, и монолитный объем стройного четверика легко завершается трехлопастным покрытием, сочетающимся, однако, со старой системой сводов. Асимметрично расположенные притворы создают живописность композиции. Зодчий стремился придать внутреннему пространству храма еще большее единство и свободу, широко расставив столбы и округлив их западную пару.
-
Во второй половине XIV века складывается классический тип новгородского храма, представленный двумя боярскими постройками: церковью Федора Стратилата (1360) и Спаса на Ильине улице (построенной «боярином Василием Даниловичем со уличаны», 1374)
-
Крупнейшим памятником псковского зодчества был недошедший до нас Троицкий собор Пскова, созданный в 1365 —1367 годах «на старой основе» собора XII века. Есть основание полагать, что его автором был псковский зодчий Кирилл. Собор, известный нам по весьма точному рисунку конца XVII века, сохранял основные особенности композиции храма XII века — пониженный нартекс (западная часть шестистопного храма) и боковые притворы; композиция же верха была сильно переработана. Угловые своды в четверть окружности были опущены, так что центральные закомары фасадов поднялись кверху, разорвав сплошную кривую перекрытия. Постамент под барабаном, отражающий повышенные подпружные арки, был завершен восьмериком треугольных и полукруглых кокошников, тоесть получил композицию «восьмерика на четверике», характерную для деревянного зодчества.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.