Содержание
-
-
Каллиграфия (от греческого kalos – прекрасный и grapho – пишу) – искусство красивого письма. В средние века, когда все надписи выполнялись вручную искусство каллиграфии ценилось намного выше живописи, скульптуры и даже зодчества.
Многие народы считали написанное слово магическим талисманом.
-
Калам (тростниковое перо) – священный инструмент каллиграфа.
-
- Надпись самым ранним арабским почерком – куфи.
- Здесь еще не записаны гласные звуки.
- Куфические надписи выполнялись на предметах быта и монетах.
-
- Арабские куфические дирхемы из русских кладов.
- Русские князья часто выбивали на обратной стороне арабских дирхемов свои княжеские знаки.
- Знак князя Василия Дмитриевича – сына Дмитрия Донского.
-
- Постепенно куфические надписи становятся все более орнаментальными.
- Мастера каллиграфии добиваются выразительности каждой буквы.
-
- Особое развитие получила арабская каллиграфия после появления на Ближнем Востоке бумаги.
- Появилось огромное количество каллиграфически выполненных копий Корана.
-
В VIII веке знаменитый визирь аббасидских халифов Ибн Мукалла усовершенствовал куфическое письмо и создал «шестерку» классических арабских почерков.
За основу пропорций букв он принял первую букву арабского алфавита алеф, которая считалась символом самого Аллаха.
-
Почерк «мухаккак» (араб. «правильный, верный») отличается монументальным начертанием букв с удлиненными вертикалями и тонкими загибами.
-
Ясным, не крупным и округлым подчерком «насх» (араб. «переписка») предпочитали писать важные государственные письма.
-
В мусульманских странах Северной Африки появился изысканный почерк магреб.
-
Ислам считает недопустимым изображать людей и животных в культовых помещениях.
Поэтому на Ближнем Востоке бурно развивается орнаментальное письмо, которое соединяет надпись и рисунок.
-
Составлять фигуры из надписей разрешалось.
-
В XV-XVI веках знаменитую персидскую поэзию записывали почерком талик (насталик).
-
Каллиграфы XX века стремятся подражать мастерам талика.
-
Арабская «тугра» – искусно выполненная монограмма.
Ее исполнял личный каллиграф султана в виде подписи властителя и так прихотливо, чтобы подпись невозможно было подделать. «Абдулхамид Хан, сын Абдулмеджида, да будет всегда побеждающим!»
-
Печати халифов Омара и Османа с их туграми.
-
- Начиналась работа миниатюриста с тщательной подготовки листа.
- Лист выглаживался полированным агатом или хрустальным яйцом.
- Затем влажной кистью намечался рисунок, красным или черным цветом прочерчивались контуры.
- Сверху накладывался грунт, и по едва видимому рисунку клались основные краски.
- Чтобы краски не смешивались, использовали для каждой из них отдельную кисточку.
- На последней стадии уточнялись оттенки.
-
В изображение органично включались стихи, которые становились лишь пояснением к миниатюре.
-
- Глубина пространства на миниатюрах лишь намечалась.
- Все действие разворачивалось по вертикали – снизу вверх или сверху вниз.
-
В пейзажах часто совмещался взгляд спереди и взгляд с высоты птичьего полета.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.