Содержание
-
Феофан Грек
Святитель. 1378. Собор Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде
pptcloud.ru
-
Древнерусское искусство, как правило, анонимно, потому что зодчий, иконописец или мастер колокольного дела не искал своей славы, а творил во имя Бога. Имена самых выдающихся мастеров дошли до нас через летописи, монастырские хроники, частную переписку. Одно из них – Феофан Грек, художник, чье искусство стало откровением для современников и потомков.
Феофан прибыл на Русь из Византии, поэтому и получил прозвище Грек или Гречин. Летопись сообщает, что ко времени прибытия на Русь он расписал сорок каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате и Кафе.
-
Первой известной русской работой Феофана была роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, построенной в 1374 г.
Главное содержание росписи – явление божественного света в мир и преображение творения божественными энергиями.
Согласно Третьей Новгородской летописи мастер расписал храм в 1378 г. по заказу боярина Василия Даниловича и горожан Ильиной улицы.
-
Подбор образов пророков необычен – это до-потопные пророки Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной. Из поздних – Илья Пророк и Иоанн Предтеча.
- Пророки Адам, Авель, Сиф
- Илья Пророк, Иоанн Предтеча
- Образы Ильи и Иоанна Предтечи символизируют связь Ветхого и Нового завета
- Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде
-
- Столпник
- Троица (Гостеприимство Авраама)
- Макарий Египетский
- Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде
-
Живописный язык Феофана Грека экспрессивный, динамичный, почти эскизный. Оригинальна и палитра художника, сведенная к дихотомии: все пишет практически двумя красками – охрой и белилами. На охристо-глиняном фоне (цвет земли) вспыхивают молнии белильных бликов (свет, огонь, божественные энергии).
Роспись Преображенской церкви не находит аналогов среди древнерусских памятников.
Епифаний Премудрый называл Грека «философом зело хитрым» и рассказывал, что мастер писал свободно, невзирая на образцы, и что при этом общался со всяким, кто приходит смотреть на его работу и даже проповедовал с лесов.
Помимо Новгорода Великого и Москвы, Феофан Грек работал в Нижнем Новгороде, Переславле Залесском, Коломне.
-
Храмовый образ «Преображение Господне» обновленного в 1401 г. домонгольского Спасо-Преображенского собора в Переславле- Залесском написан на доске большого размера (184x134) (ныне в ГТГ, Москва).
Явление воплощенного Света, озарившего пламенем божественного огня Фавор, изображено по-феофановски темпераментно и смело. Свет, исходящий от Христа, не только повергает апостолов ниц, но и преображает саму природу: всполохи голубоватого света скользят по деревьям, камням, горам, образуя в них воронки, как бы вторгаясь внутрь материи, изменяя ее структуру. Чудо Преображения понимается здесь как великая вселенская мистерия, в которой преображается все творение.
-
Донская икона Богоматери происходит из Коломны (ныне в ГТГ, Москва).
Образ Богородицы на Донской иконе написан явно под влиянием знаменитой Владимирской иконы Божьей Матери, которую по инициативе митрополита Киприана перенесли из Владимира в Москву в 1395 г., когда городу угрожал хан Тамерлан.
Донская икона выносная, двухсторонняя, на ее оборотной стороне написано Успение Пресвятой Богородицы.
Донская икона Богоматери. 1392
-
- Успение Пресвятой Богородицы
- Оборотная сторона Донской иконы Богоматери. 1392
- Фрагмент
-
Согласно летописи в 1405 г. Благовещенский собор был расписан по заказу великого князя Московского Василия Дмитриевича. Иконописную артель возглавляли три мастера: Феофан Грек, старец Прохор с Городца и чернец Андрей Рублев.
Образы иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405: архангел Михаил, Богоматерь, Спас, Иоанн Предтеча
-
Образы иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. 1405:
Василий Великий, апостол Петр, архангел Гавриил, апостол Павел, Иоанн Златоуст
Образы Благовещенского деисуса, как и весь иконостас, оказали огромное влияние на последующее развитие древнерусского искусства.
-
Духовный накал произведений Феофана Грека невероятно высок, все они вызывают ассоциации с триумфом, победой, неземной славой, величием Бога и подвигом человека. Это стало хорошей прививкой для культуры, жившей в условиях татарского ига, набиравшейся силы для сопротивления Орде и национального возрождения. Этому же способствовала и деятельность преп. Сергия Радонежского с плеядой его учеников, митрополита Киприана, преп. Андрея Рублева.
-
Презентация подготовлена Е. Князевой на основе материала И. ЯзыковойЖурнал «Искусство» № 4/2012
Преображение Господне. Фрагмент. 1403
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.