Содержание
-
Художник и окружающий мир
-
Реальный мир — основа для художественного творчества.
Художественное и научное постижение действительности. Классификация по результатам мышления творческое; репродуктивное. Операции мышления Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной. Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей. Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия. Классификация — группировка предметов по признакам. Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам. Конкретизация — выделение частного из общего. Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
-
Законы художественного творчества
Создавая произведение, художник подчиняется определенным законам художественного творчества. Один из них – индивидуально неповторимое отношение к миру. В художественном творчестве огромное значение имеют врожденные качества: музыкальный слух, способность чувствовать гармонию цветов, ритмику стиха, эстетическую значимость объектов и форм и т. д. Другой отличительной особенностью художественного творчества является то, что в нем преобладают эмоциональные реакции и эмоциональное отражение мира. Фантазия является результатом неудовлетворенности и побудительной причиной действия. Другой существенной чертой художественного мышления является ассоциативность, то есть такая связь представлений и понятий, в которой одна из них, возникнув в сознании, вызывает (по сходству, противоположности, смежности или контрастности) другое представление, или понятие, или же цепь таковых. Анализ всеобщих законов художественного творчества позволяет выделить несколько основных стадий, состояний, через которые проходит художник в процессе создания произведения искусства.
-
Художественный образ
Как возникает художественный мир, новая реальность, которая не может быть целиком объяснена из уже существующего мира? Художественный образ - особый способ отражения жизни, в котором преломляется собственный мир чувств и переживаний художника. Художественный образ — «знакомый незнакомец» (В. Г. Белинский). Художественный образ - единство изображения и выражения.
-
Проблема правды и правдоподобия в художественном творчестве.
Как соотносится вымысел и действительность в художественном произведении? В чем правда искусства?
-
Чем больше зрелищ на историческую тему нам предлагается, тем чаще хочется задать вопрос: мы уверены, что живем в государстве, у которого было прошлое? Уж больно по-разному трактуют это прошлое составители учебников истории и авторы бестселлеров, создатели блокбастеров и ведущие рейтинговых телепрограмм.
-
Мы ведь не кинокритики и поэтому разбирать каждый фильм не станем, наверное. Да и цель разговора другая. Если давать какой-то общий методологический посыл, то, конечно, правда истории и правда искусства – это разные правды. Потому что правда истории – это точный исторический факт, доказанное историческими методами явление или процесс. То есть правда истории апеллирует к разуму человеческому. Ну а в искусстве апеллируют к душе человека, к сердцу. Таким образом, мы наблюдаем расходящиеся линии. Хотя нельзя утверждать, что методами искусства не удавалось и не удается проникнуть в историческую суть эпохи. Фильм «Царь». Время Ивана Грозного. Давайте вспомним Лермонтова и его «Песню о купце Калашникове». Или Репина и его картину «Иван Грозный и сын его Иван». Проникли? Еще как!
-
-
«Царь» - это, конечно, не исторический фильм. Три-четыре исторических лица, которые есть в фильме, даты и факты, в нем приведенные, это всего лишь точки, необходимые для рассуждений режиссера о проблеме добра и зла. Проблеме, давненько уже выраженной в вопросе: оправдывает ли цель средства? Отсюда и герои. Грозный как носитель едва ли не всего вселенского зла и митрополит Филипп как носитель идеалов православного христианства. В такой постановке вопроса нет ничего противоестественного и поэтому нет смысла обсуждать наличие или отсутствие в фильме ошибок и неточностей сугубо исторического плана.
-
В фильме есть, скажем так, «восточный» мотив. То ли еврейская, то ли татарская шапочка на голове царя, целование ног – это мелкие штрихи, отсылающие к тому восточному влиянию, которое Русь испытывала всегда. С другой стороны, митрополит Филипп укрывает воевод после их поражения под Полоцком, на западных рубежах от западной же силы. Подспудно закладывается ощущение «восточного зла», воплощенного даже в повседневных привычках царя Ивана, и справедливой силы, граничащей с Русью на западе. Вечно навязываемая нам дилемма: Восток – это тирания, Запад – человек. В истории России не было ничего такого, чего не было бы у других государств. Есть чем гордиться, что осуждать и что ненавидеть.
-
История могла предоставить режиссеру фильма Лунгину более богатый материал для исследования времени царствования Ивана Васильевича. В фильме «Царь» есть исследование психологического, а не исторического феномена. Эйзенштейн. «Иван Грозный». Царь – олицетворение государственного начала, второй герой, князь Андрей Курбский, – изменник, диссидент. Понятно, что за фигурой Грозного маячит облик Иосифа Виссарионовича, образ Курбского навеян реальным Тухачевским. Но историческая суть событий от этого не становится менее драматической.
-
Есть ли пример исторического подхода к событию или герою прошлого ? Пример художественного воплощения эпохи и образа ?
Это труд великого российского историка – Николая Михайловича Карамзина, который облек свой абсолютно научный труд – «Историю Государства Российского» – в прекрасную литературную оболочку. Это – Пушкин. «Борис Годунов». Это блестящее стихотворное переложение и событий, и характеров, и оценок времени Годунова. У Пушкина практически нет никаких отступлений от научной прозы Карамзина. Пушкин гениально уловил точную оценку эпохи в постоянно повторяющемся у Карамзина рефрене «народ безмолвствует».
-
А как быть с романом Льва Николаевича Толстого «Война и мир»? Там Кутузов вовсе не прозорливый полководец, а влекомый волею событий старик. И что – не читать Толстого? Есть разница между авторским прочтением и фактом, между искусством и наукой историей. Давайте вспомним довоенный еще фильм «Александр Невский». Это отнюдь не исторически точный портрет великого князя, а исторические события трактовались режиссером весьма свободно. Однако у фильма была задача – воспитание патриотизма и формирование простейших представлений об истории страны и народа. И он эту задачу выполнил. Есть разные уровни знаний. Есть арифметика истории, а есть высшая математика истории. От простого к сложному. Иной дороги нет.
-
Право выбора за художником. Он волен идти дорогой исторической точности, или психологического анализа, или философского поиска. Но где же внутренняя потребность художника всюду проявлять собственное политическое видение исторического события и современное его политическое же толкование? И это толкование на зависть однообразно, а следы ведут в страны, откуда нам уже много веков пеняют по поводу нашей политической отсталости, ущербности, дикости…Отрицать же наличие двойных стандартов в отношении России вообще и ее истории в частности бессмысленно. Они есть.
-
Есть два критерия в нашей науке. Есть оценка государственническая и оценка гуманистическая. Как их совместить? Точного ответа еще никто не сформулировал. Велика роль личной ответственности каждого гражданина: в том числе и историка, и художника.
-
В общественной мысли страны сегодня есть такая тенденция: история России – это череда сплошных преступлений, унижений, бесчинств. Но есть и ровно противоположная: будто вся наша история – это сплошная героика и победы. Но так ведь не бывает. Нет идеального государства, нет идеального народа, нет идеальных государственных личностей. К слову, у Карамзина и Пушкина «народ безмолвствует». У Лунгина ситуация серьезнее. «Где мой народ?» – спрашивает Грозный в конце. У кого, хотелось бы знать, спрашивает?– Какова же формула баланса между исторической правдой и художественным вымыслом?
-
Невозможно в одну телегу впрячь коня и трепетную лань.– И что есть конь? А что есть лань?– Конечно же, конь – историческая наука, а лань – художественное произведение. Трепетность – это к искусству. Историкам – надежность и труд.
-
Кто же он «художник»?
Слово художник имеет следующие значения: Человек, занимающийся изобразительным искусством (художник в узком смысле слова) — прежде всего живописью (живописец), но также графикой (художник-график), фотоискусством (фотохудожник) и т. д. Деятель искусств (художник в широком смысле слова). Человек, который выполняет что-нибудь с большим художественным вкусом, мастерством (художник в переносном смысле слова).
-
Художник-творец, преобразующий мир и открывающий в нем «невидимое посредством видимого».
Как рождается художник и что питает его вдохновение?
-
Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François-Auguste-René Rodin) (12 ноября1840 — 17 ноября1917) — знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Процесс творчества: от наблюдения и накопления жизненных впечатлений к их осмыслению и художественному воплощению.
-
Как можно воспринять окружающий мир?
через зрительные и звуковые образы. Художник стремится к точному воспроизведению окружающего мира, попытки увидеть в нем рациональное начало (реализм). Но всегда есть возможность посмотреть на окружающий мир сквозь призму фантастического и ирреального.
-
Домашнее задание:
Подготовить сообщение «Судьба великого мастера: становление таланта, творческая индивидуальность и неповторимость стиля». Скульптура (скульпторы) Архитектура (архитекторы) Живопись (художники) Художественное слово (писатели и поэты) Музыка (композиторы) МАСТЕР
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.