Содержание
-
Искусство России на пороге Нового времени
-
эпоха крутого перелома в отечественной истории 17 век От царствования Ивана Грозного до империи Петра 1 Россия прошла путь длиною в сто лет, но это были поистине трагические времена: Непримиримой борьбы за престол Кровопролитных войн с польско-шведскими интервентами Крестьянских восстаний Не менее трагическим событием стал церковный раскол.
-
В эпоху «бунташного века» искусство пыталось преодолеть жесткие рамки прежних традиций. Искало новые пути реализации своих возможностей. В общественной мысли и художественном творчестве пробуждался интерес к окружающему миру и человеческой личности. Таким образом, появились парсуны – предвестники портрета.
-
В архитектуре активно обсуждался вопрос о каноничности культового зодчества. При возведении каменных храмов, строго соблюдался закон «освященного пятиглавия» Так патриарх Никон считал шатровое завершение неприемлемым для церкви. Должно быть пять куполов с золочёными крестами и тройной алтарь с полукруглыми апсидами.
-
Церковь троицы в Никитниках
Построена купцом Г. Никитниковым на территории собственной усадьбы в 1631—34 Поднятое на высоком подклете сооружение отличается несимметричной компоновкой объёмов, все-таки возможно, обусловленной конфигурацией тесно застроенного усадебного участка. Насыщенная и разнообразная архитектурная декорация здания, выделяющаяся среди иных столичных церквей этого времени выразительной пластикой и рельефной трактовкой деталей, предвосхитила архитектурные приёмы, ставшие широко распространёнными во 2-ой половине XVII в.
-
К концу 17 в. складывается тип культовой постройки
«Восьмерик на четверике» — популярный конструктивный тип здания в русской церковной архитектуре, как каменной, так и деревянной. При этом нижняя часть представляет собой кубический объём (в деревянном зодчестве — сруб), а верхняя — поставленный на него восьмигранник (сруб «со скошенными углами»). Выше может быть расположен ещё один или два восьмерика, с завершением в виде шатра или купола. В России особенное распространение такой тип получил в XVII и XVIII в. (в эпоху барокко).
-
Параллельно с каменным зодчеством развивалась и деревянная архитектура
В народе сложено немало легенд о плотниках, строивших дома и храмы с помощью одного топора. Примечательно, что храмы именно рубились – так дерево сохранялось лучше чем спиленное. При этом на торцах бревен забивались поры, влага не проникала внутрь, и дерево, пропитавшись смолой, как бы консервировалось.
-
Кровлю покрывали досками, а купола – дранкой, или лемехом (небольшими осиновыми дощечками, каждая из которых вытесывалась отдельно). На покрытие церкви их требовалось десятки тысяч.
-
Выдающимся произведением деревянного зодчества является дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
Построен Семеном Петровым и Иваном Михайловым.
-
Сын первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и последовательно расширял отцовскую подмосковную резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, занимался соколиной охотой в его окрестностях и проводил здесь официальные церемонии. В 1660-х годах царь Алексей Михайлович задумал масштабные изменения коломенской резиденции. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667 года. Строился дворец из дерева по чертежам, работы вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова. С зимы 1667 по весну 1668 года были выполнены резные работы, в 1668 году обивали двери и готовили краски для росписи дворца, а в летний сезон 1669 года были завершены основные иконописные и живописные работы. Весной и летом 1670 года во дворце уже работали кузнецы, резного железного дела мастер и замочники. Осмотрев дворец, царь распорядился добавить живописных изображений, что и было выполнено в 1670-1671 годах. Государь внимательно следил за ходом работ, в течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и оставался там на день. Окончательное завершение работ пришлось на осень 1673 года. Зимой 1672/1673 года дворец был освящен патриархом Питиримом; на церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнес "Приветство" царю Алексею Михайловичу.
-
На севере деревянное зодчество по праву считается вершиной народного искусства
Церковь рождества Богородицы из села Передки Великий Новгород Георгиевская церковь из деревни Вершинина Архангельск
-
Церковь Преображения Господня в г.Кижи Карелии
-
Качественные изменения произошли и в изобразительном искусстве.
В переходную эпоху творили Симон Ушаков, Гурий Никитин и Федор Зубов. Одна из наиболее значимых работСимона Ушакова – «Насаждение древа Государства Российского» Его творчество подготовило почву для будущих петровских преобразованиях: Появляются парсуны(предвестники портретного жанра) Чаще всего это надгробные изображения Они передают индивидуальные особенности знаменитых особ Портрет пишут с натуры Заверяют документально имя изображенного Теперь это не только угодники, мученики и ангелы, а конкретные люди с мыслями, думами, чувствами
-
тест
1.Какой стиль расцветает в архитектуре в 17 веке? Классицизм Барокко Ампир 2. В художественном творчестве пробуждался интерес к человеческой личности. Таким образом, появились парсуны Иконы Церкви 3. Закон пятиглавия в строительстве церкви это Пять икон Пять основных элементов сооружения пять куполов 4. Принцип постройки .Нижняя часть представляет собой в деревянном зодчестве — сруб, а верхняя — сруб «со скошенными углами». Крестово-купольная композиция Восьмерик на четверике четверик на Восьмерик 5. Изменения в изображение портрета человека связанны с творчеством Андрея Рублева Симона Ушакова Дионисия
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.